№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующегоВолкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Ярилиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Каюмовой Аллы Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) о защите пенсионных прав
УСТАНОВИЛ:
Каюмова А.А. обратилась в Красноглинский районный суд <адрес> с названным иском, мотивировав свои требования тем, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) решением от <дата>№отказалось включить в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от<дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности периоды работыв должности музыкального руководителя ясли-сада № г. ШУ Управления Алма-Атинской железной дороги с <дата> по <дата>,поскольку в трех месячный срок не поступило заключение компетентных органов Республики <адрес> о том, что данная работа давала право на установление досрочных пенсий на территории Республики <адрес>, при этом период с <дата> по <дата> проходила после отмены института досрочных пенсий педагогическим работникам, в должности музыкального руководителя МДОУ № г.о. <адрес> <дата> по <дата>, поскольку данное учреждение не поименовано Списками №, №, №, при этом в выписке из ИЛС данный период не подтвержден как педагогическая деятельность, нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по<дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, поскольку правилами № данный вид отвлечений не предусмотрен, что нарушает пенсионные права истца, поскольку, периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке и справками работодателя, находилась в ученических отпусках по направлению работодателя с сохранением должности и оклада.
В связи с чем, Каюмова А.А.просит суд признать незаконным решение пенсионного органа от <дата> №, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включить перечисленные выше периоды ее работы в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию и назначить ей данную пенсию.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Каюмовой А.А. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 статьи).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи).
Как следует из применяемого к периоду до <дата> постановления Совмина СССР от <дата> N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
После <дата> подлежит применению постановление Совмина РСФСР от <дата> N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата> N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включена должность музыкального руководителя ясли-сада.
Пунктом 5 Правил № предусмотрено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка, а также периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Из материалов дела усматривается, что Каюмова А.А. в период с <дата> по <дата> работала в должности музыкального руководителя ясли-сада № г. ШУ Управления Алма-Атинской железной дороги,в период с<дата> по <дата> должности музыкального руководителя МДОУ № г.о. <адрес>, что подтверждается записями в ее трудовой книжке.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) решением от <дата> № отказалось включить в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности периоды работы в должности музыкального руководителя ясли-сада № г. ШУУправления Алма-Атинской железной дороги с <дата> по <дата>,поскольку в трех месячный срок не поступило заключение компетентных органов Республики <адрес> о том, что данная работа давала право на установление досрочных пенсий на территории Республики Казахстан, при этом период с <дата> по <дата> работа проходила после отмены института досрочных пенсий педагогическим работникам, в должности музыкального руководителя МДОУ № г.о. <адрес> <дата> по <дата>, поскольку данное учреждение не поименовано Списками №, №, №, при этом в выписке из ИЛС данный период не подтвержден как педагогическая деятельность, нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, поскольку правилами № данный вид отвлечений не предусмотрен.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ).
<дата> государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от <дата>).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <дата> определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии с Соглашением от <дата> «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от <дата> №, Союз ССР прекратил свое существование, из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от <дата> следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада <дата>, а после распада этих государств – до <дата>.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от <дата> компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств – участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после <дата> необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> №н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии в соответствии со статьями 30-32 Закона № 400-ФЗ должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организациях, поскольку они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий. В связи с чем администрация предприятия (организации) выдает дополнительные справки, уточняющие характер работы, условия труда, а также подтверждает периоды постоянной занятости в течение полного рабочего дня (пункт 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №н).
Пенсии за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах <адрес> устанавливались на основании ст. 37 Закона Республики Казахстан от <дата> №-XII «О пенсионном обеспечении граждан в <адрес>». Действие данной нормы закона приостановлено с <дата>.
С <дата> вступил в действие Закон Республики Казахстан от <дата> № «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет.
Таким образом, периоды работы в должностях учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, имевшие место на территории Республики Казахстан до <дата> включительно, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Такие документы, а именно заполненная трудовая книжка, архивная справка от <дата> № представлены истцом, исследованы судом, бесспорно подтверждают педагогическую деятельность истца в должности музыкального руководителя ясли-сада № г. ШУ Управления Алма-Атинской железной дороги с <дата> по <дата>.
В связи с чем, период такой деятельности истца с <дата> по <дата> (дата приостановления действия нормы о льготном стаже) подлежит включению в педагогический стаж Каюмовой А.А.для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учреждение МДОУ № г.о. <адрес>,в котором Каюмова А.А.с <дата> по <дата> работала в должности музыкального руководителя, не поименовано в Списках №, №, №.
В месте с тем п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Списками №, №, № предусмотрены детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады - ясли, детские ясли), образовательные учреждения для детей дошкольного и младшегошкольного возраста:начальная школа - детский сад; начальная школа - детский садкомпенсирующего вида;прогимназия, дошкольные образовательныеучреждения:детский сад;детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно- эстетического, физическогоидругих приоритетных направленийразвития воспитанников), детские дошкольные учреждениявсех типов (детские сады,сады - ясли, детские ясли).
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся трудовых и социальных прав граждан, неоднократно подчеркивалось, что соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении(Определение Конституционного Суда РФ от <дата> N 550-О-О).
Согласно справке МДОУ № г.о. Самара от <дата> № организация является дошкольным образовательным учреждением, тип и форма организации которого, сами по себе,не являются определяющими при разрешении вопроса о реализациипедагогическим работником пенсионных прав, поскольку такое различие привело бы к умалению таких прав без объективного и разумного оправдания, что нельзя признать допустимым.
В связи с чем,период указанной деятельности истца с <дата> по 20.12.2000подлежит включению в педагогический стаж Каюмовой А.А. для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ранее действовавшей ст. 122 Кодекса законов о труде РСФСР и ст. 187 ТК РФ, действующей в настоящее время, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому период нахождения в ученических отпусках (повышения квалификации) является периодом с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
По смыслу ст. 55 Закона РФ от <дата> N 3266-1 "Об образовании", ст. 48 Федерального закона от <дата> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" повышение своей профессиональной квалификации является обязанностью педагогического работника, а обеспечение возможности реализации данной обязанности лежит на образовательной организации.
Судом установлено, что в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по<дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> истец находилась на курсах повышения квалификациипо направлению работодателя с сохранением должности и оклада.
В связи с чем, они также подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно положений, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону от <дата> N 400-ФЗдля лиц, которые в 2019 году приобретут необходимый стаж для назначения пенсии, в соответствии с п.19 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, срок выхода на досрочную страховую пенсию увеличивается на 12 месяцев.
Вместе с тем, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий» определено, что гражданам которые в период с <дата> по <дата> приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону от <дата> N 400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
Таким образом, граждане, которые выработают требуемые 25 лет стажа педагогической деятельности в 2019 году, могут реализовать право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"с учетом ч. 3 ст. 10 Федерального закона от <дата> № 350-ФЗ, то есть на 6 месяцев раньше сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону от <дата> N 400-ФЗ.
Включение указанных вышепериодов педагогической деятельности истца, с учетом признанного пенсионным органом имеющегося у истца педагогического стажа 18 лет 11 месяцев 5 дней, достигает необходимых 25 лет <дата>.
Удовлетворение указанной части требований в полном объеме восстанавливает пенсионные права Каюмовой А.А.
В связи с чем, ее требования о признании незаконным решения пенсионного органа являются излишними и ведут к защите его уже восстановленных судом прав, а потому не подлежат удовлетворению.
Таким образом, с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом суд считает, что требование истца является обоснованным и подлежат удовлетворению в указанной части по заявленным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Каюмовой Аллы Анатольевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) обязанность включить периоды работы Каюмовой Аллы Анатольевны в должности музыкального руководителя ясли-сада № г. ШУ Управления Алма-Атинской железной дороги с <дата> по <дата>, в должности музыкального руководителя МДОУ № г.о. <адрес> с <дата> по <дата>, нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Установить дату выработки Каюмовой Аллой Анатольевной педагогического стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" – <дата>.
Назначить Каюмовой Алле Анатольевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня обращения, но не ранее чем через 6 месяцев со дня возникновения права на данную пенсию с учетом наличия выработанного педагогического стажа на <дата>.
В остальной части иск Каюмовой Аллы Анатольевны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение суда составлено <дата>.