Решение по делу № 33а-865/2017 от 12.01.2017

Судья Гурская А.Н. Дело № 33а-865

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 февраля 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Пилипенко Е.В., Ровенко П.А.

при секретаре Моисеенко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Хасанского района к Думе Хасанского муниципального района о признании незаконным протокола очередного заседания, возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района по апелляционным жалобам Идрисова Р.Р., Задорожного А.М. на решение Хасанского районного суда Приморского края от 16 ноября 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено: на Думу Хасанского муниципального района Приморского края возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, рассмотрев на ближайшем заседании Думы вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района: Идрисова Р.Р., Задорожного А.М. и Ищенко С.В.

Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., объяснения представителя Идрисова Р.Р., Задорожного А.М.- Кадырова Э.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

И.о. прокурора Хасанского района Приморского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При проверке сведений о доходах, расходах, принадлежащем имуществе и обязательствах имущественного характера, установлено, что депутатами Думы Хасанского муниципального района Задорожным А.М., Идрисовым Р.Р., Левченко И.А., Паневиным В.М., Текиевой Е.В., Хайт А.П., Ищенко С.В. справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законом срок - до 30 апреля 2016 года, а также на момент проверки не подавались.

На основании вышеизложенного 14 июня 2016 года прокурором района в Думу Хасанского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона о противодействии коррупции, в котором отражено требование о досрочном прекращении полномочий депутатов Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Левченко И.А., Паневина В.М., Текиевой Е.В., Хайт А.П., Ищенко С.В.

Полномочия депутата Текиевой Е.В. досрочно прекращены на основании ее заявления решением Думы района № 322 от 29 июня 2016 года.

28 июля 2016 года Думой Хасанского муниципального района принято решение № 336 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района пятого созыва и об изменении составов постоянных комиссий Думы», которым по результатам рассмотрения представления прокуратуры района досрочно прекращены полномочия депутатов Думы Хасанского муниципального района Хайт А.П., Левченко И.А., Паневина В.М., в досрочном прекращении полномочий депутатов Идрисова Р.Р., Задорожного А.М., Ищенко С.В. - отказано.

Просит признать незаконным протокол очередного заседания Думы Хасанского муниципального района от 28 июля 2016 года по 15 вопросу повестки дня «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района пятого созыва и об изменении составов постоянных комиссий» в части исключения из проекта решения Думы района фамилии депутата Идрисова Р.Р., голосования по депутату Задорожному А.М., Ищенко С.В. незаконными; возложить обязанность на Думу Хасанского муниципального района принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района Идрисова Р.Р., Задорожного А.М., Ищенко С.В. в соответствии с ч.7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на ближайшем заседании Думы Хасанского муниципального района.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, суд счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

По делу вынесено указанное решение.

В апелляционных жалобах заинтересованных лиц Идрисова Р.Р., Задорожного А.М. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч.10 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях, прямо указанных в этой части, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу ч.7.1 ст.40 Закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

К лицам, замещающим муниципальную должность, относятся депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса (абз.17 ч.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно п. 2.1 Нормативно-правового акта «О представлении лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления Хасанского муниципального района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», принятого решением Думы Хасанского муниципального района № 163 от 6 декабря 2012 2012 года (с изменениями, внесенными №64-НПА от 29 июня 2015 года и №87-НПА от 21 декабря 2015 года), лица, замещающие муниципальные должности, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии с п.2.1 Нормативно-правового акта №41-НПА от 29 декабря 2014 года «О представлении лицами, замещающими муниципальные должности в органах местного самоуправления Хасанского муниципального района, сведений о расходах», принятого решением Думы Хасанского муниципального района № 147 от 25 декабря 2014 года, с изменениями внесенными решениями Думы №204 от 25 июня 2015 года, №270 от 18 декабря 2015 года, лица, замещающие муниципальные должности ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представляют сведения о расходах, а также о расходах своих супруга (супруги).

По делу установлено, что прокуратурой Хасанского района проведена проверка исполнения депутатами Думы Хасанского муниципального района антикоррупционного законодательства в части соблюдения установленной обязанности предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам проведенной проверки установлено, что депутатами Думы Хасанского муниципального района Задорожным А.М., Идрисовым Р.Р., Левченко И.А., Паневиным В.М., Текиевой Е.В., Хайт А.П., Ищенко С.В. в нарушение требований действующего законодательства о противодействии коррупции не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный (до 30 апреля 2016 года) срок.

14 июня 2016 года прокурором Хасанского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о досрочном прекращении полномочий депутатов Задорожного А.М., Идрисова Р.Р., Левченко И.А., Паневина В.М., Текиевой Е.В., Хайт А.П., Ищенко С.В.

27 июня 2016 года депутатом Текиевой Е.В. подано заявление о досрочном прекращении полномочий и 29 июня 2016 года Думой Хасанского района принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Текиевой Е.В. (№322 от 29 июня 2016 года).

Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района Хайт А.П., Левченко И.А., Паневина В.М., Идрисова Р.Р., Задорожного А.М., Ищенко С.В. рассматривался на очередном заседании Думы Хасанского муниципального района пятого созыва 28 июля 2016 года.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры района Думой Хасанского муниципального района 28 июля 2016 года принято решение № 336 «О досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Хасанского муниципального района пятого созыва и об изменении составов постоянных комиссий Думы», которым досрочно прекращены полномочия депутатов Думы Хасанского муниципального района Хайт А.П., Левченко И.А., Паневина В.М.

Вместе с тем, согласно протоколу очередного заседания №30 от 28 июля 2016 года (вопрос № 15 повестки дня) в отношении депутата Идрисова Р.Р. принято решение об исключении его из проекта решения Думы и голосование о прекращении полномочии в отношении указанного депутата не проводилось. В отношении депутатов Задорожного А.М., Ищенко С.В. большинство депутатов проголосовали против прекращения их полномочий.

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к выводу обоснованности требований прокурора в части признания протокола очередного заседания Думы по 15 вопросу повестки дня в части исключения из проекта решения фамилии депутата Идрисова Р.Р., голосования по депутатам Задорожному А.М. и Ищенко С.В. незаконным.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку решение, изложенное в протоколе очередного заседания Думы в оспариваемой прокурором части, противоречит требованиям закона, предъявляемым к депутатам представительного органа власти, так как указанными лицами допущены нарушения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», Нормативно-правовых актов Думы Хасанского муниципального района № 163-НПА от 6 декабря 2012 года, № 270 от 29 декабря 2014 года.

Доводы апелляционных жалоб Идрисова Р.Р. и Задорожного А.М. о нарушении процессуальных прав заинтересованных лиц вследствие их не извещения судом о рассмотрении дела являются безосновательными.

Так, из материалов дела усматривается, что судебные извещения о месте и времени подготовки административного дела к судебному разбирательству и судебного заседания были направлены Идрисову Р.Р. по адресу: г.Владивосток, ул.Шошина, д.35 кв. 54, где, как пояснил представитель административного истца в заседании судебной коллегии, Идрисов Р.Р. фактически проживает и имеет возможность получать почтовую корреспонденцию; Задорожному А.М. по месту регистрации: г.Владивосток, ул. Авроровская, 4, и возвращены в суд по истечении срока хранения (л.д. 54,55, 58,59).

Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб Идрисова Р.Р., Задорожного А.М. у суда первой инстанции не имелось препятствий для рассмотрения дела в судебном заседании 16 ноября 2016 года.

Доводы об отсутствии предусмотренных ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, являются необоснованными, поскольку в данном случае возможность применения упрощенного порядка рассмотрения выступает в качестве последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей.

Поскольку никто из лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явился, от административных ответчиков не поступало возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд первой инстанции в связи с наличием условий, предусмотренных ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Рассмотрение дела судом первой инстанции в порядке упрощенного судопроизводства не повлекло нарушения прав заинтересованных лиц.

Утверждение в апелляционных жалобах о том, что суд необоснованного сослался на признание председателем Думы Хасанского муниципального района административного иска, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку решение суда основано не на признании иска административным ответчиком, а на исследовании фактических обстоятельств дела.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было.

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Хасанского районного суда Приморского края от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Идрисова Р.Р., Задорожного А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-865/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Прок.Хасанского р-на
Ответчики
Дума Хасанского м/р
Суд
Приморский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
02.02.2017[Адм.] Судебное заседание
10.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее