Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-287/2020 ~ М-283/2020 от 26.08.2020

дело № 2а-287/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежская область

р.п. Кантемировка «13» октября 2020 года

Кантемировский районный суд, Воронежской области в составе председательствующего по делу судьи Маликина М.А.;

при секретаре Иващенко О.Н.;

представителя административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кабаковой Е.Е., документ удостоверяющий личность паспорт гражданина РФ серия от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Коростова Антона Алексеевича к администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложения обязанности по устранению нарушения права, суд,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором указывает, что Коростов Антон Алексеевич, проживающий <адрес>

24 августа 2020 года вышел из места проживания его бабушки (<адрес>), у которой он проживает 2 дня в неделю, помогая ей по дому в связи с ее преклонным пенсионным возрастом, с пакетом мусора и направился к мусорной (контейнерной) площадке, которая располагается в 15 метрах от места проживания бабушки для цели размещения данного бытового мусора в мусорный контейнер.

Подойдя к контейнерной площадке, административный истец обнаружил, что мусорный контейнеры не имеет не только плотно закрывающей крышки, но не имеет какой-либо крышки вообще. В силу указанного обстоятельства из контейнера разносился неприятный мусорный запах отходов потребления. Также отсутствие крышки позволяло накопившемуся мусору сваливаться из мусорного контейнера на мусорную контейнерную площадку. Данная контейнерная площадка также располагается рядом с границей забора стадиона «Юбилейный», на котором он каждый день занимается спортом, осуществляя забег на 5 км - 7 кругов по асфальтированной дорожке, которая очень близко проходит возле мусорной контейнерной площадки, из которой постоянно чувствуются запах из-за отсутствия крышек.

Перечисленные им обстоятельства являются факторами, которые оказывают вредное воздействие на него и на любого человека вообще (для информации. Коростой А.В. Не обращается в защиту неопределенного круга лиц). Указанными обстоятельствами осуществляется посягательство на здоровье административного истца, других людей, проживающих на улице Фрунзе р.п. Кантемировка, а также тех, кто передвигается по данной улице и по стадиону (для информации. Коростой А.В. не обращается в защиту неопределенного круга лиц).

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Из ст. 1 ФЗ следует, что факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; Под вредным воздействием на человека понимается воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (ст. 1)

Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления".

Из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" также следует, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно - эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

Из совокупности указанных положений, таким образом, следует, что любое несоблюдение санитарных правил, регулирующих вопросы по накоплению, сбору отходов производства потребления, несет угрозу жизни, здоровью (тем самым осуществляется посягательства на данные нематериальные блага населения), а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Из указанной дефиниции (определение какого-либо понятия) следует, что именно санитарные требования, установленные санитарными правилами, обеспечивают безопасность и безвредность для человека факторов среды обитания. Также из дефиниции прямо, четко, ясно и недвусмысленно указано, что несоблюдение данных санитарных требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

То есть из самого закона следует, что любое несоблюдение санитарных требований, содержащихся в санитарных правилах, приводит к угрозе жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Таким образом, ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ угрозы жизни или здоровью человека, угрозы возникновения и распространения заболеваний будет являться установление самого факта несоблюдения любым лицом санитарных требований, которые к нему обращены.

Главный государственный санитарный врачом постановил утвердить санитарно - эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 “Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований"

Пунктом 1.1 данных Правил установлено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее - Санитарные правила) устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее - отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов.

Кроме того, п. 1.2 предусмотрена, что соблюдение указанных Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).

В силу п. 2.6. мусоросборники должны быть ЗАКРЫТЫ, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления. Кроме того хочу отметить, что неисполнение санитарных норм и вследствие этого создание факторов, негативно влияющих на среду обитания человека, влечет угрозу для любого человека, близко находящегося с данной мусорной контейнерной площадкой. Для данных факторов безразличны отношения, которые возникли с региональным оператором по вывозу мусора или которые с ним не возникали.

То есть любой человек, приехавший в р.п. Кантемировка в гости или на экскурсию и решивший позаниматься спортом на стадионе, будет нести бремя угрозы жизни и здоровья вследствие неисполнения уполномоченным субъектом санитарно-эпидемиологических требований к мусорным контейнерным площадкам.

Данный довод приводился на случай, если административный ответчик будет абсурдно утверждать о том, что у Коростова А.В. нет возникших отношений с региональным оператором по вывозу мусора.

Уполномоченный объект по организации деятельности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N9 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу положений подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 19 статьи 6 Устава Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской обл. к вопросам местного значения Кантемировского городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уставом Кантемировского городского поселения Кантемировского района Воронежской обл. предусмотрено, что Администрация Кантемировского городского поселения наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданная органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской обл.

Также, как следует из Устава, к полномочиям администрации Кантемировского городского поселения относятся: обеспечение исполнения органами местного самоуправления Кантемировского городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами.

Полномочия местного самоуправления - это права и одновременно обязанности органов местного самоуправления по предметам ведения (вопросам местного значения), связанных с осуществлением властных действий в сфере общественных отношений местного самоуправления.

Учрежденные Кантемировским городским поселением бюджетные учреждения, получающие задания для цели обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий (они и доводят данные полномочия до «овеществленного» результата) органов местного самоуправления в разных сферах не могут являться административными ответчиками, так по своей природе выделяемое муниципальное задание бюджетному учреждения и его финансирование не является передачей указанных выше полномочий с органов местного самоуправления к бюджетному учреждению.

Таким образом, уполномоченным субъектом по организации деятельности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с ФВ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является администрация Кантемировского городского поселения.

От административного ответчика, возможно последуют доводы о том, что они не являются надлежащим ответчиком, а надлежащим ответчиком является муниципальное бюджетное учреждение (так как им передавались полномочия на решение этого вопроса местного значения) или то лицо, у которого «на балансе» находятся мусорные контейнеры. Позволю себе сразу возразить относительной данных доводов. Полномочия органов местного самоуправления - это права и одновременно обязанности органов местного самоуправления по вопросам местного значения (предметам ведения), связанных с осуществлением властных действий в сфере общественных отношений местного самоуправления.

Право и порядок передачи указанных полномочий органов местного самоуправления городских поселений, а также круг лиц, которым могут передаваться полномочия, определяется только Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Обратимся к статье 15 данного нормативно-правового акта, из которого следует, что органы местного самоуправления отдельных поселений (а как поселения относятся как сельские, так и городские), входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Муниципальное образование Кантемировской городское поселение входит в состав муниципального района Кантемировский муниципальный район Воронежской области, следовательно, органы местного самоуправления Кантемировского городского поселения могут передать органам местного самоуправления Кантемировского муниципального района Воронежской области часть своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 142.5 БК РФ предусмотрено, что В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

То есть для передачи полномочия необходимо передать еще и денежные средства (субвенции), за счет которых орган, принимающий полномочия, будет осуществлять данные полномочия Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо указанного круга лиц, которым могут быть переданы полномочия, не определены иные субъекты (лица), полномочия которым могут передаваться в целях их осуществления. А теперь обратимся к природе бюджетного учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

То есть данная некоммерческая организация не принимает на себя полномочия, а лишь обеспечивает реализацию полномочий органов местного самоуправления, которые сохраняются за органами местного самоуправления.

Обеспечение реализации полномочий проявляется в «овеществлении» результата их, то есть в реальное их проявление. Без создания указанных учреждений должным лицам органов местного самоуправления пришлось бы самостоятельно реализовывать все полномочия решения все вопросов местного значения. То есть бюджетное учреждение является инструментом в руках держателя полномочий (органа местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, а не лицом, получающим полномочия. Как следует из самого определения о бюджетном учреждении, то данное учреждение «обеспечивает» реализацию полномочий, тогда как сам уполномоченный орган реализует данные полномочия.

Как следует из ст. 92 обеспечение реализации полномочий осуществляется посредством направления муниципального задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Однако из той же статьи не следует, что данное муниципальное задание, выделяемое муниципальному бюджетному учреждению сходно по своей правовой природе с соглашениями органов местного самоуправления о передаче ими осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов.

Таким образом, довод административного ответчика о том, что он передал свои полномочия по содержания мест накопления мусора муниципальному бюджетному учреждению, является не состоятельным. Указанные полномочия не могут передаваться бюджетным учреждениям. Данные полномочия могут передаваться только органам местного самоуправления муниципального района, в который входит административный ответчик.

Административный истец считает, что административным ответчиком осуществляется незаконное бездействие по неисполнению Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований", которые предусматривают, что мусоросборники должны быть ЗАКРЫТЫ.

Незаконное бездействие выражается в неисполнении административным ответчиком, ответственным за содержание контейнерной площадки, данного санитарного требования - на мусоросборниках (контейнерах) контейнерной площадки, располагающейся по адресу: ул. Победы 1 мусоросборники не имеют крышек, то есть постоянно находятся в открытом состоянии.

Незаконное данное бездействие в необеспечение крышками мусоросборников (в невыполнении требований санитарных норм) контейнерной площадки вызывает факторы, оказывающие вредное воздействие на человека (запах, образование места заселения грызунов, распространения инфекций и патогенных организмов), что создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Просит суд признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы д. 1 - стадион Юбилейный), не отвечающим требованиям п. 2.6 2.6 Санитарно-эпидемиологические требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главный государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19) незаконным; Обязать администрацию Кантемировского городского поселения обеспечить контейнерную площадку, располагающуюся по адресу: ул. Победы д. 1 - стадион Юбилейный, закрытыми мусоросборниками.

17.09.2020 года административным истцом представлено заявление об изменении исковых требований, согласно которого просит суд признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы д. 1 - стадион Юбилейный), не отвечающим требованиям п. 2.6 2.6 Санитарно-эпидемиологические требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главный государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19) незаконным; Возложить обязанность на административного ответчика по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, ул. Юбилейная, в соответствии с п. 2.6. СанПиН 2.1.7355-19.

17.09.2020 года определением Кантемировского районного суда, Воронежской области для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Управление городского хозяйства».

05.10.2020 года административным истцом представлено заявление об изменении исковых требований, согласно которого просит суд признать бездействия администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2, не отвечающим требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19) незаконным; возложить обязанность на административного ответчика по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2 в соответствии с п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19).

17.09.2020 года и 05.10.2020 года определениями Кантемировского районного суда, Воронежской области на административного ответчика в порядке, предусмотренном ч. 2, ст. 62 КАС РФ возлагалась обязанность по предоставлению доказательств соответствия контейнеров, расположенных на площадке по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2, нормативным требованиям п. 2.6. СанПиН 2.1.73550-19, сведений о лице введении, которого находится спорная площадка.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, суду сообщил сведения аналогичные, содержащиеся в исковом заявлении.

Административный ответчик и заинтересованное лицо о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представители не явились, представив письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом из письменных доказательств установлено, что решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области от 11.11.2016 года № 119 определены, в том числе место нахождения контейнерной площадки на территории Кантемировского городского поселения по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2 с количеством контейнеров 3 штуки, сведения о которой внесены в Реестр мест (накопления) ТКО на территории Кантемировского муниципального района /л.д. 89-90, 102/.

В соответствии с письмами №, № 1775, 1776 от 06.10.2020 года администрацией Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, сообщается, что земельные участки, на которых расположены контейнеры для ТКО по ул. Победы, р.п. Кантемировка, Кантемировского района, Воронежской области находятся на земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, контейнерная площадка, и спорные контейнеры на балансе администрации городского поселения не состоят /л.д. 100-101/.

Согласно акту установки мусорных контейнеров от 06.04.2020 года, составленного МБУ «Управление городского хозяйства», следует, что два мусорных контейнера, принадлежащих им на праве собственности, установлены на улице Победы, 2А /л.д. 64/.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, письменные возражения административного ответчика, заинтересованного лица, суд установил, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, …… если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности».

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, административный ответчик является органом местного самоуправления – администрация Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области и согласно п. 18, ч. 1, ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на него возложена обязанность участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».

Накоплением отходов, признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1, Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

К полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 8 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1), и п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641», согласно, которого следует, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 (далее Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, а в отношении спорной контейнерной площадки, созданной решением представительного органа Кантемировского городского поселения, находящейся в границах городского поселения (р.п. Кантемировка), на землях, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, доказательств иных обстоятельств, суду не представлено (ст. 3.3 Закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Как установлено в судебном заседании, решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области от 11.11.2016 года № 119 создано место нахождения контейнерной площадки на территории Кантемировского городского поселения по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2, с количеством контейнеров 3 штуки, сведения о чем, внесены в Реестр мест (накопления) ТКО по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2А, который, не содержит обязательных данных о собственнике места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Также установлено, и доказательств обратного обстоятельства в нарушение требований ч. 2, ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком не представлено, что контейнеры (мусоросборники) в количестве 3-х штук, размещенные на спорной контейнерной площадке не имеют крышек, то есть находятся постоянно в открытом состоянии, что не исключает возможности попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления, что, по мнению суда, вызвано ненадлежащим содержанием (оснащением) контейнерной площадки.

Статьей 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрено, что «1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее СанПиН 2.1.7.3550-19), следует, что «п. 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.

1.2. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).

2.6. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления».

Обращением с отходами, признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1, Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как установлено судом, в нарушение санитарных правил, установленных п. 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территории Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области не обеспечивается надлежащее содержание спорного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, что нарушает право административного истца на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека (ст. 8 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ), препятствует формированию экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 8 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), неисполнение которых понудило административного истца обратиться с указанным административным иском.

Требования СанПиН 2.1.7.3550-19 направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право административного истца на благоприятную среду обитания.

Отсутствие соответствующего оснащения спорной контейнерной площадки (контейнерами с крышками) свидетельствует о противоречащем указанным нормативным правовым документам бездействии административного ответчика, который в силу требований Закона обязан осуществлять деятельность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, непременным элементом которой являются контейнеры (мусоросборники), своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.

В связи с тем, что согласно представленных административным ответчиком письменных доказательств: решения об определении мест нахождения контейнерной площадки; реестра мест (площадок) накопления ТКО, адрес расположения спорной площадки разнится (ул. Победы, 2, и ул. Победы, 2А, соответственно), то с учетом фактических обстоятельств, суд приходит, что причиной такому обстоятельству является техническая ошибка, так как по данным адресам фактически находится одна площадка накопления ТКО, в связи с чем с целью исполнимости и недопущения неясности принятого решения, адрес спорной площадки указывается р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2/2А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области 396731, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года, в части организации деятельности по содержанию контейнерной площадки по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2/2А, не отвечающим требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 05.12.2019 № 20 СанПиН 2.1.73550-19;

Возложить на Администрацию Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области 396731, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года обязанность обеспечить содержание места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2/2А, в соответствии с п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 05.12.2019 № 20 СанПиН 2.1.73550-19.

Обязать Администрацию Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области 396731, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года по истечению одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения сообщить в Кантемировский районный суд, Воронежской области и административному истцу об его исполнении.

Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, путем принесения апелляционной жалобы через районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.А. Маликин

Резолютивная часть решения суда оглашена 13.10.2020 года

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2020 года

дело № 2а-287/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воронежская область

р.п. Кантемировка «13» октября 2020 года

Кантемировский районный суд, Воронежской области в составе председательствующего по делу судьи Маликина М.А.;

при секретаре Иващенко О.Н.;

представителя административного истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Кабаковой Е.Е., документ удостоверяющий личность паспорт гражданина РФ серия от ДД.ММ.ГГГГ;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Коростова Антона Алексеевича к администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области о признании незаконным бездействия и возложения обязанности по устранению нарушения права, суд,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором указывает, что Коростов Антон Алексеевич, проживающий <адрес>

24 августа 2020 года вышел из места проживания его бабушки (<адрес>), у которой он проживает 2 дня в неделю, помогая ей по дому в связи с ее преклонным пенсионным возрастом, с пакетом мусора и направился к мусорной (контейнерной) площадке, которая располагается в 15 метрах от места проживания бабушки для цели размещения данного бытового мусора в мусорный контейнер.

Подойдя к контейнерной площадке, административный истец обнаружил, что мусорный контейнеры не имеет не только плотно закрывающей крышки, но не имеет какой-либо крышки вообще. В силу указанного обстоятельства из контейнера разносился неприятный мусорный запах отходов потребления. Также отсутствие крышки позволяло накопившемуся мусору сваливаться из мусорного контейнера на мусорную контейнерную площадку. Данная контейнерная площадка также располагается рядом с границей забора стадиона «Юбилейный», на котором он каждый день занимается спортом, осуществляя забег на 5 км - 7 кругов по асфальтированной дорожке, которая очень близко проходит возле мусорной контейнерной площадки, из которой постоянно чувствуются запах из-за отсутствия крышек.

Перечисленные им обстоятельства являются факторами, которые оказывают вредное воздействие на него и на любого человека вообще (для информации. Коростой А.В. Не обращается в защиту неопределенного круга лиц). Указанными обстоятельствами осуществляется посягательство на здоровье административного истца, других людей, проживающих на улице Фрунзе р.п. Кантемировка, а также тех, кто передвигается по данной улице и по стадиону (для информации. Коростой А.В. не обращается в защиту неопределенного круга лиц).

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 8 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Из ст. 1 ФЗ следует, что факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; Под вредным воздействием на человека понимается воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений (ст. 1)

Отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления".

Из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" также следует, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно - эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).

Из совокупности указанных положений, таким образом, следует, что любое несоблюдение санитарных правил, регулирующих вопросы по накоплению, сбору отходов производства потребления, несет угрозу жизни, здоровью (тем самым осуществляется посягательства на данные нематериальные блага населения), а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Из указанной дефиниции (определение какого-либо понятия) следует, что именно санитарные требования, установленные санитарными правилами, обеспечивают безопасность и безвредность для человека факторов среды обитания. Также из дефиниции прямо, четко, ясно и недвусмысленно указано, что несоблюдение данных санитарных требований создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

То есть из самого закона следует, что любое несоблюдение санитарных требований, содержащихся в санитарных правилах, приводит к угрозе жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Таким образом, ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ угрозы жизни или здоровью человека, угрозы возникновения и распространения заболеваний будет являться установление самого факта несоблюдения любым лицом санитарных требований, которые к нему обращены.

Главный государственный санитарный врачом постановил утвердить санитарно - эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 “Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований"

Пунктом 1.1 данных Правил установлено, что санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее - Санитарные правила) устанавливают санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее - отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов.

Кроме того, п. 1.2 предусмотрена, что соблюдение указанных Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).

В силу п. 2.6. мусоросборники должны быть ЗАКРЫТЫ, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления. Кроме того хочу отметить, что неисполнение санитарных норм и вследствие этого создание факторов, негативно влияющих на среду обитания человека, влечет угрозу для любого человека, близко находящегося с данной мусорной контейнерной площадкой. Для данных факторов безразличны отношения, которые возникли с региональным оператором по вывозу мусора или которые с ним не возникали.

То есть любой человек, приехавший в р.п. Кантемировка в гости или на экскурсию и решивший позаниматься спортом на стадионе, будет нести бремя угрозы жизни и здоровья вследствие неисполнения уполномоченным субъектом санитарно-эпидемиологических требований к мусорным контейнерным площадкам.

Данный довод приводился на случай, если административный ответчик будет абсурдно утверждать о том, что у Коростова А.В. нет возникших отношений с региональным оператором по вывозу мусора.

Уполномоченный объект по организации деятельности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N9 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу положений подпункта 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения.

Согласно пункту 19 статьи 6 Устава Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской обл. к вопросам местного значения Кантемировского городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уставом Кантемировского городского поселения Кантемировского района Воронежской обл. предусмотрено, что Администрация Кантемировского городского поселения наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданная органам местного самоуправления федеральными законами и законами Воронежской обл.

Также, как следует из Устава, к полномочиям администрации Кантемировского городского поселения относятся: обеспечение исполнения органами местного самоуправления Кантемировского городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами.

Полномочия местного самоуправления - это права и одновременно обязанности органов местного самоуправления по предметам ведения (вопросам местного значения), связанных с осуществлением властных действий в сфере общественных отношений местного самоуправления.

Учрежденные Кантемировским городским поселением бюджетные учреждения, получающие задания для цели обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий (они и доводят данные полномочия до «овеществленного» результата) органов местного самоуправления в разных сферах не могут являться административными ответчиками, так по своей природе выделяемое муниципальное задание бюджетному учреждения и его финансирование не является передачей указанных выше полномочий с органов местного самоуправления к бюджетному учреждению.

Таким образом, уполномоченным субъектом по организации деятельности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с ФВ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является администрация Кантемировского городского поселения.

От административного ответчика, возможно последуют доводы о том, что они не являются надлежащим ответчиком, а надлежащим ответчиком является муниципальное бюджетное учреждение (так как им передавались полномочия на решение этого вопроса местного значения) или то лицо, у которого «на балансе» находятся мусорные контейнеры. Позволю себе сразу возразить относительной данных доводов. Полномочия органов местного самоуправления - это права и одновременно обязанности органов местного самоуправления по вопросам местного значения (предметам ведения), связанных с осуществлением властных действий в сфере общественных отношений местного самоуправления.

Право и порядок передачи указанных полномочий органов местного самоуправления городских поселений, а также круг лиц, которым могут передаваться полномочия, определяется только Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 -ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Обратимся к статье 15 данного нормативно-правового акта, из которого следует, что органы местного самоуправления отдельных поселений (а как поселения относятся как сельские, так и городские), входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Муниципальное образование Кантемировской городское поселение входит в состав муниципального района Кантемировский муниципальный район Воронежской области, следовательно, органы местного самоуправления Кантемировского городского поселения могут передать органам местного самоуправления Кантемировского муниципального района Воронежской области часть своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Статья 142.5 БК РФ предусмотрено, что В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.

То есть для передачи полномочия необходимо передать еще и денежные средства (субвенции), за счет которых орган, принимающий полномочия, будет осуществлять данные полномочия Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо указанного круга лиц, которым могут быть переданы полномочия, не определены иные субъекты (лица), полномочия которым могут передаваться в целях их осуществления. А теперь обратимся к природе бюджетного учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

То есть данная некоммерческая организация не принимает на себя полномочия, а лишь обеспечивает реализацию полномочий органов местного самоуправления, которые сохраняются за органами местного самоуправления.

Обеспечение реализации полномочий проявляется в «овеществлении» результата их, то есть в реальное их проявление. Без создания указанных учреждений должным лицам органов местного самоуправления пришлось бы самостоятельно реализовывать все полномочия решения все вопросов местного значения. То есть бюджетное учреждение является инструментом в руках держателя полномочий (органа местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, а не лицом, получающим полномочия. Как следует из самого определения о бюджетном учреждении, то данное учреждение «обеспечивает» реализацию полномочий, тогда как сам уполномоченный орган реализует данные полномочия.

Как следует из ст. 92 обеспечение реализации полномочий осуществляется посредством направления муниципального задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Однако из той же статьи не следует, что данное муниципальное задание, выделяемое муниципальному бюджетному учреждению сходно по своей правовой природе с соглашениями органов местного самоуправления о передаче ими осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов.

Таким образом, довод административного ответчика о том, что он передал свои полномочия по содержания мест накопления мусора муниципальному бюджетному учреждению, является не состоятельным. Указанные полномочия не могут передаваться бюджетным учреждениям. Данные полномочия могут передаваться только органам местного самоуправления муниципального района, в который входит административный ответчик.

Административный истец считает, что административным ответчиком осуществляется незаконное бездействие по неисполнению Санитарно- эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований", которые предусматривают, что мусоросборники должны быть ЗАКРЫТЫ.

Незаконное бездействие выражается в неисполнении административным ответчиком, ответственным за содержание контейнерной площадки, данного санитарного требования - на мусоросборниках (контейнерах) контейнерной площадки, располагающейся по адресу: ул. Победы 1 мусоросборники не имеют крышек, то есть постоянно находятся в открытом состоянии.

Незаконное данное бездействие в необеспечение крышками мусоросборников (в невыполнении требований санитарных норм) контейнерной площадки вызывает факторы, оказывающие вредное воздействие на человека (запах, образование места заселения грызунов, распространения инфекций и патогенных организмов), что создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Просит суд признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы д. 1 - стадион Юбилейный), не отвечающим требованиям п. 2.6 2.6 Санитарно-эпидемиологические требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главный государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19) незаконным; Обязать администрацию Кантемировского городского поселения обеспечить контейнерную площадку, располагающуюся по адресу: ул. Победы д. 1 - стадион Юбилейный, закрытыми мусоросборниками.

17.09.2020 года административным истцом представлено заявление об изменении исковых требований, согласно которого просит суд признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы д. 1 - стадион Юбилейный), не отвечающим требованиям п. 2.6 2.6 Санитарно-эпидемиологические требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главный государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19) незаконным; Возложить обязанность на административного ответчика по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, ул. Юбилейная, в соответствии с п. 2.6. СанПиН 2.1.7355-19.

17.09.2020 года определением Кантемировского районного суда, Воронежской области для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МБУ «Управление городского хозяйства».

05.10.2020 года административным истцом представлено заявление об изменении исковых требований, согласно которого просит суд признать бездействия администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2, не отвечающим требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19) незаконным; возложить обязанность на административного ответчика по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2 в соответствии с п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом (СанПиН 2.1.73550-19).

17.09.2020 года и 05.10.2020 года определениями Кантемировского районного суда, Воронежской области на административного ответчика в порядке, предусмотренном ч. 2, ст. 62 КАС РФ возлагалась обязанность по предоставлению доказательств соответствия контейнеров, расположенных на площадке по адресу: Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2, нормативным требованиям п. 2.6. СанПиН 2.1.73550-19, сведений о лице введении, которого находится спорная площадка.

Представитель административного истца в судебном заседании исковые требования поддержал, суду сообщил сведения аналогичные, содержащиеся в исковом заявлении.

Административный ответчик и заинтересованное лицо о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд представители не явились, представив письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Судом из письменных доказательств установлено, что решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области от 11.11.2016 года № 119 определены, в том числе место нахождения контейнерной площадки на территории Кантемировского городского поселения по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2 с количеством контейнеров 3 штуки, сведения о которой внесены в Реестр мест (накопления) ТКО на территории Кантемировского муниципального района /л.д. 89-90, 102/.

В соответствии с письмами №, № 1775, 1776 от 06.10.2020 года администрацией Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, сообщается, что земельные участки, на которых расположены контейнеры для ТКО по ул. Победы, р.п. Кантемировка, Кантемировского района, Воронежской области находятся на земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, контейнерная площадка, и спорные контейнеры на балансе администрации городского поселения не состоят /л.д. 100-101/.

Согласно акту установки мусорных контейнеров от 06.04.2020 года, составленного МБУ «Управление городского хозяйства», следует, что два мусорных контейнера, принадлежащих им на праве собственности, установлены на улице Победы, 2А /л.д. 64/.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, письменные возражения административного ответчика, заинтересованного лица, суд установил, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, …… если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности».

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, административный ответчик является органом местного самоуправления – администрация Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области и согласно п. 18, ч. 1, ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на него возложена обязанность участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».

Накоплением отходов, признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1, Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

К полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО, формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 8 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1), и п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641», согласно, которого следует, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года № 1039 (далее Правила обустройства мест накопления ТКО).

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил обустройства мест накопления ТКО).

Тем самым, с учетом вышеуказанных правовых норм, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, а в отношении спорной контейнерной площадки, созданной решением представительного органа Кантемировского городского поселения, находящейся в границах городского поселения (р.п. Кантемировка), на землях, государственная собственность на которые не разграничена, относится к полномочиям администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области, доказательств иных обстоятельств, суду не представлено (ст. 3.3 Закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Как установлено в судебном заседании, решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области от 11.11.2016 года № 119 создано место нахождения контейнерной площадки на территории Кантемировского городского поселения по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2, с количеством контейнеров 3 штуки, сведения о чем, внесены в Реестр мест (накопления) ТКО по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2А, который, не содержит обязательных данных о собственнике места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Также установлено, и доказательств обратного обстоятельства в нарушение требований ч. 2, ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком не представлено, что контейнеры (мусоросборники) в количестве 3-х штук, размещенные на спорной контейнерной площадке не имеют крышек, то есть находятся постоянно в открытом состоянии, что не исключает возможности попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления, что, по мнению суда, вызвано ненадлежащим содержанием (оснащением) контейнерной площадки.

Статьей 22 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусмотрено, что «1. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее СанПиН 2.1.7.3550-19), следует, что «п. 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и жидких бытовых отходов.

1.2. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).

2.6. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления».

Обращением с отходами, признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (ст. 1, Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Как установлено судом, в нарушение санитарных правил, установленных п. 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 на территории Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области не обеспечивается надлежащее содержание спорного места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, что нарушает право административного истца на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека (ст. 8 Закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ), препятствует формированию экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ст. 8 Закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), неисполнение которых понудило административного истца обратиться с указанным административным иском.

Требования СанПиН 2.1.7.3550-19 направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право административного истца на благоприятную среду обитания.

Отсутствие соответствующего оснащения спорной контейнерной площадки (контейнерами с крышками) свидетельствует о противоречащем указанным нормативным правовым документам бездействии административного ответчика, который в силу требований Закона обязан осуществлять деятельность по надлежащему содержанию контейнерной площадки, непременным элементом которой являются контейнеры (мусоросборники), своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.

В связи с тем, что согласно представленных административным ответчиком письменных доказательств: решения об определении мест нахождения контейнерной площадки; реестра мест (площадок) накопления ТКО, адрес расположения спорной площадки разнится (ул. Победы, 2, и ул. Победы, 2А, соответственно), то с учетом фактических обстоятельств, суд приходит, что причиной такому обстоятельству является техническая ошибка, так как по данным адресам фактически находится одна площадка накопления ТКО, в связи с чем с целью исполнимости и недопущения неясности принятого решения, адрес спорной площадки указывается р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2/2А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области 396731, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года, в части организации деятельности по содержанию контейнерной площадки по адресу р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2/2А, не отвечающим требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 05.12.2019 № 20 СанПиН 2.1.73550-19;

Возложить на Администрацию Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области 396731, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года обязанность обеспечить содержание места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Победы, 2/2А, в соответствии с п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 05.12.2019 № 20 СанПиН 2.1.73550-19.

Обязать Администрацию Кантемировского городского поселения, Кантемировского муниципального района, Воронежской области 396731, Воронежская область, Кантемировский район, р.п. Кантемировка, ул. Победы, д. 17, ИНН 3612001655, дата регистрации 24.10.1997 года по истечению одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения сообщить в Кантемировский районный суд, Воронежской области и административному истцу об его исполнении.

Настоящее решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд, путем принесения апелляционной жалобы через районный суд в течение одного месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья М.А. Маликин

Резолютивная часть решения суда оглашена 13.10.2020 года

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2020 года

1версия для печати

2а-287/2020 ~ М-283/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коростов Антон Алексеевич
Ответчики
Администрация Кантемировского городского поселения
Другие
МБУ "Управление городского хозяйства"
Кабакова Елена Евгеньевна
Лысункин Вячеслав Константинович
Суд
Кантемировский районный суд Воронежской области
Судья
Маликин Михаил Александрович
Дело на странице суда
kantemirovsky--vrn.sudrf.ru
26.08.2020Регистрация административного искового заявления
26.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2020Подготовка дела (собеседование)
17.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2020Предварительное судебное заседание
05.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2020Дело оформлено
06.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее