Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Царенко Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Воронин Ю.А. об оспаривании действий должностных лиц 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и бездействия ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ,
у с т а н о в и л:
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий должностного лица, связанного с отказом в восстановлении права на обеспечение жилым помещением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заинтересованного лица было направлено заявление со всеми необходимыми документами о восстановлении его права на обеспечение жильем его и членов его семьи со стороны государства Министерства обороны РФ, как военнослужащего, ранее проходившего военную службу по контракту в Вооруженных сила Российской Федерации, имеющего выслугу лет более 10 лет и уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жилым помещением для постоянного проживания в постоянном избранном месте жительства при увольнении в г. Самаре, но с оставлением в списках очередников нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ им получен отказ в принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания в г. Самаре по причине того, что на момент обращения он уже был уволен с военной службы и действующим законодательством не предусмотрено принятие на учет нуждающихся в получении жилого помещения лиц, не являющимися военнослужащими. В июне 2013 г. он подал повторное заявление о восстановлении его и его семьи в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением с приложением выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ Из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заявителю отказано в восстановлении на учете нуждающихся по причине отсутствия указанного протокола заседания жилищной комиссии в соответствующей книге и не соответствия его установленной форме на период 2006 <адрес> указанный отказ незаконным, в связи с чем просил признать незаконными действия начальника 1 –го отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанные с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также обязать заместителя начальника 1- го отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в установленном порядке рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как военнослужащего, обратившегося с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в период прохождения военной службы.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО4, действующий на основании доверенности, требования уточнил, просил признать действия заместителя начальника 1-го отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанные с ненадлежащим рассмотрением обращения заявителя, оформленное отказом от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении постоянного жилья, незаконным. Признать бездействие ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанное с непринятием решения по заявлению Воронин Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ с приложенной копией выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок незаконным и обязать его рассмотреть заявление о постановке заявителя и членов его семьи с учетом представленной выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 21208 № от ДД.ММ.ГГГГ
Представитель заинтересованных лиц 1-го отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФИО5, действующая на основании доверенностей, заявленные требования не признала, пояснила, что поданное заявление Воронин Ю.А. было рассмотрено 1-отделом как обращение гражданина в соответствии законом «Об обращении граждан». Ему был дан ответ, согласно которому оснований полагать, что выписка из протокола жилищной комиссии от 2006 г. являлась действительной не имелось, поскольку по информации командиром в/ч 21208 войсковой частью она не выдавалась, указанного номера протокола в журнале протоколов не существует. Поэтому указанная информация была направлена в прокуратуру Самарского гарнизона для проверки. Дополнила, что начальник 1 отдела имеет право на рассмотрение заявления Воронин Ю.А. о постановке на учет, провести проверку представленных документов и дать ответ на указанное заявление. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, показания свидетеля, суд полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 3 и 247 ГПК РФ предусмотрена возможность судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд, нарушенных незаконными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц.
По смыслу указанной нормы, с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) указанных в п.2 органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При этом, в силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с положениями ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как установлено в судебном заседании, Воронин Ю.А. проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по ст. 51 п.2 пп. «а» Федерального закона в связи с организационно-штатными мероприятиями, календарная выслуга лет на момент увольнения составила 18 л. 1 мес., в льготном исчислении – 25 лет.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением со всеми необходимыми документами о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Воронин Ю.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по причине того, что на момент обращения он уже был уволен с военной службы, а документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения заявителя с военной службы не представлены, действующим законодательством не предусмотрено принятие на учет нуждающихся в получении жилого помещения лиц, не являющимися военнослужащими.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан, поданных ими в соответствующий орган, осуществляющий принятие на учет. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом данного ведомства, который принимает решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в этом.В данных правоотношениях уполномоченный орган осуществляет свои функции через федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Из п. п. 1, 5, 6 приказа Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма (далее Инструкция) следует, что для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны органа, к которому прикладываются документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения, с приложением расписки в получении документов, с указанием их перечня и даты получения.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 данной Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Полномочия начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ установлены в Положении о 1 отделе (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, утвержденном приказом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, № от ДД.ММ.ГГГГ г., и Приказом ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому в том числе и на начальника отдела № <адрес> ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ возложены полномочия по принятию решения о принятии или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Как пояснил представитель заинтересованных лиц, обязанности начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ в связи с производственной необходимостью исполняет его заместитель ФИО6, которому выдана доверенность от ДД.ММ.ГГГГ от имени Министра Обороны РФ, в том числе на представление интересов Министерства Обороны РФ перед гражданами по всем вопросам предоставления военнослужащим- гражданам РФ жилых помещений в собственность.
Из анализа изложенных нормативных правовых норм следует, что 1 отдел ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, являясь структурным подразделением уполномоченного органа по постановке военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в получении жилья, обязан не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня поступления соответствующих документов их рассмотреть и принять в рекомендуемой в п. 5 вышеуказанной Инструкции (утв. приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1280) решение о принятии военнослужащего или членов его семьи на учет или отказать в таковом, которое не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия выдать военнослужащему (бывшему военнослужащему) или направить по, указанному тем, адресу.
ДД.ММ.ГГГГ Воронин Ю.А. подал повторное заявление с просьбой рассмотреть ранее поданное заявление от ДД.ММ.ГГГГ и ранее представленные им документы с учетом приложенной им выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в очередь для получения постоянной жилой площади в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г.
В соответствии с приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника 1 –го отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Воронин Ю.А. дан ответ №14/1-1881, из которого следует, что заявителю отказано в восстановлении на учете нуждающихся по причине отсутствия протокола заседания жилищной комиссии в соответствующей книге и не соответствия его установленной форме на период 2006 г. Информация по данному факту направлена в Военную прокуратуру Самарского гарнизона для проведения проверки.
Постановлением ОД ОП № УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по факту предъявления представителем бывших военнослужащих войсковой части <данные изъяты>
Свидетель ФИО9, являвшийся на период 2006 -2007 г. членом жилищной комиссии, в судебном заседании подтвердил, что на комиссии в 2006 г. решался вопрос о включении в очередь ФИО10 и его семьи для получения постоянной жилой площади.
Оценивая вышеизложенные доказательства, учитывая имеющиеся у заинтересованного лица заявление Воронин Ю.А. установленной формы и комплект приложенных к нему документов, а также содержание ответа заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, которым фактически отказано заявителю в восстановлении на учете в связи с непредоставлением документа, суд приходит к выводу, что вопреки доводам представителя заинтересованных лиц о том, что заявление Воронин Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ должно было рассмотрено как обращение в связи с несоответствием его с рекомендуемой формой, заявление ФИО10 следовало рассматривать в соответствии Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим по контракту в Вооруженных силах РФ жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., которая регламентирует порядок рассмотрения заявлений о постановке на учет.
Следовательно, заместитель начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, получив заявление Воронин Ю.А. с приложенным к нему документом, подтверждающим постановку на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения заявителя с военной службы, в установленные сроки должен был принять по нему решение в рекомендуемой Инструкцией форме, а в случае непредставления необходимых документов приостановить рассмотрение заявления и направить уведомление с предложением предоставить недостающие документы, а поэтому ответ заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ об отказе в восстановлении на учет нуждающихся в получении жилого помещения, данный не в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, суд находит неправомерным, и для восстановления нарушенных прав считает необходимым возложить на того обязанность в установленном порядке в пределах своих полномочиях предусмотренных законом и Ведомственными актами рассмотреть заявление Воронин Ю.А. в соответствии с вышеуказанной Инструкцией.
С учетом изложенного, суд полагает требование заявителя о признании бездействия ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, связанное с непринятием решения по заявлению Воронин Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ г., незаконным и обязании его рассмотреть заявление о постановке заявителя и членов его семьи с учетом представленной выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 21208 № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и не подлежащим удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Воронин Ю.А. об оспаривании действий должностных лиц 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и бездействия ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ-удовлетворить частично.
Признать ответ заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №№ данный ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Воронин Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ г., незаконным.
Обязать заместителя начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть заявление Воронин Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ и дать ответ на заявление в соответствии с требованиями закона, ведомственными Инструкциями и в пределах полномочий, предусмотренных ведомственными актами.
В остальной части в удовлетворении требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.