Дело № 2-4/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2015 года город Йошкар-Ола
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Фирсовой О.В.,
с участием заявителя Александрова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении прокурорского участка военной прокуратуры Казанского гарнизона в городе Йошкар - Оле гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего <изъято> Александрова В.В. об оспаривании действий начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Александров В.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором, с учётом уточнённых им требований, просил признать незаконным решение начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – территориальное отделение (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО») от 24 ноября 2014 года <Номер> о снятии Александрова В.В. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях, и обязать указанное должностное лицо отменить оспариваемое решение, восстановить Александрова В.В. и членов его семьи на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заявитель Александров В.В. в суде полностью поддержал заявленные требования, при этом пояснил, что в период прохождения военной службы от Министерства обороны Российской Федерации ему на семью из 3 человек предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес>. Указанное жилое помещение в августе 1997 года обменяно на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>. Кроме этого, заявитель пояснил, что в августе 2005 года им приобретён земельный участок с жилым домом общей площадью 10,6 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>
По прибытию в <изъято>, в связи с предстоящим увольнением с военной службы, Александровым В.В. подан рапорт о постановке его на учёт нуждающихся в жилье, и решением жилищной комиссии военного училища от 14 октября 2009 года он был включён в списки очередников на получение жилой площади.
Решением начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» от 24 ноября 2014 года <Номер> заявитель с составом семьи 3 человека снят с учёта нуждающихся в жилье. Указанное решение Александров В.В. считает незаконным, поскольку на момент снятия его с учёта, он был обеспечен общей площадью жилого помещения в размере 11,07 кв.м., что менее учётной нормы площади жилого помещения в <Адрес>. Ссылку должностного лица на обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи заявителя более учётной нормы, установленной в городах <Адрес> и <Адрес>, как на основание для принятия оспариваемого решения, Александров В.В. полагал необоснованной, поскольку в момент постановки на учёт и при увольнении с военной службы им не указывалось об избрании <Адрес> постоянным местом жительства после увольнения с военной службы. Александров В.В. также пояснил, что в общую площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи заявителя не должна включаться площадь признанного непригодным для проживания в 2013 году и снесенного здания, расположенного по адресу: <Адрес> На основании изложенного, заявитель просил заявленные им требования удовлетворить.
Начальник территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО», уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовала, при этом в своих возражениях с требованиями заявителя не согласилась и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что жилищная комиссия <изъято> решением от 14 октября 2009 года ошибочно приняла Александрова В.В. на учёт нуждающихся в жилье, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи заявителя, с учётом ранее предоставленной от Министерства обороны Российской Федерации квартиры и приобретённого заявителем жилого дома, составляла 14,6 кв.м., что превышало учётную норму по месту фактического нахождения имущества в <Адрес>, и по избранному заявителем месту жительства - <Адрес>.
В судебное заседание были представлены и исследованы следующие доказательства.
Из рапорта Александрова В.В. от 22 июня 2009 года усматривается, что заявитель ходатайствовал перед начальником <изъято> о постановке его и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Протоколом <Номер> заседания жилищной комиссии <изъято> от 14 октября 2009 года подтверждается, что Александров В.В. включён в списки очередников на получение жилой площади.
Согласно решению начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» от 24 ноября 2014 года <Номер> Александров В.В., составом семьи 3 человека, снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из послужного списка Александрова В.В. усматривается, что первый контракт о прохождении военной службы после окончания высшего военного образовательного учреждения заключен заявителем 24 августа 1994 года.
Выпиской из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от 3 мая 2010 года <Номер> подтверждается увольнение Александрова В.В. с военной службы в запас в связи с организационного штатными мероприятиями, при этом в приказе указано, что заявитель «жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам. Подлежит направлению на воинский учёт в отдел военного комиссариата <Адрес>.
Согласно выписке из приказа начальника <изъято> от 30 июня 2010 года <Номер> Александров В.В. исключён из списков личного состава училища и полагается убывшим в военный комиссариат <Адрес> для постановки на воинский учёт, при этом выслуга лет Александрова В.В. в календарном исчислении составляет 20 лет 8 месяцев
Исследованной в суде копией договора мены от 29 августа 1997 года подтверждается, что Александров В.В. (действующей за себя и от имени несовершеннолетнего ФИО1, <изъято> года рождения) обменяли принадлежащую им по праву собственности квартиру, расположенную по адресу: <Адрес> общей площадью 34,6 кв.м. и жилой площадью 17,1 кв.м. на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>, общей площадью 32,2 кв.м. (жилая площадь 17 кв.м.). Указанная квартира перешла в общую совместную собственность Александрова В.В. и его сына.
Копиями свидетельств о государственной регистрации права от 21 сентября 2005 года подтверждается регистрация, на основании договора купли-продажи, права собственности на Александрова В.В. земельным участком и жилым домом площадью 10 кв.м., расположенным по адресу: Чувашская Республика, <Адрес>
Согласно акту обследования помещения и заключению от 12 июля 2013 года, жилой дом 1920 года постройки по адресу: <Адрес>, межведомственной комиссией сельского поселения, признан ветхим и негодным для постоянного проживания.
Разрешением, выданным главой <Адрес> сельского поселения <Адрес> 25 июля 2013 года подтверждается разрешение на снос бревенчатого дома по адресу: <Адрес>
Заслушав объяснения заявителя, огласив объяснения должностного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Александрова В.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются гражданами, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Основания для снятия гражданина с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях указаны в статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которым, в том числе, отнесено и утрата им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
В силу пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учёт, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
В судебном заседании установлено, что Александрову В.В. в период прохождения военной службы в 1997 году от Министерства обороны Российской Федерации на семью из 3 человек предоставлено жилое помещение по адресу: <Адрес>, общей площадью 34,6 кв.м. и жилой площадью 17,1 кв.м., то есть ниже учётной нормы (составляющей 7,5 кв.м. жилой площади на одного человека), установленной органом местного самоуправления. Данное жилое помещение заявитель в 1997 году обменял на квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>, общей площадью 32,2 кв.м. и жилой площадью 17 кв.м., что также является ниже учётной нормы.
Решением начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» от 24 ноября 2014 года <Номер> Александров В.В., с составом семьи 3 человека, снят с учёта нуждающихся в жилых помещения. Основанием для принятия оспариваемого решения, по мнению должностного лица, явилась обеспеченность заявителя жильём по установленным нормам в городах <Адрес> и <Адрес> на момент принятия его на учёт нуждающихся в жилье, и в связи с чем, ошибочность принятия его на соответствующий учёт.
В соответствие с частью 1 статьи 249 ГПК Российской Федерации, обязанность по доказыванию законности оспариваемых заявителем действий лежит на должностных лицах, действия которых оспариваются. По итогам судебного разбирательства позиция Александрова В.В. о том, что он волеизъявления на обеспечение его жильем в <Адрес> не давал, и имеет право на получение жилья в установленном порядке и размерах, осталась неопровергнутой, поэтому, принимая во внимание отсутствие доказательств обратного, данное обстоятельство трактуется в пользу заявителя, признаётся достоверным и кладётся в основу принимаемого решения.
Оценивая действия должностного лица, суд не может согласиться с оспариваемым решением о снятии Александрова В.В. по вышеназванным основаниям с учёта нуждающихся в жилых помещениях, поскольку пунктом 7 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Марийской АССР, утверждённых постановлением Совета Министров Марийской АССР от 30 октября 1984 года № 501, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в г. Йошкар-Оле менее 7,5 кв.м.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что предоставленное заявителю от Министерства обороны Российской Федерации жилое помещение не соответствовало нормам предоставления жилья, и было менее нормы постановки на учёт.
Согласно Постановлениям Совета министров Чувашской АССР от 7 мая 1985 года №254 и Кабинета министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года № 142 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспечение обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи менее 7,5 кв.м. и 8 кв.м., соответственно, а постановлением Главы администрации города Чебоксары от 15 апреля 2005 № 129 установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м., что делает несостоятельными выводы начальника территориального отделения (г. Йошкар-Ола) ФГКУ «ЦРУЖО» об обеспеченности Александрова В.В. общей площадью жилого помещения выше учётной нормы, установленной для города Чебоксары, поскольку они опровергаются исследованными в суде доказательствами и приведенными выше положениями Закона.
Ссылка должностного лица на обеспеченность Александрова В.В. при принятии его жилищной комиссией военного училища на учёт нуждающихся в жилье, общей площадью жилого помещения свыше учётной нормы, установленной Постановлением Главы города Екатеринбурга от 31 августа 2005 года № 824 в размере 10 кв.м., как основание для снятия заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях, суд полагает несостоятельной, так как должностным лицом не предоставлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о выборе Александровым В.В. в качестве избранного места жительства <Адрес>.
Кроме этого, из исследованных в суде выписок из приказов об увольнении Александрова В.В. с военной службы и исключении его из списков личного состава следует, что заявителем в качестве избранного места жительства выбран <Адрес>, в связи с чем, в соответствие с пунктом 18 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», он, как гражданин Российской Федерации, уволенный с военной службы и состоящий на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечивается жилыми помещениями в населенном пункте, выбранном им в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы.
Тот факт, что Александров В.В., после постановки на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, с указанного учёта до 2014 года не снимался, трактуются судом в пользу заявителя, а позиция должностного лица, в связи с несоблюдением требований пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии оспариваемого решения в части утверждения об обеспеченности Александрова В.В. жильём, признаётся несостоятельной.
Ошибочным суд полагает и суммирование к общей площади жилого помещения площадь жилого дома 1920 года, без водоснабжения и водоотведения, расположенного по адресу: <Адрес> и признанного межведомственной комиссией сельского поселения, ветхим и негодным для постоянного проживания.
Принимая во внимание то обстоятельство, что на момент постановки заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях и принятия должностным лицом оспариваемого решения обеспеченность заявителя и членов его семьи общей площади жилого помещения была менее учётной нормы, установленной для <Адрес>, суд признаёт нарушенным право Александрова В.В. на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных действующим законодательством, которого он не может быть лишён в силу закона.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать решение начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» от 24 ноября 2014 года <Номер> о снятии Александрова В.В. и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях незаконным, и полагает, что права заявителя будут восстановлены путём возложения на начальника территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО» отменить своё решение от 24 ноября 2014 года <Номер> и восстановить Александрова В.В. и членов его семьи на соответствующем учёте.
Кроме этого, суд считает необходимым возместить Александрову В.В. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, которые согласно статей 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с территориального отделения (<Адрес>) ФГКУ «ЦРУЖО».
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 и 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░>) ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░>) ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2014 ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░>) ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2014 ░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░>) ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░