РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.07.2014 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кизовской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Шаповаловой О.Г. о признании незаконными действий Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Шаповалова О.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным учреждением администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» по результатам рассмотрения её заявлений, отказано в выдаче градостроительных планов на три земельных участка с кадастровыми номерами №. и №, расположенных по адресу: <адрес>, в южной части кадастрового квартала №.
В обоснование своей позиции администрация указала, что выдача градостроительных планов на земельные участки невозможна на основании пункта 3 статьи 44, пункта 9 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ и пункта 1 статьи 30.2. Земельного кодекса РФ.
По её мнению решения администрации об отказах в выдаче градостроительных планов на данные земельные участки, являются незаконными и необоснованными.
24.02.2014 года она обратилась в администрацию с заявлениями о выдаче градостроительных планов данных земельных участков, однако администрация отказала в их выдаче в связи с тем, что для подготовки и выдачи ГПЗУ заявитель обязан предоставить в администрацию сведения, указанные в п.З ст. 44 Градостроительного кодекса РФ,а именно сведения о границах земельного участка; о границах зон действия публичных сервитутов; о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешённом использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно письму Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №№, являясь публичным документом, отражает всю имеющуюся информацию о конкретном земельном участке и подтверждает признание публичной властью конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок возможного использовании земельного участка.
В силу части 2 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Порядок подготовки и выдачи ГПЗУ в виде отдельного документа регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ.
Положениями статьи 44, части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что ГПЗУ подготавливается и выдаётся физическому лицу в заявительном порядке на безвозмездной основе в 30-дневный срок со дня получения обращения заявителя. При этом подготовка и выдача ГПЗУ являются обязанностью соответствующего уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов и (или) сведений за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Утвержденная Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 года №207 форма плана градостроительного участка отражает лишь факт поступления обращения и не содержит никаких предписаний о предоставлении заявителем каких-либо иных документов и сведений. В силу положений пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Администрация в обоснование отказа в выдаче градостроительных планов на земельные участки указала, что выдача ГПЗУ невозможна на основании п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Исходя из буквального толкования указанной правовой нормы следует, что она регламентирует порядок и условия подачи заявления о выдаче разрешения на строительство.
Вместе с тем, она – заявитель не обращалась в администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на строительство, а обратилась с заявлениями о выдаче градостроительных планов на земельные участки.
Администрация обосновала отказ в выдаче градостроительных планов на земельные участки, сославшись на пункт 1 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ.
Статья 30.2 Земельного кодекса РФ регламентирует порядок и особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также условия предоставления земельных участков в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Комплексный анализ положений статьи 30.2 ЗК РФ, в частности пункта 1, явившегося основанием для отказа, приводит к выводу, что указанные правовые нормы к выдаче градостроительного плана отношения не имеют, в связи с чем отказ администрации принят при отсутствии на то законных оснований.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным решение Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение», выразившееся в отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв. м; категория - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного в южной части кадастрового квартала №; обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв. м; категория - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного в южной части кадастрового квартала №; признать незаконным решение Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение», выразившееся в отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв. м; категория - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного в южной части кадастрового квартала №; обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № площадью 800 кв. м; категория - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного в южной части кадастрового квартала №; признать незаконным решение Муниципального учреждения администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение», выразившееся в отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв. м; категория - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного в южной части кадастрового квартала №; обязать Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв. м: категория - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположенного в южной части кадастрового квартала №.
В судебное заседание заявитель не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным учреждением администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» по результатам рассмотрения заявлений Шаповаловой О.Г., последней отказано в выдаче градостроительных планов на три земельных участка с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>, в южной части кадастрового квартала №.
Установлено, что в обоснование соответствующих отказов муниципальное учреждение сослалось на положения п.3 ст.44, п.9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ и п.1 ст.30.2 Земельного кодекса РФ.
Так, согласно п.3 ст.44 Градостроительного кодекса РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 9 ст.51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открыт раздел на земельный участок с кадастровым номером №: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование: для сельскохозяйственного производства), принадлежащий ЗАО «Зенит» (№) на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ №48, выданного на основании Постановления главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №539.
ДД.ММ.ГГГГ право ЗАО «Зенит» на вышеуказанный земельный участок прекращено в связи с произведённым разделом данного земельного участка с сохранением вида разрешённого использования на 17 самостоятельных отдельных земельных участков (№ правообладателем которых также стало ЗАО «Зенит» на основании договоров купли-продажи данных земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> проведена государственная регистрация перехода права, права собственности ООО «Монолит» №) на данные земельные участки.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №98-П все 17 земельных участков включены в границы населённого пункта <адрес> МО «Мирновское сельское поселение» <адрес> и изменён вид их разрешённого использования с «для сельскохозяйственного производства» на «для комплексного освоения в целях жилищного строительства». В последующем осуществлялся раздел данных участков на участки площадью от 300 до 2000 кв. м.
Установлено, что в процессе разделов земельных участков, происходила также и государственная регистрация перехода права и права собственности на них различных юридических лиц ООО «Ладога», ООО «Сфера», ООО «Стрела» и др. В последующем право собственности на земельные участки зарегистрировано за заявителем.
Установлено также, что размеры и конфигурация образованных в результате раздела земельных участков, свидетельствуют о невозможности в дальнейшем использования их для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Решением Совета депутатов МО «Мирновское сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки МО «Мирновское сельское поселение», являющиеся документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержатся порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и порядок внесения в них изменений. Правила разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и иными законами и нормативными правовыми актами РФ, <адрес>, Чердаклинского муниципального района.
Согласно п.1 ст.7 Правила регулируют действия физических и юридических лиц, которые, в том числе, являясь правообладателями земельных участков, иных объектов недвижимости, осуществляют их текущее использование, подготавливают проектную документацию и осуществляют в соответствии с ней строительство, осуществляют иные не запрещённые законодательством действия в области землепользования и застройки.
Основные требования к планировке и застройке новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений содержатся в Строительных нормах и правилах 2.07.01-89 от 1994 года.
В соответствии с п. 2.1 Строительных норм и правил 2.07.01-89 от 1994 года в планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учётом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озеленённых территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.
Так, согласно расчётным параметрам улиц и дорог сельских поселений минимальная ширина дорог в жилой застройке для двух полос движения автомобильного транспорта должна составлять не менее 6 м, не считая 1 - 1,5 м ширины пешеходной части тротуара. Однако в соответствии со сведениями, внесёнными в Государственный кадастр недвижимости по результатам кадастровых работ ширина проездов между земельными участками составляет всего 6 м.
Пунктом 1 статьи 30.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что содержание комплексного освоения в целях жилищного строительства (подготовка документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования), имеющего общий характер и независящий от оснований приобретения такого земельного участка и вида права на него.
Установлено, что право собственности на вышеуказанные земельные участки возникло в связи с изданием Постановления Правительства Ульяновской области от 18.03.2010 года №98-П, изменившим вид разрешённого использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для комплексного освоения в целях жилищного строительства».
Вопросы комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства урегулированы статьями 30.2 и 38.2 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, собственник или арендатор указанных в п.5 ст.30.2 Земельного кодекса РФ земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, обязан выполнить требования, предусмотренные подпунктом 8 п.3 ст.38.2 Земельного кодекса. При обороте указанных в п. 5 ст. 30.2 Земельного кодекса РФ земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства, к новым правообладателям также переходят обязанности по выполнению указанных требований, а именно обязанности по подготовке проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах земельного участка, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного строительства и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков.
Обустройство территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного строительства в соответствии с видами разрешённого использования, индивидуальное жилищное строительство без проведения мероприятий по подготовке документации по планировке территории, невозможно.
Согласно ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку, чего правообладателем указанных земельных участков не осуществлено.
С учётом изложенного, оценив положения действующего законодательства, регламентирующего обязанность заявителя представить документы для получения градостроительного плана, однако как установлено судом Шаповаловой О.Г. соответствующая обязанность не исполнена, суд приходит к выводу о том, что ей обоснованно отказано в выдаче градостроительных планов земельных участков, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных ею требований, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Шаповаловой О.Г. о признании незаконными действий Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Мирновское сельское поселение» и возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение 30 дней.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья