Решения по делу № 16-1322/2021 - (16-6888/2020) от 29.12.2020

                                            № 16-1322/2021

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск                                02 марта 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества «Транснефть-Урал» Ковалева Р.Н. на постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 26 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Транснефть-Урал»,

установил:

постановлением судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 26 ноября 2020 года, юридическое лицо - акционерное общество «Транснефть-Урал» (далее также АО «Транснефть-Урал», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Ковалев Р.Н. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об изменении постановления судьи районного суда с исключением из описательно-мотивировочной части постановления указаний на порчу земель на земельных участках, прилегающих с северной стороны к территории ЛПДС «Медведское», площадью 3579,1 кв.м. и 2964 кв.м., об отмене решения судьи Курганского областного суда.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Из материалов дела следует, что АО «Транснефть-Урал» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – ЛДПС «Медведское» (Курганская область, Щучанский район, с. Медведское). В Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в 13-00 26.12.2019 поступило сообщение о разливе на почву нефтепродуктов (нефти) территории ЛПДС «Медведское». В целях обеспечения экологического надзора, в связи с поступившей информацией, в рамках рейдового мероприятия произведен выезд на место с целью обследования территории. Установлено, что в результате разгерметизации 25.12.2019 в 13-15 (время московское) подводящего трубопровода НС УБКУА ЛПДС «Медведское» АО «Транснефть-Урал» в Щучанском районе Курганской области произошел разлив нефти.

По результатам исследования отобранных проб почвы установлено превышение концентраций нефтепродуктов в пробах почвы в месте разлива нефти по сравнению с пробами почвы, отобранными в контрольной точке. Допущенный обществом разлив нефти привел к загрязнению почвы на земельном участке на территории производственной площадки ЛПДС «Медведское» (кадастровый номер <данные изъяты>) площадью 1 400 кв.м. и на двух земельных участках, прилегающих с северной стороны к территории ЛПДС «Медведское», в кадастровом квартале <данные изъяты>, площадью 3 579,1 кв.м и 2 964 кв.м. Согласно заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 31.12.2019 исх. № 1082, установлено, что наличие превышения нефтепродуктов в почве на земельных участках, расположенных в районе разлива нефти ЛПДС «Медведское», привело к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Транснефть-Урал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела общество привлечено к административной ответственности.

Обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым судьями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о недопустимости доказательств, на основании которых установлена вина юридического лица, являлись предметом рассмотрения судей нижестоящих судебных инстанций. Оснований не согласиться с оценкой представленных в материалы дела доказательств, как подтверждающих наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения не усматривается.

Рейдовое мероприятие проведено в соответствии с изданным приказом от 26.12.2019 в связи с поступившей информацией о возможном нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды (при разливе на почву нефтепродуктов). Приказом утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований, которым закреплен визуальный осмотр территории в районе места розлива нефтепродуктов у территории ЛПДС «Медведское», отбор проб почвы (при наличии признаков загрязнения), фотофиксация.

Уполномоченными вышеуказанным приказом должностными лицами проведено обследование территории, в ходе которого установлены следы разлива маслянистого вещества черного цвета со специфическим запахом нефти на двух локальных участках рядом с ЛПДС «Медведское», расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>, проведен отбор проб почвы с соблюдением требований ГОСТ (о чем составлены акты отбора проб, со схемами их отбора). По результатам проведенного обследования территории составлен акт обследования, к которому приложена фототаблица, в акте отражены площади вышеуказанных земельных участков, подвергшихся загрязнению.

Доказательства, подтверждающие вину общества в совершении вмененного административного правонарушения (в том числе акт проверки, акт обследования, фототаблица и план-схема к акту обследования, акты отбора проб, протоколы результатов анализа), вопреки доводам жалобы, получены с соблюдением требований закона, являются последовательными и непротиворечивыми, согласуются между собой.

Местонахождение загрязненных земельных участков и их площадь определены и зафиксированы при помощи технических средств: фотокамеры, GPS навигатора и лазерного дальномера имеющего свидетельство о поверке, отбор проб был произведен специалистом филиала ЦЛАТИ в ходе информационного обеспечения государственного экологического надзора при проведении рейдового мероприятия. То обстоятельство, что не указаны координаты поворотных точек загрязненных участков, по которым можно установить их площадь, не ставят под сомнение достоверность сведений о площади загрязненных участков (координаты самих участков, их расположение относительно ЛПДС «Медведское» отражено в акте обследования), обмер которых произведен надлежащим техническим средством измерения (достоверность сведений которого суждения заявителя о незначительном отклонении температуры воздуха под сомнение не ставит). Довод о том, что площадь загрязнения составила не более 500 кв.м. являются несостоятельными, были мотивированно отклонены при рассмотрении дела судьей районного суда, в том числе дана оценка представленным обществом доказательствам в подтверждение этого довода. Не указывают на иное и доводы об объеме вышедшей нефти, рассуждения о физико-химических свойствах нефти и температуры, поскольку площадь загрязненных участков подтверждена надлежащими доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достоверности.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом. Полномочия данного лица по составлению протокола, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены положениями статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (при этом вопреки позиции заявителя из материалов дела не следует, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде загрязнения почвы совершено на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден представленными материалами дела и сомнений не вызывает. При этом данное нарушение допущено именно АО «Транснефть-Урал», которое является надлежащим субъектом административного правонарушения, допустившим загрязнение почвы на земельном участке на территории производственной площадки ЛПДС «Медведское» (кадастровый номер <данные изъяты>) площадью 1 400 кв.м и на двух земельных участках, прилегающих с северной стороны к территории ЛПДС «Медведское», в кадастровом квартале <данные изъяты>, площадью 3 579,1 кв.м. и 2 964 кв.м.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае материалы дела не содержат доказательств, что обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению обязательных требований. Выводы о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения являются обоснованными и подтверждаются материалами дела, юридическое лицо правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности лица не усматривается. Вопреки доводам жалобы, нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Иная оценка лицом, привлекаемым к административной ответственности, представленных доказательств и обстоятельств дела, иное толкование норм закона, не свидетельствует об ошибочности выводов судей и незаконности вынесенных по делу решений.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, являющихся существенными и препятствующими рассмотрению данного дела полно, всесторонне и объективно, в соответствии с требованиями законодательства, при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судебных решений не допущено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, с соблюдением правил подсудности.

Наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.

Судьей областного суда дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление судьи Щучанского районного суда Курганской области от 15 сентября 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 26 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Транснефть-Урал» оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества «Транснефть-Урал» Ковалева Р.Н.- без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции                                          Ю.С. Зарипова

16-1322/2021 - (16-6888/2020)

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
АО ТРАНСНЕФТЬ-УРАЛ
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (Челябинская область)
Статьи

КоАП: ст. 8.6 ч.2

Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее