Дело № 2-1017/12
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу на день публикации)
Именем Российской Федерациигор. Можга 21 августа 2012 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Шуравина А.А.,
при секретаре Потаповой Е.А.,
с участием истца Филипповой Е.Н. ,
третьего лица Филиппова А.И. ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филипповой Е.Н. к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о включении земельного участка в наследственную массу и признании права собственности на земельный участок за истцом,
у с т а н о в и л:
Истец Филиппова Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о включении земельного участка площадью 44,8 га с кадастровым номером №***, расположенного <***> в наследство, открывшегося после смерти В.И.Ф, , умершего дд.мм.гггг и признании за ней права собственности на данный земельный участок.
В обоснование иска указала, что ее мужу В.И.Ф, на основании решения Исполкома Можгинского районного Совета Народных депутатов УР от дд.мм.гггг №*** был выделен земельный участок в размере 44,8 га для организации крестьянского хозяйства «<***>». дд.мм.гггг постановлением Главы администрации Можгинского района УР №*** статус крестьянского хозяйства «<***>», как юридического лица был изменен, В.И.Ф, приобрел статус индивидуального предпринимателя, став единственным собственником всего имущества и земельного участка крестьянского хозяйства «<***>», как его правопреемник. дд.мм.гггг В.И.Ф, умер, после смерти мужа она фактически приняла наследство, но нотариусом ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство, в связи с тем, что данный земельный участок зарегистрирован и принадлежит крестьянскому хозяйству «<***>».
В судебном заседании истец Филиппова Е.Н. исковые требования уточнила, попросила включить спорный земельный участок площадью 5,6 га в состав наследственного имущества наследодателя В.И.Ф, , умершего дд.мм.гггг, и признать за ней право собственности на данный земельный участок с кадастровым номером №***.
Третье лицо Филиппов А.И. в судебном заседании против удовлетворения требований истца Филипповой Е.Н. не возражал и пояснил, что ему, как фермеру, на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 5,6 га., который был предоставлен для организации фермерского хозяйства «<***>».
Представитель ответчика Администрации МО «Можгинский район», третьи лица: Филиппов С.И., Филиппов И.П., Филиппова В.В., Филиппова Л.Н., Бельтюкова А.Р. и нотариус г. Можги Бабушкина Т.Ф., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились,.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, третьих лиц и нотариуса г. Можги Бабушкиной Т.Ф..
Заслушав объяснения истца, третьего лица Филиппова А.И., исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что по решению исполкома Можгинского районного Совета Народных депутатов УР от дд.мм.гггг №*** земельные участки предоставлены В.И.Ф, , Филиппову С.И., Филиппову А.И., Филиппову И.П., Филипповой В.В., Филипповой Л.Н., Филипповой Е.Н., Бельтюковой А.Р., проживающим в <***>, каждому площадью 5,6 га для организации крестьянского хозяйства, что также подтверждается протоколом заседания исполкома Можгинского районного Совета народных депутатов УР от дд.мм.гггг.
В материалах дела имеется копия свидетельства №*** от дд.мм.гггг на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, по которому В.И.Ф, <***> сельсоветом Можгинского района выделено 44, 8 га земли для организации крестьянского хозяйства «<***>».
Согласно выписки из архивных правоустанавливающих документов от дд.мм.гггг за №***, выданной Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по УР, на имя В.И.Ф, выдано свидетельство на право собственности на землю №*** от дд.мм.гггг, площадь земельного участка составляет 44,8 га, разрешенное использование: для организации крестьянского хозяйства «<***>».
По постановлению Главы Администрации Можгинского района УР от дд.мм.гггг №*** изменен правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства «<***>» без образования юридического лица, Глава указанного крестьянского хозяйства В.И.Ф, признан индивидуальным предпринимателем и правопреемником КХ «<***>».
Согласно выписке из Единого государственного реестра ИП В.И.Ф, являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства до дд.мм.гггг, в связи с изменением законодательства с дд.мм.гггг зарегистрирован в качестве ИП.
дд.мм.гггг В.И.Ф, умер, что подтверждается свидетельством о смерти от дд.мм.гггг №***.
Наследником по закону после его смерти, принявшим наследство, является супруга – Филипповой Е.Н. , что подтверждается свидетельством о заключении брака серии <***> №*** и материалами наследственного дела №*** от дд.мм.гггг. Дети умершего: Ф.А.В. и Ф.Г.В. отказались от причитающегося им наследства по всем основаниям.
Филипповой Е.Н. нотариусом г. Можги Бабушкиной Т.Ф. дд.мм.гггг выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежный вклад, принадлежащий В.И.Ф, .
Согласно сообщения нотариуса по вопросу оформления наследственных прав №*** от дд.мм.гггг Филипповой Е.Н. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок, в связи с тем, что по представленным документам он зарегистрирован и принадлежит крестьянскому (фермерскому) хозяйству «<***>».
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1179 ГК РФ после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253-255 и 257-259 настоящего Кодекса.
Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.
В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258) в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 6 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.
Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
В соответствии со ст. 10 этого же Закона наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как следует из содержания ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления, а наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
Наследниками первой очереди по закону в соответствии с п.1 ст.1142 ГК РФ являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из ст.1152 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Филиппова Е.Н. являлась и является членом крестьянского (фермерского) хозяйства «<***>» в числе остальных: Филиппова С.И., Филиппова А.И., Филиппова И.П., Филипповой В.В., Филипповой Л.Н., Бельтюковой А.Р.. После смерти главы фермерского хозяйства «<***>» В.И.Ф, из состава хозяйства остальные члены не вышли, свои земельные участки, площадью 5,6 га, не отчуждали, соответственно, в настоящее время, членам крестьянского хозяйства, включая главу, принадлежат земельные участки, площадью 5,6 га, выделенные им в 1993 году для организации фермерского хозяйства.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке от дд.мм.гггг №*** земельный участок с кадастровым номером №*** расположен <***>.
С учетом изложенного, суд считает, что включению в состав наследственного имущества В.И.Ф, , умершего дд.мм.гггг, подлежит земельный участок площадью 5,6 га, под кадастровым номером: №***, расположенный <***>, категории: земли сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, требования Филипповой Е.Н. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Филипповой Е.Н. к Администрации муниципального образования «Можгинский район» о включении земельного участка в наследственную массу и признании права собственности на земельный участок за истцом удовлетворить.
Включить земельный участок, площадью 5,6 га, с кадастровым номером №***, расположенный <***> в состав наследства, открывшегося после смерти В.И.Ф, , умершего дд.мм.гггг.
Признать за Филипповой Е.Н. право собственности на земельный участок, площадью 5,6 га, с кадастровым номером №***, расположенный <***>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2012 года.
Председательствующий судья А.А. Шуравин