Дело №2-489/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 марта 2013 года г.Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Мансуровой Г.Ж.,
при секретаре Ивановой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Алтайского края <данные изъяты> к Васильевой Л.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
Управление Алтайского края <данные изъяты> обратилось к Васильевой Л.А. с иском о взыскании в пользу краевого бюджета путем перечисления на лицевой счет управления Алтайского края <данные изъяты> сумму неосновательно полученной пенсии по старости, назначенной досрочно, в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, ссылаясь на то, что ответчик была зарегистрирован Д/М/Г в качестве безработного краевым государственным учреждением «<данные изъяты>» и ему было назначено пособие по безработице. На основании заявления Васильевой Л.А. было выдано предложение для обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение по месту жительства о назначении безработному гражданину пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях досрочно.
Решением управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в /адрес/ Васильевой Л.А. с Д/М/Г была назначена ежемесячная пенсия по старости досрочно в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Закона о занятости расходы, связанные с выплатой пенсии, досрочно назначаемой безработным гражданам по предложению органов службы занятости, осуществляется за счет средств Пенсионного Фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета. На основании соглашения от Д/М/Г № о возмещении затрат истцом на расчетный счет управления Пенсионного фонда Российской Федерации по /адрес/ (государственного учреждения) перечислялись средства краевого бюджета, предусмотренные для финансирования выплаты пенсий безработным гражданам, в том числе Васильевой Л.А.. В Д/М/Г был установлен факт получения ответчиком пенсии, поскольку Васильева Л.А. после увольнения из общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» Д/М/Г по сокращению штатов имела статус индивидуального предпринимателя до Д/М/Г.
Таким образом, ответчик не имел права на назначение указанной пенсии, сокрыл сведения о своей предпринимательской деятельности, воспользовался правом на досрочное оформление пенсии и за период с Д/М/Г по Д/М/Г неправомерно получил пенсию по старости из средств федерального бюджета <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В обоснование требований истец ссылается на пункт 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Управления Алтайского края <данные изъяты>, действующий по доверенности, Мартынов О.Н., исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Васильева Л.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что она не проявляла недобросовестность при предоставлении пакета документов для признания её безработной и назначения пенсии. У нее не было умысла скрывать сведения о своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которую фактически не осуществляла много лет и не получала от неё доходы. К моменту обращения в Управление Алтайского края <данные изъяты> она прекратила свой статус индивидуального предпринимателя. Считает, что со стороны истца была допущена халатность, она не знала какие именно сведения необходимо представлять.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в /адрес/ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
В соответствии с правилами статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца Управления Алтайского края <данные изъяты>, ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 2);
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (статья 3).
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 для мужчин и 20 лет для женщин, соответственно, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста (пункт 2 статьи 31).
Расходы, связанные с досрочным назначением безработным гражданам трудовой пенсии по старости осуществляются за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением затрат из федерального бюджета (пункт 4 статьи 32).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Васильева Л.А. в период с Д/М/Г по Д/М/Г была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.10), в указанный период она работала в разных организациях по трудовому договору, последним местом работы, согласно трудовой книжке, было общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», откуда была уволена в связи с сокращением численности работников организации (л.д.76-77); за период с Д/М/Г по Д/М/Г сведений о доходах в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по /адрес/ нет (л.д.58); приказом директора краевого государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» от Д/М/Г Васильева Л.А. была признана безработной (л.д.5); Д/М/Г Васильева Л.А. подала заявление о направлении на пенсию по старости (по возрасту) с указанием даты наступления права выхода на пенсию по старости с Д/М/Г (л.д.6), решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в /адрес/ с Д/М/Г Васильевой Л.А. была назначена пожизненно пенсия в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (л.д.95). В ходе тематической проверки Управлением Пенсионного Фонда (государственным учреждением) в /адрес/ было выявлено, что Васильева Л.А. на момент увольнения Д/М/Г являлась предпринимателем с Д/М/Г по Д/М/Г, в результате выплата пенсии была прекращена с Д/М/Г (л.д.8). Согласно расчету пенсионного органа за период с Д/М/Г по Д/М/Г составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (л.д.9).
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Часть 3 статьи 25 этого же закона устанавливает ответственность работодателя и пенсионера, предусматривая, что в случаях невыполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, указанных в пункте 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло (имущество) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключение случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Статья 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из указанной нормы следует, что в действиях приобретателя излишне полученных денежных средств должна отсутствовать недобросовестность и обогащение приобретателя денежных средств должно произойти не в результате счетной ошибки. При этом исходя из положений части 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность ответчика презюмируется, а бремя доказывания недобросовестности ответчика лежит на истце в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Основанием гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, является правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие), нарушающее субъективные права других участников гражданских правоотношений. Таким образом, для установления оснований возврата выплат необходимо установить вину ответчика в незаконном получении пенсии.
Как указывала Васильева Л.А., она представила все необходимые и требуемые от нее документы. При этом каких-либо недостоверных документов, полученных незаконным путем, ею представлено не было. При подаче заявления безработного истцу Д/М/Г она уже не являлась индивидуальным предпринимателем, при приеме заявления она была ознакомлена с положениями пункта 3 статьи 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которыми пенсия по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, установленная безработным гражданам досрочно, работающим пенсионерам не выплачивается. Она обязалась в случае её трудоустройства в трехдневный срок сообщить об этом в центр занятости и Пенсионный Фонд для прекращения выплаты досрочной пенсии (л.д.6).
Анкета для оказания помощи в трудоустройстве, которую заполнял работник истца со слов Васильевой Л.А., не содержит вопроса о деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.69). Карточка персонального учета также не содержит требования о сообщении о деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.70). Заявление о назначении пенсии также не содержит вопроса об индивидуальной предпринимательской деятельности, кроме того Васильевой Л.А. было предложено дополнительно представить свидетельство о рождении и документ об окончании учебного заведения (л.д.94). В заявлении Васильевой Л.А. истцу, текст которого совершен истцом, нет сведений требующие от Васильевой Л.А. сообщить о деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Она подписала предупреждение о том, что в случае сокрытия факта своей занятости или представления недостоверной справки о среднем заработке выплаченное её пособие будет удержано в соответствии (л.д.59).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина на основании паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (статья 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации).
Ответчик в соответствии с указанным перечнем представил истцу документы, в которых не содержатся недостоверные сведения, получены они в законном порядке.
В силу пункта 11, 12 Постановления Минтруда РФ №17, ПФ РФ №19пб от 27 февраля 2002 года "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии; При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи.
Истец и пенсионный орган, назначивший пенсию при подаче заявления ответчиком о назначении пенсии, не выясняли и не проверяли сведения о деятельности Васильевой Л.А. в качестве индивидуального предпринимателя.
В обязательствах по выплате денежных сумм, указанных в статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, на обязанной стороне всегда выступает профессионал, то есть лицо, обладающее специальными навыками в той или иной сфере гражданского оборота и которое имеет возможность установить, имеются ли основания для получения средств или нет, при этом может истребовать дополнительные сведения из иных организаций.
Праву гражданина на обращение с заявлением о назначении пенсии корреспондирует обязанность уполномоченного органа проверять обоснованность обращения за пенсией и назначения её.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для взыскания с Васильевой Л.А. выплаченной ей пенсии является установление недобросовестности в ее поведении.
Ответчик добросовестно считал, что имеет право на получение пенсии, поскольку поступило предложение истца. Назначенная Васильевой Л.А. пенсия была представлена ей в качестве средства к существованию.
Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о недобросовестности Васильевой Л.А.. при получении пенсии, в связи с чем, суд, дав правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам дела в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Управления Алтайского края <данные изъяты> к Васильевой Л.А. о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Г.Ж. Мансурова
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2013 года.
Решение вступило в законную силу 19 апреля 2013 года.