Дело № 2-330/2020
УИД 28RS0013-01-2020-000547-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 04 сентября 2020 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Паньковой А.С.,
с участием помощника прокурора Михайловского района Баниной Е.В.,
истца, в интересах которого обратился прокурор, Литовченко З.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Михайловского района Амурской области, действующего в защиту прав и законных интересов ФИО1, к администрации Михайловского района Амурской области о признании пострадавшей в результате ЧС, возложении обязанности по включению в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей за счёт средств резервного фонда Правительства Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Амурской области, действуя в защиту прав и законных интересов жительницы <адрес> Литовченко З.И., обратился в суд с иском к администрации Михайловского района Амурской области, просив признать Литовченко З.И., проживающую по <адрес>, пострадавшей от чрезвычайной ситуации - затопления, подтопления в результате ливневых дождей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором истец проживает, возложив на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Литовченко З.И. в списки граждан на получение единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка по обращению Литовченко З.И., о нарушениях органами местного самоуправления Михайловского района прав данного лица на получение ЕМП за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая, предусмотренной п. 8 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 № 19, как пострадавшей от ЧС в результате возникновения на территории Михайловского района опасных породных явлений (сильного дождя, очень сильного ливня) и подъемом уровня больших и малых рек – затопления, подтопления в результате ливневых дождей и разлива рек. Также указав, что в период ЧС 2019 г. Литовченко З.И. проживала совместно с мужем Литовченко В.Т. по адресу : <адрес>. В результата выпадения обильного количества осадков на территории Михайловского района приусадебный участок Литовченко З.И., Литовченко В.Т. подвергся подтоплению. В связи с чем, 07.08.2019 Литовченко В.Т через администрацию Поярковского сельсовета обратился в администрацию Михайловского района с заявлением о предоставлении ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур в результате ЧС, приложив к заявлению документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие право владения и пользования земельным участком, подвергшимся подтоплению, и факт проживания в жилом помещении, расположенном на данном земельном участке. По результатам первичного обследования земельного участка Литовченко З.И., Литовченко В.Т., проведенного мобильной группой комиссии по обследованию жилых помещений и придомовых территории, созданной при администрации Михайловского района, установлен факт подтопления (затопления) объектов растениеводства (овощей) на площади 904 кв.м от общей площади 904 кв.м., что подтверждается актом № (первичный) обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся чрезвычайной ситуации-подтоплению, затоплению в результате подтопления ливневыми дождями от 02.08.2019. Согласно сведениям, содержащимся в повторном акте № обследования земельного участка от 12.08.2019 на указанном приусадебном участке установлен факт подтопления (затопления) объектов растениеводства (овощей) на площади 542 кв.м., от общей площади посадки сельскохозяйственных культур 904 кв.м. По причине частичной утраты урожая главой администрации Михайловского района Литовченко В.Т. 29.08.2019 дан письменный ответ, содержащий отказ в предоставлении ЕМП в результате ЧС. В 2020 году Литовченко В.Т. единовременная материальная помощь в связи с утратой (гибелью) урожая в результате ЧС 2019 г. ввиду смерти не получил. Вместе с тем, прокурор, выступающий в интересах Литовченко З.И., указывает на то, что утрата урожая в результате ЧС на приусадебном участке Литовченко З.И., Литовченко В.Т. произошла, что подтверждается первичным актом № обследования объектов растениеводства от 01.08.2019, акте № (повторный) обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся ЧС-подтоплению, затоплению в результате подтопления ливневыми дождями от 12.08.2019. Принимая во внимание, что в период ЧС 2019 г. Литовченко З.И., ФИО6 состояли в браке, совместно проживали, вели домашнее хозяйство, занимались посадкой и выращиванием объектов растениеводства на приусадебном участке по <адрес>, Литовченко З.И., так же как и ее муж Литовченко В.Т., пострадала в результате ЧС, в связи с чем, прокурор просил признать истца пострадавшей в результате ЧС и возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению Литовченко З.И. в списки граждан на получение ЕМП в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области, обратив решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Михайловского района Банина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Истец Литовченко З.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, указав, что в августе 2019 года ее супруг (умерший в январе 2020 года) обратился в администрацию Поярковского сельсовета Михайловского района по вопросу оказания единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая в результате ЧС. При этом на момент обращения супруга за оказанием ЕМП они поживали совместно и вели общее хозяйство, по адресу: <адрес>. Земельный участок по месту их жительства обследовался дважды в августе 2019 года специалистами сельской администрации, первым актом был установлен факт подтопления земельного участка, повторное обследованием зафиксировало частичную утрату урожая. В результате ЧС, имевшей место в июле-августе 2019 года, они с супругом утратили практические весь свой урожай, вследствие чего, она была вынуждена приобретать овощи, неся дополнительные расходы. Поэтому считает себя пострадавшей в результате ЧС и просит признать таковой, с возложением на ответчика обязанности по включению в список на получение ЕМП, в размере 10 000 рублей из резервного фонда Правительства Амурской области.
Ответчик администрация Михайловского района в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, Правительство Амурской области, министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Заслушав доводы Литовченко З.И., помощника прокурора Михайловского района Баниной Е.В., допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации, в связи с возникновением опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня рек на территориях Благовещенского, Зейского, Мазановского, Свободненского, Селемджинского, Серышевского Сковородинского, Тамбовского районов, городов Благовещенск, Зея, Свободный с 25.07.2019 введен региональный режим чрезвычайной ситуации.
Впоследствии распоряжением и.о. главы Михайловского района Амурской области от 01.08.2019 № 104 в связи с возникновением на территории Михайловского района опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъемом уровня больших и малых рек на территории Михайловского района введён режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №148-р «О внесении изменений в распоряжение губернатора Амурской области от 25.07.2019 №136-р» территория Михайловского района также была включена в зону регионального режима чрезвычайной ситуации.
При этом, распоряжением Губернатора Амурской области от 01.08.2019 №149-р границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области, определены в границах Михайловского района.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов, следует, что ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является постоянным жителем <адрес>, проживает по месту регистрации по <адрес>. Литовченко З.И. состояла в зарегистрированном браке с Литовченко В.Т., владевшим на праве собственности по данному адресу также земельным участком общей площадью 1292 кв.м, что подтверждено паспортными данными истца, свидетельством о государственной регистрации права собственности на землю, свидетельством о заключении брака. При этом в отношении Литовченко В.Т. представлена копия свидетельства о смерти (умер ДД.ММ.ГГГГ года).
Согласно письменному заявлению Литовченко В.Т., 07.08.2019 он обратился в администрацию Михайловского района Амурской области (через администрацию Поярковского сельсовета) по вопросу выплаты единовременной материальной помощи в связи с гибелью (утратой) урожая сельскохозяйственных культур на земельному участке по месту жительства по <адрес>, в результате чрезвычайной ситуации – подтопления, произошедшей с 21.07.2019 в <адрес>, в размере 10 000 рублей.
Распоряжением и.о. главы Михайловского района от 01.08.2019 №105 создана комиссия Михайловского района по обследованию жилых помещений и придомовых территорий, пострадавших в результате возникновения опасных природных явлений (сильный дождь, очень сильный ливень) и подъема уровня рек на территории района.
В соответствии с актом № (первичный) от 02.08.2019, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур (904 кв.м из засеянных 904 кв.м), подвергшиеся затоплению на земельном участке Литовченко В.Т., расположенном по <адрес>.
Из содержания повторного акта обследования от 12.08.2019 комиссией по обследования объектов растениеводства Литовченко В.Т. следует, что установлена частичная гибель урожая с/х культур (542 кв.м из засеянных 904 кв.м.), дано заключение о непризнании вышеуказанного лица пострадавшим в результате ЧС.
В ответе главы администрации Михайловского района от 29.08.2019 года № на заявление Литовченко В.Т. о выплате ЕМП в связи с утратой (гибелью) урожая с/х культур, последнему отказано в признании пострадавшим и во включении в список граждан, имеющих право на получение ЕМП, по мотиву установления факта частичной утраты (недобора) урожая с/х культур.
Согласно ответу главы Михайловского района Жуган С.И. от 14.08.2020 на прокурорский запрос от 11.08.2020 следует, что в администрацию Михайловского района поступало заявление Литовченко В.Т., обследование объектов растениеводства на земельном участке по <адрес> проводили работники администрации ФИО9, ФИО10 пункт 4 обжалований по результатам обследования не было обратившемуся направлен отказ. На момент проведения выплат по ЧС – подтопления, затоплению в результате подтопления ливневыми дождями поступила информация от администрации Поярковского сельсовета о том, что Литовченко В.Т. ДД.ММ.ГГГГ умер. В связи, с чем денежные средства из областного бюджета не запрашивались. Право на получение денежных выплат носит исключительно субъективный характер, реализация данного права после смерти субъекта и подача заявления на предоставление ЕДВ от его имени после смерти невозможны в силу положений ст.1112 ГК РФ. Право на подачу данного заявления является личным неимущественным правом и не может быть унаследовано.
Вместе с тем, в силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из данного положения следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
В соответствии с п. «л» ч.1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ, органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществление единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
На территории Амурской области согласно п. 8 ч.3 ст. 10 Закона Амурской области от 06.03.1997 № 151-ОЗ «О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. от 04.04.2016) принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены отнесено к компетенции Правительства Амурской области.
Постановлением Правительства Амурской области от 15.04.2014 № 241 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее – Порядок).
В частности, согласно п. 2 Порядка средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Решения Правительства области о выделении средств из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных настоящими Правилами, принимаются в тех случаях, когда бюджетные ассигнования, находящиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти области, осуществляющих эти мероприятия, не предусмотрены на обеспечение указанных расходов.
Основанием для выделения средств из резервного фонда является распоряжение Правительства области, в котором указываются размер, форма выделения средств в соответствии с бюджетным законодательством, главный распорядитель бюджетных средств, получатель, цель и источник выделяемых средств (п.3 Порядка).
Исполнительные органы государственной власти области, органы местного самоуправления, заинтересованные в выделении средств резервного фонда, направляют в Правительство области обращение с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда с приложением обосновывающих документов (п.4 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку по результатам рассмотрения проекта распоряжения Правительства области о выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляют исполнительные органы государственной власти области в соответствии с распределением полномочий согласно приложению к настоящим Правилам (п. 5 Порядка).
Рассмотрение обосновывающих документов и подготовку проектов распоряжений Правительства области выделении бюджетных ассигнований резервного фонда на финансовое обеспечение расходов на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий других чрезвычайных ситуаций, в части оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи пострадавшим гражданам, осуществляет министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
Так, в целях оказания поддержки пострадавшим гражданам утратившим урожай с/х культур, протоколом заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 25.07.2019 №19 (в ред. от 01.08.2019) предусмотрена выплата за счет резервного фонда Правительства Амурской области единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и проживающим в жилых помещениях, попавших в границы зоны чрезвычайной ситуации, в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин, в размере 10 тыс. руб. на один земельный участок (подп.2 п. 8).
Из буквального толкования указанного акта следует, что для получения выплаты в размере 10 000 рублей в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельных участках, на которых расположены пострадавшие домовладения, необходим факт признания пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с актом № (первичный) от 02 августа 2019 года и актом № (повторный) от 12.08.2020, комиссией зафиксированы площади посадок сельскохозяйственных культур, подвергшихся затоплению на земельном участке по месту фактического жительства истицы по настоящему Литовченко З.И. и ее супруга Литовченко В.Т. - заявителя на выплату ЕМП.
При этом допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО11, ФИО12, будучи предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, и сомневаться в правдивости показаний которых у суда оснований не имелось, пояснили суду, что являются соседями Литовченко З.И., которая более 20 лет проживает по <адрес>. В связи с чем были очевидцами того, что земельный участок Литовченко З.И. с посадками овощных культур и картофеля действительно пострадал в результате ЧС, имевшей место в июле-августе 2019 года, поскольку после проливных дождей земельный участок истца был затоплен, вследствие чего значительная часть урожая у Литовченко З.И. была утрачена в результате гниения. Также пояснили, что их с истцом земельные участки пострадали одинаково, при этом их право на получение указанного вида ЕМП со стороны ответчика было соблюдено.
Оценив представленные стороной истца доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд находит их допустимыми и достаточными для признания требований иска обоснованными. При этом, совокупность установленных по настоящему делу обстоятельств, а именно утрата (гибель) в результате чрезвычайной ситуации урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, расположенном по <адрес>, а также постоянное проживание Литовченко З.И. в домовладении, расположенном на указанном земельном участке, наличие на момент ЧС зарегистрированного брака с Литовченко В.Т. и с учетом того, что 2020 году Литовченко В.Т. (умерший супруг истицы) единовременную материальную помощь в связи с утратой (гибелью) урожая в результате ЧС 2019 г. ввиду смерти не получил, позволяет признать Литовченко З.И. пострадавшей в результате ЧС, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года, с возложением на ответчика администрацию Михайловского района обязанности по включению данного лица в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. из средств резервного фонда Правительства Амурской области, для направления указанного списка в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с целью осуществления указанного вида выплаты.
При этом, учитывая требования ст. 212 ГПК РФ, согласно которой, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя и, учитывая социально значимый характер настоящего спора, суд полагает необходимым по требованию прокурора обратить настоящее решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Михайловского района Амурской области, поданное в защиту прав и законных интересов Литовченко З.И., удовлетворить.
Признать ФИО16 пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Михайловского района Амурской области в августе 2019 года.
Возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность по включению ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в список на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая в размере 10 000 рублей, выплачиваемой из средств резервного фонда Правительства Амурской области.
Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его дня принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2020 года.