Решение по делу № 2-1097/2014 от 26.09.2014

К делу – 1097/14г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Панеш Х.А.,

при секретаре – Кашкаровой Е.В.,

с участием: помощника прокурора Майкопского района Республики Адыгея, Горобенко Т.В., представителя ПК «Огонек» Шанина И.Б., согласно доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу «Огонек» о признании протоколов собрания незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Потребительскому кооперативу «Огонек» о признании протоколов собрания незаконными. В обоснование требований представитель прокуратуры Майкопского района Республики Адыгея пояснила, что прокуратурой района проведена проверка деятельности потребительского кооператива «Огонек» по газификации и иному инженерному обеспечению жилых домов, района «Соцгородка» МО «Каменномостское сельское поселение» Майкопского района (далее – ПК «Огонек»).

Финансирование строительства газопровода низкого давления в микрорайоне «Соцгородка» п. Каменномостский предусматривало выделение средств из федерального, республиканского, местного бюджетов, а также привлечение средств населения.

Соответственно из федерального бюджета выделено 5570,69 рублей, республиканского бюджета 4451,12 рублей, местного бюджета 2039, 263 рубля, внебюджетные средства составили 3287,64 рубля.

Согласно распоряжению администрации МО «Майкопский район» от 24.10.2012 года № 440 – р построенный объект: «Распределительный газопровод низкого давления в микрорайоне «Соцгородок» п. Каменномостский передан на баланс администрации МО «Каменномостское сельское поселение» Балансовая стоимость газопровода составила 15348713, 25 рубля.

В целях участия в проведении газопровода низкого давления и газификации домовладений, а также инженерного обеспечения жилых домов был создан потребительский кооператив «Огонек» (протокол № 1 от 12.07.2011 года).

26.03.2013 протоколом заседания учредителей ПК «Огонек» было принято решение о том, что собственник (ранее не принявший участие в строительстве (софинансировании) газопровода низкого давления) принявший решение участия в газификации своего домовладения от газопровода кооператива обязуется оплатить в ПК «Огонек» взносы в размере 15 000 рублей - возврат членам кооператива ранее внесенных денежных средств, 10 000 рублей - погашение займа ПК «Огонек» (договор от 26.11.2012), 5 000 рублей на содержание ПК «Огонек», всего 30 000 рублей.

Согласно протоколу собрания уполномоченных представителей многоквартирных домов, членов кооператива от 13.01.2014 было принято решение об установлении суммы взноса для лиц, не являющихся членами кооператива, за подключение к газопроводу в размере 30 000 рублей.

Названные протоколы являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» деятельность в области газоснабжения, в том числе деятельность по транспортировке газа относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 35-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствие с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» в отношении населения названными протоколами устанавливается и применяется плата за подключение к газопроводу.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», которым утверждены основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. Согласно этим положениям расчеты при выполнении регулируемого вида деятельности осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно пункту 2 Правил сети инженерно-технического обеспечения это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро, тепло, газо, водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 17 Правил, плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Следовательно, плата за подключение домовладений жителей к построенному газопроводу низкого давления в микрорайоне «Соцгородок» п. Каменномостского должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых полномочными на то органами власти.

Таким образом, законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей не предоставлено права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Не основано на законе принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу, как компенсации понесенных при его строительстве затрат.

Как видно из протоколов 26.03.2013 и от 13.01.2014 приняты решения об утверждении платы за подключение к действующим газопроводам. При этом стоимость подключения установлена дифференцированно для различных категорий жителей (те, кто принимал участие в строительстве (софинансировании) газопровода низкого давления и те, кто ранее участия не принимал).

Прокурор Майкопского района считает, что указанные решения ПК «Огонек» приняты вопреки требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области газоснабжения.

Таким образом, ПК «Огонек» не имел право устанавливать тарифы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, а именно: газопроводу низкого давления в микрорайоне «Соцгородок» п. Каменномостского.

В судебном заседании представитель прокуратуры подержал заявленные требования. Пояснил, что согласно частям 1, 2 ст. 123.2 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

В соответствии с п. 1.3 ст. 1 Устава ПК «Огонек», утвержденного учредительным собранием членов ПК «Огонек», протокол от 12.07.2011 № 1 (далее – Устав), в своей деятельности кооператив руководствуется Гражданским кодексом РФ, Уставом и иными законодательными актами РФ.

В соответствии с п. 4.1 ст. 4 Устава высшим органом управления кооператива является Общее собрание членов кооператива.

В п. 4.2 ст. 4 Устава определены вопросы исключительной компетенции Общего собрания членов кооператива, в число которых входят: прием в члены кооператива и исключение из его состава, вопросы связанные с выходом из кооператива; определение размеров паевого и эксплуатационного взноса и сроков их уплаты, определение расходов на содержание органов управления (должностных лиц кооператива).

Указанные вопросы не могут быть переданы на рассмотрение исполнительных органов.

В соответствии с п. 5.1 ст. 5 Устава Правление является исполнительным органом кооператива и подотчетно Общему собранию.

В ходе проверки установлено, что оспариваемыми протоколами ПК «Огонек» от 26.03.2013 и 16.01.2014 фактически устанавливается размер паевого взноса, срок его уплаты и определение расходов на содержание кооператива.

Однако из протоколов следует, что на заседании Правления, учредителей, ПК «Огонек» от 26.03.2013 присутствуют 8 человек, а на заседании от 16.01.2014 – 27 уполномоченных представителей МКД.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что решения по протоколам ПК «Огонек» от 26.03.2013 и 16.01.2014 помимо нарушений, отмеченных в исковом заявлении, приняты не Общим собранием членов кооператива, как это предусмотрено п. 4.2 ст. 4 Устава, а Правлением.

Таким образом, оспариваемые протоколы ПК «Огонек» от 26.03.2013 и 16.01.2014 приняты с превышением полномочий Правлением кооператива, и, следовательно, являются недействительными.

Доводы ответчика о том, что имевшие место нарушения были устранены протоколом 16.04.2014, т.е. до подачи прокурором искового заявления в суд, не соответствуют действительности и являются несостоятельными по следующим основаниям.

Так, протокол собрания от 16.04.2014, которым решен вопрос о замене формулировки «плата за подключение к газопроводу» на слова «едино разовый взнос на возмещение расходов кооператива по софинансированию строительства газопровода низкого давления», а также решены вопросы установления размера взноса, порядка его внесения приняты Правлением ПК «Огонек», т.е. с превышением полномочий, а следовательно незаконно.

Кроме того, в ст. 1 Закона РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» даны основные понятия, используемые в данном законе, в том числе понятие паевого и эксплуатационного взноса. Понятие и возможность установления иных взносов законом не предусмотрены.

Вместе с тем, протоколом от 16.04.2014 установлен размер «едино разового взноса на возмещение расходов кооператива по софинансированию строительства газопровода низкого давления».

Однако Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Уставом ПК «Огонек» данный вид взносов не предусмотрен.

Следовательно, установление Правлением ПК «Огонек» 16.04.2014 размера взноса, не предусмотренного действующим законодательством, является незаконным.

Также действующим законодательством и Уставом ПК «Огонек» не предусмотрена возможность внесения изменений в ранее принятые протоколы, так как Общее собрание членов кооператива либо Правление в пределах компетенции вправе принять новое решение по любому вопросу, относящемуся к деятельности кооператива, в пределах полномочий.

Кроме того, опрошенные по данному факту Никульшина В.Д. и Колесников А.М. (копии объяснений прилагаются) пояснили, что вопрос о замене формулировки «плата за подключение к газопроводу» на слова «едино разовый взнос на возмещение расходов кооператива по софинансированию строительства газопровода низкого давления» с участием всех членов кооператива на данном собрании от 16.04.2014 не обсуждался. Они, являясь членами кооператива, в голосовании по данному вопросу не участвовали.

Также Никульшина В.Д. пояснила, что все члены ПК «Огонек» по данному вопросу не голосовали, так как он не выносился на обсуждение и голосование.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, доводы ответчика об устранении имевших местно нарушений не соответствуют действительности, ввиду чего протоколы ПК «Огонек» от 26.03.2013 и 16.01.2014 подлежат признанию недействительными.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать. Пояснил, что прокурор Майкопского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании протоколов собрания Потребительского кооператива «Огонек» по газификации и иному инженерному обеспечению жилых домов района Соц.городка МО «Каменомостское сельское поселение» Майкопского района от 26.03.2013г. и 16.01.2014 года незаконными и не подлежащими применению.

В обоснование своих требований прокурор посчитал то, что кооператив не вправе устанавливать «тарифы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям», а именно к газопроводу низкого давления в микрорайоне «Соцгородок» п.Каменомостского.

По мнению прокурора предметом иска является - тариф на технологическое присоединение к газопроводу низкого давления (далее ГНД) в микрорайоне «Соцгородок» п.Каменомостского, регулирование которого осуществляется государством, а основанием иска незаконное решение общего собрания членов ПК «Огонек» по установлению данного тарифа.

Доводы прокурора являются ошибочными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п. 6 ст. 116 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствие с ГК РФ, законами о потребительских кооперативах.

ПК «Огонек» не является коммерческой организацией, а имеет своей целью удовлетворение потребностей членов кооператива в газификации и не преследует цель извлечение прибыли.

Деятельность кооператива не регулируется государством и находится в исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, так как в соответствии с п. 1.6 Устава кооператив не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по обязательствам кооператива.

Согласно п.4 и п. 5 ст. 116 ГК РФ установлено, что члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

Общим собранием уполномоченных представителей ПК «Огонек» от 16.01.2014г. принято решение о сохранении установленного ранее размера взноса по компенсации затрат ПК «Огонек» на строительство газопровода низкого давления для лиц, не являющимися членами кооператива.

Как следует из п. 1.1 ст. 1 и п. 2.1 ст. 2 Устава ПК "Огонек", утвержденного общим собранием членов потребительского кооператива, ПК "Огонек" является добровольным объединением граждан на основе членства для совместного участия в проведении газопровода низкого давления (софинансирование) газификации домовладений и иного инженерного обеспечения жилых домов.

Согласно ст. 4 Устава ПК «Огонек» к исключительной компетенции общего собрания кооператива относится решение следующих вопросов: определение размеров паевого и эксплуатационного взносов и сроки их уплаты, образование специальных фондов кооператива.

Вносимые денежные средства являются целевыми взносами, внесенными членами потребительского кооператива на приобретение (создание) объектов общего пользования, члены этих объединений уплачивают целевые взносы на приобретение (создание) объектов общего пользования, к которым относятся: система газоснабжения, ограждения, противопожарные объекты.

То, что общее собрание ПК «Огонек» определило размер и порядок внесения взносов, вновь принимаемым членам кооператива, не участвовавшим ранее в строительстве ГНД, не противоречит закону и Уставу ПК «Огонек».

Указанные обстоятельства подтвердили опрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели Гаврилова В.В. и Петрухина Л.Д.

Таким образом, общее собрание членов ПК «Огонек» не устанавливало тарифы на технологическое присоединение к ГНД как утверждает прокурор, а определило размер и порядок вступительных взносов для новых членов ПК «Огонек» ранее не участвовавших в строительстве ГНД. Тем самым отсутствует предмет спора.

При определении размера взносов общее собрание членов ПК «Огонек» не вышло за пределы прав, предоставленных ему законом и Уставом ПК «Огонек». Внутренняя деятельность потребительского кооператива не регулируется государством, следовательно, государство не вправе вмешиваться в деятельность кооператива по определению размера и порядка внесения взносов членами кооператива, что подтверждает отсутствие основания иска заявленного прокурором.

При рассмотрении дела следует учесть то, что уличный ГНД был создан в порядке долевого участия жителями поселка с соблюдением закона и действовавших на этот период правовых актов, что по смыслу положений ч. 1 ст. 218, ст. 244 ГК РФ свидетельствует о возникновении у них права общей долевой собственности на возведенный объект. Однако, до настоящего времени право собственности на ГНД ни за кем не зарегистрировано.

Так, ГНД в микрорайоне «Соцгородок» на балансе ПК «Огонек» не значиться. ПК «Огонек» не является собственником ГНД и не выступает в качестве организации, оказывающей услуги по транспортировке газа и услуги по подключению к ГНД и в силу правового положения ПК «Огонек» на него не распространяются требования законодательства, регулирующего отношения в области газоснабжения. В соответствии с пунктом 17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Следовательно, плата за подключение домовладений жителей сельских населенных пунктов к построенному газопроводу должна определяться на основании тарифов, устанавливаемых полномочными на то органами власти, а не решениями потребительского кооператива.

Согласно Порядку газификации домовладений и открытии лицевых счетов в ОАО «Газпром-газораспределение-Майкоп» (далее Общество), общество осуществляет и контролирует проект газификации, выполнение работ по монтажу внутридомового газового оборудования и дворового газопровода, производство врезки в действующий газопровод, указанные работы производятся на основании выданных заявителю технических условий; технические условия выдаются на основании представленных заявителем документов, одним из которых является справка собственника ГНД о долевом участии в строительстве газопровода, к которому планируется присоединение (разрешение владельцев).

Указанные обстоятельства подтвердила в судебном разбирательстве представитель Общества, а также указало, что заказчиком ГНД выступило МО «Майкопский район» и Общество не располагает сведениями о собственниках ГНД.

Не осуществляя услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям микрорайона «Соцгородок» и подключению к сетям ГНД ПК «Огонек» не вправе включать в свои расходы амортизационные отчисления от стоимости ГНД по статье "Амортизация основных средств", так как ГНД не находится на балансе ПК «Огонек» и не может иным способом компенсировать затраты по строительству газопровода как установлением разовых либо дополнительных взносов для новых и действующих членов кооператива.

Таким образом представитель ответчика считает, что ПК «Огонек» не нарушало законодательством Российской Федерации по установлению платы (тарифа) за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения газораспределительных сетей.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

Учредительным собранием членов ПК «Огонек» по газификации, и иному инженерному обеспечению жилых домов, района Соц.городка МО «Каменномостское сельское поселение» Майкопского района (протокол № 1 от 12.07.2011 года утвержден) утвержден Устав ПК «Огонек» по газификации, и иному инженерному обеспечению жилых домов, района Соц.городка МО «Каменномостское сельское поселение» Майкопского района (далее – Устав).

В соответствие с п. 1.3 ст. 1 Устава кооператив в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом и иными законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1 ст. 4 Устава высшим органом управления кооператива является Общее собрание членов кооператива.

В соответствие с п. 5.1 ст. 5 Устава Правление является исполнительным органом кооператива и подотчетно Общему собранию. Пунктом 5.2 комментируемой статьи определено, что в компетенцию Правления кооператива входит решение вопросов за исключением вопросов отнесенных к исключительной компетенции общего собрания.

В п. 4.2 ст. 4 Устава определены вопросы исключительной компетенции Общего собрания членов кооператива, в число которых входят: прием в члены кооператива и исключение из его состава, вопросы связанные с выходом из кооператива; определение размеров паевого и эксплуатационного взноса и сроков их уплаты, определение расходов на содержание органов управления (должностных лиц кооператива).

Указанные вопросы не могут быть переданы на рассмотрение исполнительных органов.

Согласно представленному протоколу заседания правления учредителей ПК «Огонек» от 26.03.2013 года, правлением учредителей ПК «Огонек» установлен размер паевого взноса, срок его уплаты и определены расходы на содержание кооператива.

Согласно протоколу собрания уполномоченных представителей МКД, членов кооператива от 16.01.2014 года, размер паевого взноса, оставлен без изменения в размере 30000 рублей.

Суд считает, что протокол заседания правления учредителей ПК «Огонек» от 26.03.2013 года и протокол собрания уполномоченных представителей МКД, членов кооператива от 16.01.2014 года, принят в нарушение ст. 4 и ст. 5 Устава ПК «Огонек» по газификации, и иному инженерному обеспечению жилых домов, района Соц.городка МО «Каменномостское сельское поселение» Майкопского района утвержденного 12 июля 2011 года и не подлежит применению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,442 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к потребительскому кооперативу «Огонек» о признании протоколов собрания незаконными удовлетворить.

Признать Протокол заседания правления, учредителей ПК «Огонек» от 26.03.2013 года незаконным и не подлежащим применению.

Признать Протокол собрания уполномоченных представителей МКД, членов кооператива от 16.01.2014 года незаконным и не подлежащим применению.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.

Судья__________________

2-1097/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Майкопского района РА
Ответчики
ПК "Огонек"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Панеш Хизир Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
26.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.09.2014Передача материалов судье
01.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2014Подготовка дела (собеседование)
20.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2014Судебное заседание
11.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее