Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Коротковой В.В.,
с участием представителя истца Ольховской Г.В. (доверенность от 29.12.14г.) и
представителя ответчика Саури Ю.А. (доверенность от 14.01.14г.),
рассмотрев гражданское дело по иску Администрации г. Минусинска к Шаршакову П.Н. и публичному акционерному обществу «Мегафон» об обязании демонтировать сооружение связи, расположенное на земельном участке и по иску Администрации г. Минусинска к Андреевой З.В. и публичному акционерному обществу «Мегафон» об обязании демонтировать сооружение связи, расположенное на земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Минусинска обратилась с исковыми требованиями к Шаршакову П.Н. об обязании демонтировать сооружение связи, расположенное на земельном участке.
Определением суда от 20 февраля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ПАО «Мегафон».
Истец просит суд обязать ответчиков осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи №№ <данные изъяты> в том числе и, вышки сотовой связи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, по адресу: Красноярский край, <адрес>
Также, Администрация г. Минусинска обратилась с исковыми требованиями к Андреевой З.В. об обязании демонтировать сооружение связи, расположенное на земельном участке.
Определением суда от 20 февраля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ПАО «Мегафон».
Истец просит суд обязать ответчиков осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи №№ «<данные изъяты> расположенной на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №.
Определением суда от 11 ноября 2015 года гражданские дела были объединены в одно производство.
В отношении ответчика Шаршакова П.Н. истец свои требования мотивировал в иске и в судебном заседании следующим.
По договору купли- продажи от 16.03.05г. ответчик Шаршаков П.Н. приобрел в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, общей площадью 800 кв.м., с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Администрации г.Минусинска от 13.02.13г. № АГ-171-п вид разрешенного использования приобретенного Шаршаковым П.Н. вышеуказанного земельного участка изменен на «для эксплуатации нежилого здания - магазин, аптека, с правом строительства магазина строительных и спортивных товаров».
В 2014 году по заявлению Шаршакова П.Н. выполнены кадастровые работы по размежеванию земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, по результатам которых образованы два участка площадью 780 кв.м и площадью 20 кв.м. По результатам проведенных кадастровых работ и материалов межевания в государственный кадастр недвижимости 20 августа 2014 года внесены следующие изменения: земельному участку площадью 780 кв.м присвоен кадастровый номер №; земельному участку площадью 20 кв.м присвоен кадастровый номер №, вид разрешенного использования на обоих участках остался прежним, а именно - «для эксплуатации нежилого здания - магазин, аптека, с правом строительства магазина строительных и спортивных товаров». Постановлением Администрации г. Минусинска от 13.11.14г. № АГ-2257-п, п.4, п.3, земельному участку с кадастровым номером №, площадью 780 кв.м, изменен адрес на: Красноярский край, <адрес>; земельному участку с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, изменен адрес на: Красноярский край, <адрес>
Специалистами отдела архитектуры и градостроительства администрации города Минусинска произведен осмотр двух вновь образованных участков (акт осмотра от 30.12.2014 №3), при этом установлено следующее. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 780 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, видом разрешенного использования - «для эксплуатации нежилого здания - магазин, аптека, с правом строительства магазина строительных и спортивных товаров», огорожен, доступ на участок ограничен через ворота и дверные проемы нежилых зданий. На участке находятся два нежилых здания: здание магазина с аптекой застроенной площадью 152 кв.м. на момент осмотра эксплуатируется, второе здание магазина строительных и спортивных материалов застроенной площадью 100 кв.м в завершающей стадии строительства, пока не эксплуатируется.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес>, с видом разрешенного использования - «для эксплуатации нежилого здания - магазин, аптека, с правом строительства магазина строительных и спортивных товаров» не огорожен находится внутри участка с кадастровым номером №. На участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, расположенном по адресу: Красноярский край, <адрес>, смонтирована базовая станция сотовой связи №24.2873 «Центральная», в том числе и вышка сотовой связи (далее вышка сотовой связи), принадлежащая ОАО «Мегафон» высотой 30 метров. На момент осмотра вышка сотовой связи ОАО «Мегафон» расположена ориентировочно в девяти метрах от неоконченного строительством нежилого здания магазина строительных и спортивных товаров на смежном участке. От жилого дома на смежном участке по адресу: Красноярский край, <адрес>, вышка удалена ориентировочно на 20 метров, хозяйственная постройка (теплица) - ориентировочно на 4 метра. От жилого дома, расположенного на смежном участке по адресу: Красноярский край, <адрес>, вышка удалена ориентировочно на 12 метров. Блок хозяйственных построек на смежном земельном участке по адресу: Красноярский край, <адрес> находится ориентировочно в 5 метрах от установленной вышки сотовой связи «Мегафон».
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м., расположенный по адресу: Красноярский край, г. <адрес> с расположенной на нём вышкой сотовой связи «Мегафон» по генплану города Минусинска расположен в зоне, «жилой усадебной застройки».
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Минусинск (утв. Решением Минусинского городского Совета депутатов от 24.12.2012 №7-51р) основным видом разрешенного использования в данной зоне является - строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов этажностью не более 2, в то время как вышеуказанный земельный участок используется для размещения объектов связи.
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей середе. В том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом. Статья 263 ГК РФ предоставляет собственнику земельного участка право на возведение на участке зданий и сооружений, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем жилые, производственные помещения, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
В силу ч. 3 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны. Согласно ч. 3 ст. 37 ГрК РФ - изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствие с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством РФ, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам. Таким образом, формулировка «определяемые в соответствии с законодательством РФ» относится к понятию «сооружения связи».
Согласно п. 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи утвержденных приказом Минсвязи России от 09.09.02г. № 113, зарегистрированных Минюстом РФ от 17.09.02г. № 3804 (действующих на период возведения вышки сотовой связи) базовые станции отнесены к сооружениям. Под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи. Ввод в эксплуатацию сооружений связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию связи (п. 3.5 Правил утв. приказом Минсвязи России от 09.09.02г. № 113). Аналогичные требования установлены в новом Приказе Минкомсвязи России от 26.08.14г. № 258 «Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию».
В п. 27 ст. 2 ФЗ от 07.07.03г. № 126-ФЗ «О связи» дано толкование понятия сооружение связи. Под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи, и кабелей связи.
Согласно п. 10.1.6. главы 10.1. раздела 10 Правил по охране труда на центральных и базовых станциях радиотелефонной связи, утвержденным Приказом Минсвязи РФ от 31.03.97г. № 50, граница опасной зоны вокруг опоры находится от центра основания опоры на 1/3 ее высоты. В этой опасной зоне /месте расположение базовой станции не должно быть жилых построек, в данном случае в таковой зоне проживают люди и имеются объекты недвижимости, принадлежащие другим лицам - смежные землепользователи, для которых в этих условиях создана реальная угроза жизни.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конституции РФ - каждый имеет право на жизнь, соответственно нахождение опоры в опасной зоне угрожает жизни всех граждан проживающих в опасной зоне.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. К объектам капитального строительства согласно ч. 10 ст. 1 ГрК РФ отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ).
Вышка сотовой связи прочно связана с фундаментом, в связи с чем, не является вспомогательным объектом, то есть не является временным сооружением. Согласно положений ГрК РФ данная вышка является капитальный объектом, она имеет подземную часть, то есть прочно связана с землей и предназначена для длительной эксплуатации.
Согласно ч. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил; лицо осуществившее самовольную постройку не приобретает на нее право собственности, оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществимым ее лицом либо за его счет.
Кроме того, договор аренды между Шаршаковым П.Н. и ОАО «МегаФон» от 01.07.14г. был заключен в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес> с кадастровым номером №, площадью 20кв.м. которого на 01.07.14г. не существовало. Существовал земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес> кадастровым номером №, имеющий площадь 800 кв.м.. Таким образом, предмет договора аренды определен не был. В связи с чем, данный договор считается незаключенным.
Таким образом, Шаршаков П.Н. и ОАО «МегаФон» в нарушение установленных требований земельного и градостроительного законодательства на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, расположенном по адресу: Красноярский край, <адрес> с видом разрешенного использования - «для эксплуатации нежилого здания - магазин, аптека, с правом строительства магазина строительных и спортивных товаров» разместили (возвели, смонтировали) базовую станцию сотовой связи №24.2873 «Центральная», в том числе и, вышку сотовой связи, следовательно, данный земельный участок используется для эксплуатации оборудования сотовой связи. При этом, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся. На основании изложенного можно заключить, что вышка сотовой связи, возведена без получения разрешения на строительство, эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию, создает реальную опасность жизни и здоровью людей, проживающих в определенной законодательством опасной зоне, чем также нарушается установленный в соответствии с действующим законодательством порядок использования земельного участка на территории муниципального образования город Минусинск, то есть, нарушаются интересы муниципального образования по установлению правового режима земельных участков на территории города. В силу изложенного, базовая станция сотовой связи подлежит демонтажу.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчиков осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи №24.2873 «Центральная», в том числе и, вышки сотовой связи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, по адресу: Красноярский край, <адрес>.
В отношении ответчика Андреевой З.В. истец свои требования мотивировал в иске и в судебном заседании следующим.
По договору купли- продажи от 20.11.08г. ответчик Андреева З.В. приобрела в собственность земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес>, общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №, для эксплуатации сооружения «Платная автостоянка на 100 автомобилей».
Актом осмотра от 30.12.14г. было установлено, что фактическая граница участка не соответствует границам участка по документам; огороженная сетчатым ограждением часть земельного участка составляет ориентировочно 723 кв.м. и используется по назначению- для эксплуатации автостоянки.
На огороженной металлическим решетчатым ограждением части указанного земельного участка, ориентировочной площадью 20 кв.м., без согласования схемы размещения и градостроительного плана смонтирована базовая станция сотовой связи, в том числе и вышка сотовой связи (далее вышка сотовой связи), принадлежащая ОАО «Мегафон», высотой 30 метров. Неогороженная часть земельного участка не используется по целевому назначению. Указанный земельный участок граничит с двумя смежными земельными участками. Вышка сотовой связи ОАО «Мегафон» расположена ориентировочно на расстоянии двух- трех метров от нежилых двухэтажных зданий, расположенных на смежных участках по адресу: Красноярский край, <адрес>арендатор ОСА и по адресу: Красноярский край, <адрес>собственник ИАП.).
Земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером № по генплану города Минусинска расположен в зоне, «жилой усадебной застройки».
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Минусинск (утв. Решением Минусинского городского Совета депутатов от 24.12.2012 №7-51р) основным видом разрешенного использования в данной зоне является - строительство и эксплуатация индивидуальный жилых домов и многоквартирных жилых домов этажностью не более 2, в то время как вышеуказанный земельный участок используется для размещения объектов связи.
Ссылаясь на вышеперечисленные нормы права, истец указал, что ответчики Андреева З.В. и ОАО «МегаФон» в нарушение установленных требований земельного и градостроительного законодательства на земельном участке расположенном по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - для эксплуатации сооружения «Платная автостоянка на 100 автомобилей» разместили (возвели, смонтировали) базовую станцию сотовой связи, в том числе и, вышку сотовой связи, следовательно, данный земельный участок используется для эксплуатации оборудования сотовой связи. При этом, вид разрешенного использования земельного участка не изменялся. На основании изложенного можно заключить, что вышка сотовой связи, возведена без получения разрешения на строительство, эксплуатируется без разрешения на ввод в эксплуатацию, создает реальную опасность жизни и здоровью людей, проживающих в определенной законодательством опасной зоне, чем также нарушается установленный в соответствии с действующим законодательством порядок использования земельного участка на территории муниципального образования город Минусинск, то есть, нарушаются интересы муниципального образования по установлению правового режима земельных участков на территории города. В силу изложенного, базовая станция сотовой связи подлежит демонтажу.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ответчиков осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи №24.6217 «Народная», в том числе и, вышки сотовой связи, расположенной на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №.
Ответчик ОАО «Мегафон», действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Саури Ю.А., исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим.
Данные базовые станции связи не являются линейно- кабельными объектами связи и относятся к сооружениям связи, имеющим третий «пониженный» уровень ответственности и не требуют прохождения государственной экспертизы в соответствии с ГрК РФ.
ПАО «МегаФон» на базовую станцию сотовой связи №24.2873 «Центральная» получено санитарно- эпидемиологическое заключение № 24.49.33.000.Т.001790.12.14 от 23.12.14г.; на базовую станцию сотовой связи №24.6217 «Народная» получено санитарно- эпидемиологическое заключение № 24.49.33.000.Т.001791.12.14 от 23.12.14г..
Согласно этим заключениям станции соответствуют государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно: «СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003г..
Также данные базовые станции связи не относятся к объектам капитального строительства, к объектам недвижимости, поскольку, являются сборно- разборными сооружениями и их перемещение возможно без причинения несоразмерного ущерба их назначению. Поскольку данные базовые станции не являются объектами капитального строительства и объектами недвижимости, для их возведение не требуется получение разрешения на строительство, в связи с чем, они не являются самовольными постройками и не могут быть снесены на основании требований статьи 222 ГК РФ.
Также базовые станции связи не нарушают требований ЗК РФ о целевом использовании земель.
Земельный участок для размещения базовой станции сотовой связи №24.2873 «Центральная» предоставлен в аренду Шаршаковым П.Н. на основании договора аренды от 01.07.14г. и дополнительного соглашения к нему от 01.06.15г..
Земельный участок для размещения базовой станции сотовой связи №24.6217 «Народная» предоставлен в аренду Андреевой З.В. на основании договора аренды от 01.09.14г..
Земельный участок, находящийся в собственности Шаршакова П.Н. расположен в зоне «Ж-1 Жилая усадебная застройка», относится к землям населенных пунктов; при регистрации права собственности 24.02.15г. собственником было изменено разрешенное использование земельного участка, сейчас участок имеет вид разрешенного использования для объектов инженерной инфраструктуры.
Земельный участок, находящийся в собственности Андреевой З.В. расположен в зоне «Ж-5 Зона Жилая застройка средней этажности», относится к землям населенных пунктов, к числу вспомогательных видов разрешенного использования данной зоны относится разрешенное использование для объектов инженерной инфраструктуры.
Спорные базовые станции, в силу требований статьи 2 Федерального закона № 126- ФЗ «О связи», относятся к объектам инженерной инфраструктуры, поэтому, нарушений целевого использования земель при размещении базовых станций допущено не было.
Также спорные базовые станции не нарушают чьих- либо прав или охраняемых законом интересов, поскольку, соответствуют санитарно- эпидемиологическим требованиям, разрешений на их возведение не требовалось; более того, данные объекты оказывают свою положительную роль в развитии системы связи в регионе, что соответствует правам и законным интересам неопределенного круга лиц- абонентов ПАО «МегаФон».
С учетом изложенного, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. просит в иске отказать в полном объеме.
Ответчик Шаршаков П.Н., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрении дела и отзыва относительно заявленных исковых требований в суд не представил.
Ответчик Андреева З.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрении дела и отзыва относительно заявленных исковых требований в суд не представила. Ранее, действуя в судебном заседании через своего представителя по доверенности Дмитриева А.В., исковые требования признала, свою позицию мотивировала следующим. Ответчик признает исковые требования, поскольку, договор аренды земельного участка с ОАО «МегаФон» она не подписывала, а договорилась о том, что сооружение связи будет установлено после согласования этого вопроса с Администрацией города. До этого момента вышка была установлена безвозмездно, у нее имеется проект договора аренды с ОАО «МегаФон».
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Согласно заключению экспертов, на основании проведенной по делу судебно- технической экспертизы № 438 от 05.08.15г. эксперты пришли к следующим выводам. Объект- базовая станция сотовой связи №24.2873 «Центральная», расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, по адресу: Красноярский край, <адрес> является объектом капитального строительства. Перенос данного объекта на другое место без несоразмерного ущерба ее назначению возможен.(л.д. 119-120 Том №2).
Согласно заключению экспертов, на основании проведенной по делу судебно- технической экспертизы № 440 от 05.08.15г. эксперты пришли к следующим выводам. Объект- базовая станция сотовой связи №24.6217 «Народная», расположенная на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №, является объектом капитального строительства. Перенос данного объекта на другое место без несоразмерного ущерба ее назначению возможен.(л.д. 12-13, Том № 4).
Согласно заключению экспертов, на основании проведенной по делу повторной судебно- технической экспертизы № 00.15.117 эксперты пришли к следующим выводам. Объект- базовая станция сотовой связи №24.2873 «Центральная», расположенная на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, по адресу: Красноярский край, <адрес> не является объектом капитального строительства, не является объектом недвижимого имущества, является временным сооружением, не требующим разрешения на строительство. Перенос данного объекта на другое место без несоразмерного ущерба ее назначению возможен. Данный объект соответствует обязательным требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к подобным объектам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих и находящихся в непосредственной близости от данного объекта. Объект имеет третий(пониженный) уровень ответственности, согласно ГОСТ 27751-88*, что соответствует новому ГОСТ 54257-2010. (л.д. 17-18 Том № 5).
Согласно заключению экспертов, на основании проведенной по делу повторной судебно- технической экспертизы № 00.15.118 эксперты пришли к следующим выводам. Объект- базовая станция сотовой связи №24.6217 «Народная», расположенная на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №, не является объектом капитального строительства, не является объектом недвижимого имущества, является временным сооружением, не требующим разрешения на строительство. Перенос данного объекта на другое место без несоразмерного ущерба ее назначению возможен. Данный объект соответствует обязательным требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к подобным объектам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих и находящихся в непосредственной близости от данного объекта.. Объект имеет третий(пониженный) уровень ответственности, согласно ГОСТ 27751-88*, что соответствует новому ГОСТ 54257-2010. (л.д. 98-99 Том № 4).
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Одним из доводов истца является довод о том, что базовые станции являются объектами капительного строительства и объектами недвижимости, возведены без получения разрешения на строительство, являются самовольными постройками, а потому, в силу требований статьи 222 ГК РФ, подлежат сносу.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ст. 51 ГрК РФ. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом. К объектам капитального строительства согласно ч. 10 ст. 1 ГрК РФ отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 222 ГК РФ: «Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. 2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.».
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что спорные объекты не могут быть признаны самовольными постройками и снесены на основании требований статьи 222 ГК РФ.
Суд приходит к выводу о том, что спорные базовые станции не являются объектами капитального строительства, не являются объектами недвижимого имущества и являются временными сооружениями, не требующими разрешения на строительство. Такой вывод суда основан на заключениях экспертов, данных на основании проведенных по делу судебных технических экспертиз.
Так, согласно экспертным заключениям ФГБОУ высшего профессионального образования «Новосибирский государственный архитектурно- строительный университет(Сибстрин)»(г. Новосибирск) № 00.15.117 и № 00.15.118, эксперты пришли к аналогичному выводу. При этом, выводы экспертов основаны на том, что спорные базовые станции являются сборно- разборными конструкциями; возможен их демонтаж, перевозка на другое место и повторный монтаж без потери технических свойств и с восстановлением технических функций.
Эксперты ОАО «Научно- технический прогресс»( г. Красноярск) № 438 от 05.08.15г. и № 440 от 05.08.15г. пришли к выводам о том, что базовые станции являются объектами капитального строительства, перенос данных объектов на другое место без несоразмерного ущерба их назначению возможен.
Таким образом, оба экспертных учреждения констатировали сборно- разборный характер базовых станций и возможность их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.
Оценивая данное обстоятельство и технические характеристики станций(сборно- разборные металлические конструкции, расположенные на монолитном фундаменте), суд приходит к выводу и соглашается с выводами, содержащимися в заключениях экспертов № 00.15.117 и № 00.15.118 о том, что спорные базовые станции не являются объектами капитального строительства, не являются объектами недвижимого имущества(возможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению, ст. 130 ГК РФ) и являются временными сооружениями, не требующими разрешения на строительство.
Поскольку, данные объекты не являются объектами капитального строительства и объектами недвижимости, разрешений на их строительство не требовалось, в связи с чем, нормы статьи 222 ГК РФ о сносе этих сооружений, как самовольных построек, к ним применены быть не могут.
Следующий вывод истца основан на том, что базовые станции относятся к особо опасным и технически сложным объектам и, их расположение на указанных земельных участках нарушает права неопределенного круга лиц.
С таким доводом суд не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно рабочей документации базовых станций, данные базовые станции связи не являются линейно- кабельными объектами связи и относятся к сооружениям связи, имеющим третий «пониженный» уровень ответственности и не требуют прохождения государственной экспертизы в соответствии с ГрК РФ(л.д. 37 Том № 1 и л.д. 35 Том № 3).
В суд представлены санитарно- эпидемиологические заключения на базовую станцию сотовой связи №24.2873 «Центральная»- № 24.49.33.000.Т.001790.12.14 от 23.12.14г. и на базовую станцию сотовой связи №24.6217 «Народная»- № 24.49.33.000.Т.001791.12.14 от 23.12.14г.. Согласно этим заключениям станции соответствуют государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам, а именно: «СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.01.2003г.(л.д. 69-70 Том № 1 и л.д. 70-71 Том № 3).
Кроме того, согласно экспертным заключениям ФГБОУ высшего профессионального образования «Новосибирский государственный архитектурно- строительный университет(Сибстрин)»(г. Новосибирск) № 00.15.117 и № 00.15.118, эксперты пришли к выводу о том, что данные объекты соответствуют обязательным требованиям действующего законодательства РФ, предъявляемым к подобным объектам, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих и находящихся в непосредственной близости от данного объекта.
Следовательно, судом не установлено при возведении и эксплуатации спорных базовых станций нарушений градостроительных, строительных, санитарно- эпидемиологических и иных норм и правил, действующих в РФ и применимых к спорным объектам. В связи с изложенным данные доводы истца не могут являться основаниями для удовлетворения исковых требований.
Оценивая доводы истца о нарушении целевого использования земельных участков при эксплуатации спорных базовых станций, суд исходит из следующего.
Земельный участок, находящийся в собственности Шаршакова П.Н. расположен в зоне «Ж-1 Жилая усадебная застройка», относится к землям населенных пунктов; при регистрации права собственности 24.02.15г. собственником было изменено разрешенное использование земельного участка, сейчас участок имеет вид разрешенного использования для объектов инженерной инфраструктуры(л.д. 109 Том № 1).
Земельный участок, находящийся в собственности Андреевой З.В. расположен в зоне «Ж-5 Зона Жилая застройка средней этажности», относится к землям населенных пунктов, к числу вспомогательных видов разрешенного использования данной зоны относится разрешенное использование для объектов инженерной инфраструктуры.
Так, в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город Минусинск (утв. Решением Минусинского городского Совета депутатов от 24.12.2012 №7-51р) основными видами разрешенного использования в данных зонах являются - строительство и эксплуатация индивидуальных жилых домов и строительство и эксплуатация многоквартирных жилых домов. К числу вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков в данных зонах относится такой вид разрешенного использования, как использование для объектов инженерной инфраструктуры.(л.д. 200- 204 Том № 1).
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей середе. В том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом. Статья 263 ГК РФ предоставляет собственнику земельного участка право на возведение на участке зданий и сооружений, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить на нем жилые, производственные помещения, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и иных правил и нормативов.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.02.15г., земельный участок, находящийся в собственности Шаршакова П.Н., с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, по адресу: Красноярский край, <адрес> «а» имеет разрешенное использование- объекты инженерной инфраструктуры(л.д. 109 Том № 1).
С учетом данного обстоятельства и перечисленных выше норм права, использование данного участка для эксплуатации базовой станции сотовой связи не противоречит целевому назначению земельного участка.
Земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №, имеет разрешенное использование- для эксплуатации сооружения «платная автостоянка на 100 автомобилей».
В силу статьи 37 ГрК РФ вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Собственник участка использует участок по своему целевому назначению- для эксплуатации сооружения «платная автостоянка на 100 автомобилей»; использование участка для эксплуатации базовой станции сотовой связи носит вспомогательный характер.
По мнению суда, вспомогательное использование данного земельного участка не нарушает требований ЗК РФ, ГрК РФ и Правил землепользования и застройки муниципального образования город Минусинск (утв. Решением Минусинского городского Совета депутатов от 24.12.2012 №7-51р) в части целевого использования земельного участка.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, которые могут являться основаниями для удовлетворения заявленных истцом исковых требований; с учетом изложенного, суд полагает в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Минусинска к Шаршакову П.Н. и публичному акционерному обществу «Мегафон» об обязании осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи №24.2873 «Центральная», в том числе и, вышки сотовой связи, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, по адресу: Красноярский край, <адрес> отказать.
В удовлетворении исковых требований Администрации г. Минусинска к Андреевой З.В. и публичному акционерному обществу «Мегафон» об обязании осуществить демонтаж базовой станции сотовой связи №24.6217 «Народная», расположенной на земельном участке, расположенном по адресу: Красноярский край, <адрес> общей площадью 2 500 кв.м., с кадастровым номером №- отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: