Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-35/2016 (2-1083/2015;) ~ М-1101/2015 от 30.11.2015

Решение в окончательной форме изготовлено 19.01.2016

Дело № 2-35/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 января 2016 года                                                                                Город Кушва.

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи                                                                         Пшонки О.А.,

при секретаре                                                                                                      Овчаровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кушвы Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Витюнину С.И. о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Кушвы Свердловской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Витюнину С.И. (далее – ИП Витюнин С.И.) о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры установлено, что доступность в остановочный комплекс «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья ограничена, а условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не созданы. Так, при входе в здание не установлена кнопка вызова, пандус и поручни для опоры.

В результате ущемляются гарантированные государством права данной категории граждан на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.

Вытекающая из норм действующего федерального законодательства, в том числе ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников и арендаторов зданий, сооружений, земельных участков.

Просил обязать ИП Витюнина С.И. оборудовать остановочный комплекс «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, кнопкой вызова персонала, пандусом, поручнями для подъема.

В судебном заседании помощник прокурора г. Кушвы Свердловской области Мартынова Е.Е. уточнила заявленные исковые требования путем их уменьшения. В связи с частичным добровольным удовлетворением ответчиком требования в части установки кнопки вызова персонала, просила обязать ИП Витюнина С.И. оборудовать остановочный комплекс «<данные изъяты>» пандусом-наклонной поверхностью для возможности перемещения инвалидов и маломобильных групп без установки поручней в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик ИП Витюнин С.И. исковые требования прокурора с учетом их уточнения признал полностью и пояснил, что ему принадлежит остановочный комплекс «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>. В настоящее время уже установлена кнопка вызова персонала. Согласен оборудовать остановочный комплекс пандусом в виде пологого съезда без поручней, поскольку уклон его незначительный. С предложенным прокурором сроком согласен.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, осуществляется в соответствии с данной Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также определяется Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    Статья 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006, участником которой является Российская Федерация, в целях наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими людьми к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают заявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Таким образом, одним из средств конкретизации ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. При этом обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры возложена на ряд субъектов, в том числе органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм, которые создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Остановочный комплекс (павильон) «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, является объектом торговли, именно под его использование в таком качестве утверждался план границ и площадь земельного участка постановлением Главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 27-28/.

Выделение земельного участка по указанному адресу под объект торговли (остановочный комплекс) также подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 33-34/.

Статус ответчика подтверждается свидетельствами о постановке на учет и внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей /л.д. 10-11/, а также Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей /л.д. 12-16/.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ именно по заказу ИП «Витюнина С.И. и для него изготавливался остановочный комплекс /л.д. 6/.

Таким образом, остановочный комплекс «<данные изъяты>» является объектом социальной инфраструктуры. Его владельцем является ИП Витюнин С.И., что последним не отрицается.

Вытекающая из норм законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений. В данном случае ответчик владеет остановочным комплексом, следовательно, он обязан создать условия инвалидам для их беспрепятственного доступа к данному объекту социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что на момент осуществления прокуратурой г. Кушвы проверки соблюдения законодательства о доступности инвалидам объектов социальной инфраструктуры вход в остановочный комплекс не оборудован кнопкой вызова, пандусом и поручнями для опоры. Данные обстоятельства подтверждаются фотоматериалом /л.д. 8/, письмом Администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ ж-2015, из которого следует, что доступа на доступ на территорию, прилегающую к павильону «<данные изъяты>» (ИП Витюнин С.И.), затруднен, в помещение павильона доступа нет, в связи с чем необходимо установить пандус, поручни и кнопку вызова /л.д. 9/, а также не оспариваются ответчиком.

Между тем, в судебном заседании ответчик пояснил, что кнопка вызова персонала им уже установлена, что также видно из представленной фотографии /л.д. 29/. Данный факт подтвердил участвующий в деле прокурор.

В судебном заседании прокурором утонены исковые требования, в которых он просит обязать ответчика установить пандус без поручней, поскольку уклон незначительный, что будет в полной мере обеспечивать беспрепятственное и безопасное перемещение инвалидов и маломобильных групп в павильон.

Вместе с тем, работы по оборудованию входа в павильон пандусом ответчиком до настоящего времени не выполнены, что им самим не оспаривается.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства ответчиком не в полной мере созданы условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – павильону «<данные изъяты>». Отсутствие пандуса существенно нарушает гарантированные государством права инвалидов и иных маломобильных групп населения на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, в связи с чем прокурором обоснованно предъявлены исковые требования к ответчику о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к данному объекту.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нарушенное право инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – павильону «<данные изъяты>» должно быть восстановлено путем возложения на ответчика обязанности по оборудованию данного павильона пандусом – наклонной поверхностью для возможности перемещения инвалидов и маломобильных групп.

При определении срока, в течение которого ответчик должен устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд исходит из мнения сторон, времени года и погодных условий, и приходит к выводу, что достаточным для выполнения работ по организации пандуса и поручней будет являться срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 300 рублей.

Прокурор г. Кушвы обращался в суд с требованиями неимущественного характера в защиту неопределенного круга лиц, в связи с чем государственная пошлина подлежала уплате в размере, установленном для физических лиц, то есть в размере 300 рублей.

Вместе с тем, истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г. Кушвы Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю Витюнину С.И. о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп к объектам социальной инфраструктуры удовлетворить.

Обязать Индивидуального предпринимателя Витюнина С.И. обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп в здание остановочного комплекса «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, путем оборудования пандусом – наклонной поверхностью для возможности перемещения инвалидов и маломобильных групп в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Витюнина С.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.

Судья                                                                                                         Пшонка О.А.

2-35/2016 (2-1083/2015;) ~ М-1101/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мартынова Екатерина Евгеньевна
Ответчики
Витюнин Сергей Ильич
Суд
Кушвинский городской суд Свердловской области
Судья
Пшонка О.А
Дело на сайте суда
kushvinsky--svd.sudrf.ru
30.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2015Передача материалов судье
04.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2015Подготовка дела (собеседование)
21.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2016Судебное заседание
19.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2016Дело оформлено
21.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее