Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Новобурейский «15» мая 2013 года
Бурейский районный суд Амурской области
в составе:
председательствующего судьи Чигаревой Т.Ю.
при секретаре Головко Е.А.,
с участием
истца Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к Муниципальному казенному учреждению Администрация рабочего поселка <адрес> о признании членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, С.В.В., умершего (дата),
УСТАНОВИЛ:
26 марта 2013 года Г. обратилась в суд с настоящим иском к Муниципальному казенному учреждению Администрация рабочего поселка <адрес> (далее МКУ Администрация рп Новобурейский). В обоснование в иске указав, что с 1997 года она состояла в фактическом браке со С.В.В.. С.В.В. работал лесником в Бурейском лесхозе, по месту работы состоял в очереди на улучшение жилищных условий. (дата) администрацией Новобурейского поселкового Совета С.В.В. на основании постановления Главы местного самоуправления от (дата) был выдан ордер № на жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на состав семьи: С.В.В. – наниматель, Г. – член семьи нанимателя (сожительница). С.В.В. и она, как член его семьи, после получения ордера на жилое помещение сразу вселились в данный жилой дом и проживали в нем. (дата) у них родился сын С.А.В.. (дата) С.В.В. умер. В период совместного проживания они ремонтировали данный жилой дом, пользовались приусадебным земельным участком, заменили забор.
В судебном заседании истец Г. заявленные исковые требования уточнила и поддержала в полном объеме. В обоснование привела те же доводы, что и в иске. Дополнительно пояснив, что она была вселена в спорное жилое помещение, как член семьи нанимателя - сожительница, что подтверждено ордером на жилое помещение. С 1997 года и по день смерти С.В.В. она вела с ним общее хозяйство. Ей по наследству перешла в собственность жилая <адрес>, где она зарегистрирована по месту жительства вместе с сыном С.А.В.. Основную часть времени ежегодно по день смерти С.В.В.: с апреля по октябрь они семьей проживали в <адрес>, а с ноября по март - в <адрес>. В <адрес> с момента их вселения по настоящее время находятся их личное имущество. Просит суд, удовлетворить ее требования в полном объеме, и признать ее членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, С.В.В., умершего (дата).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика П., надлежаще извещенной о дате, времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве указавшей, что возражений по заявленным требованиям ответчик не имеет.
Заслушав истца Г., свидетелей, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленный иск надлежит удовлетворить, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Ордером на жилое помещение № от (дата) доказано, что данный ордер выдан Администрацией Новобурейского поселкового Совета (дата) С.В.В., очереднику Бурейского лесхоза, на семью из 2-х человек на право занятия жилого помещения размером 19,7 кв.метров жилой площади, состоящего из 3-х комнат в отдельной неблагоустроенной квартире по адресу: <адрес>, на состав семьи: С.В.В., (дата), – наниматель, Г., (дата), - сожительница.
Показаниями свидетелей Л., С.Н.А., Т. в судебном заседании, выпиской из дородового патронажа Г., выпиской из истории развития ребенка С.А.В. доказано, что истец Г. и С.В.В. состояли в фактическом браке с 1997 года, имели общий бюджет, вели общее совместное хозяйство, и в мае 2001 года семьей вселились на основании ордера на жилое помещение № от (дата) в жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Свидетельством о рождении №, выданным (дата) Отделом ЗАГС по Бурейскому району Управления ЗАГС Администрации Амурской области, доказано, что С.А.В. родился (дата) в <адрес>, что его родители: отец С.В.В., мать Г..
Свидетельством о смерти №, выданным (дата) отделом ЗАГС по Бурейскому району управления ЗАГС Амурской области, доказано, что С.В.В., (дата) года рождения, умер (дата) в <адрес>.
Справкой МКУ Администрация рп Новобурейский от 28 марта 2013 года № 398 доказано, что по 24 ноября 2012 года С.В.В. был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.54 ЖК РСФСР, действовавшего на дату вселения истца Г. в спорный жилой дом, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц. Граждане вселенные нанимателем в соответствии с этими правилами, приобретают равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающим с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Согласно ст.50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключался в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем – жилищно-эксплутационной организацией (а при ее отсутствии – соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем – гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно ч.2 ст.53 ЖК РСФСР к членам семьи нанимателя относились супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могли быть признаны членами семьи нанимателя только в том случае, если они проживали совместно с нанимателем и вели с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя, проживавшие совместно с ним, пользовались наравне с нанимателем всеми правами и несли все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР № 2 от 03 апреля 1987 года «О практике применения судами жилищного законодательства», разрешая вопрос о признании членом семьи нанимателя других лиц (кроме супруга, детей, родителей), суд обязан выяснить характер их отношений с нанимателем, членами семьи, в частности, установить имели ли место ведение общего хозяйства (общие расходы), оказание взаимной помощи, другие обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных отношений.
Положения аналогичные положениям статей 53, 54 ЖК РСФСР, содержатся и в статьях 69, 70 ЖК РФ, действующего с 01 марта 2005 года.
В силу ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно сним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, также вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с их согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Согласно п.25 Постановления Пленума Рерховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п..
Из вышеизложенного следует, что возникновение равного с нанимателем права пользования жилым помещением по договору социального найма обусловлено вселением в жилое помещение и проживанием в нем в качестве члена семьи нанимателя.
Справкой МКУ Администрация рп Новобурейский от 28 февраля 2013 года № 26/276 доказано, что жилой дом, расположенный по адресу:<адрес>, - является с 04 июня 2008 года муниципальной собственностью МО рп Новобурейский, то есть является муниципальным жилищным фондом.
Учитывая, что С.В.В. был вселен в спорный жилой дом на основании ордера на жилое помещение, то в силу статей 60,61,62,63 ЖК РФ собственник – МКУ Администрация рп Новобурейский с 04 июня 2008 года обязана была заключить со С.В.В., как нанимателем данного спорного жилого помещения, договор социального найма жилого помещения.
Ответчиком не опровергнут и не оспорен тот факт, что С.В.В. со дня вселения в спорное жилое помещение и по день смерти проживал в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма.
Показаниями свидетелей Л., С.Н.А., Т. в судебном заседании, ордером на жилое помещение № от (дата), выпиской из дородового патронажа Г., выпиской из истории развития ребенка С.А.В., выпиской из медицинской карты амбулаторного стационарного больного С.А.В., историей развития ребенка С.А.В., налоговыми уведомлениями Г. за 2010 и 2011 год доказано, что истец Г. в мае 2001 года была вселена на законных основаниях нанимателем жилого помещения С.В.В. в качестве члена его семьи (фактическая жена) в спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и вела с ним общее хозяйство, поскольку у С.В.В. и Г. был совместной бюджет, общие расходы на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования, ремонтные работы в спорном жилом доме, в содержании данного жилого дома, в воспитании и содержании совместно ребенка С.А.В..
Таким образом, отсутствие письменного договора социального найма жилого помещения, в который истец Г. была бы включена в качестве члена семьи нанимателя, не позволяет опровергнуть иные доказательства, свидетельствующие о ее фактическом вселении в спорный жилой дом в качестве члена семьи нанимателя С.В.В. и о ее фактическом проживании в спорном жилом доме по день смерти нанимателя в данном жилом доме именно в качестве члена семьи нанимателя С.В.В., при наличии между ними фактических семейных отношений.
Отсутствие истца Г. в спорном жилом доме, само по себе, не указывает на нарушение процедуры вселения в данное жилое помещение, поскольку постановка на регистрационный учет является административным актом, тогда как в силу ст.20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.
Показаниями свидетелей Л., С.Н.А., Т. в судебном заседании, ордером на жилое помещение № от (дата), выпиской из дородового патронажа Г., выпиской из истории развития ребенка С.А.В., выпиской из медицинской карты амбулаторного стационарного больного С.А.В., историей развития ребенка С.А.В., налоговыми уведомлениями Г. за 2010 и 2011 год, справкой МКУ Администрация рп Новобурейский от (дата) № доказано, что постоянным и преимущественным местом жительства истца Г. является спорный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В силу ст.71 ЖК РФ временное отсутствие Г. в зимний период времени по данному постоянному месту жительства не влечет за собой изменения ее прав и обязанностей, как постоянно проживающего с нанимателем жилого помещения члена его семьи.
Не доверять показаниям свидетелей Л., С.Н.А., Т. у суда нет оснований, так как данные свидетели не заинтересованы в исходе дела, показания всех свидетелей соответствуют друг другу, и подтверждаются материалами дела.
В соответствии с п.2 ст.82 ЖК РФ дееспособный член семьи умершего нанимателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, в соответствии со ст.69,70 ЖК РФ, исковые требования Г. надлежит удовлетворить, и надлежит признать Г. членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, С.В.В., умершего (дата).
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Г. удовлетворить.
Признать Г., (дата) года рождения, родившуюся в <адрес>, членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, С.В.В., умершего (дата).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Амурский областной суд через Бурейский районный суд.
Председательствующий судья: (подпись)
Мотивированное решение составлено 20 мая 2013 года.
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Т.Ю. Чигарева