Дело № 2 -4364/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Чигаевой Е.С.,
с участием в деле:
истца – Макарова А.И. ,
ответчика – Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя Лопатникова А. Н., действующего на основании доверенности от 12 декабря 2013 года № 07-9504,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макарова А.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия об установлении факта проживания, возложении обязанности принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации,
установил:
Макаров А.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия об установлении факта проживания, возложении обязанности принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В обоснование исковых требований указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В апреле 2012 года жилой дом пострадал в результате паводка, в результате чего ему был причине материальный ущерб: осадка фундамента дома, цоколь частично разрушен, трещины на стенах, перерубы сели, полы деформированы, ламинат на полу в количестве 50 кв.м. от наводнения пришел в негодность, обои отошли от основания. Согласно акту обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате весеннего паводка 2012 года, комиссия дала заключение: нуждается в выплате единовременной материальной помощи (10000) и финансовой помощи за утраченное имущество (100000) на человека.
Администрацией Ковылкинского района он был включен в список собственников жилья, пострадавших в результате паводка в апреле 2012 года на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей.
В июне 2014 года он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи в сумме 10 000 рублей и финансовой помощи за полностью утраченное имущество в размере 100 000 рублей на человека, однако ответом от 23 июля 2014 в предоставлении ему выплат было отказано по тем основаниям, что выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости для граждан, пострадавших в результате паводка, не предусмотрены. Кроме того, разъяснено, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимися единственным местом жительства и согласно статьям 210 и 211 Гражданского кодекса РФ бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник.
Просил суд установить факт проживания с 2007 года и по настоящее время по адресу: <адрес> обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выплатить ему в течение 30 дней со дня получения денежных средств из фонда Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий единовременную материальную помощь в сумме 10000 рублей и финансовой помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
В судебном заседании истец Макаров А.И. уточнил исковые требования, просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей ему в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Лопатников А.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к нижеследующему.
Из материалов дела следует, что Макарову А.И. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13-ВА № 061256, выданным 15 июля 2004 года (л.д.8).
В апреле 2012 года на территории Республики Мордовия произошел паводок. Данные обстоятельства являются общеизвестными и в силу части первой статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не нуждаются в доказывании.
Судом установлено, что Макаров А.И. включен в список собственников, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, на получение единовременной материальной помощи.
По вопросу оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости Макаров А.И. обратился в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.
Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 23 июля 2014 года № 10-5321-Г Макарову А.И. отказано в выплате материальной помощи за ущерб, причиненный во время весеннего паводка 2012 года, по тем основаниям, что согласно разъяснениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 710-р выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости данной категории граждан не предусмотрены.
Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий письмом от 9 октября 2012 года № 43-4912-22 разъяснило, что для граждан, являющихся собственниками жилья, данные жилые помещения являются объектом недвижимости, не являющимся единственным местом жительства, и, согласно статьям 210 и 211 Гражданского кодекса РФ бремя содержания и риск гибели имущества несет собственник жилья (л.д. 15-16).
Согласно справке, выданной Администрацией Кочелаевского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия № 775 от 24 сентября 2014 года, Макаров А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает без регистрации на территории Кочелаевского сельского поселения по адресу: <адрес> 2007 года и по настоящее время (л.д.9).
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями Макарова А.И. и показаниями свидетелей ФИО1 и ФИО2
Согласно представленным истцом Макаровым А.И. квитанциям, он ежемесячно оплачивает счета за электроэнергию, газ и сбор, вывоз бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Таким образом, заявление Макарова А.И. об установлении факта проживания с 2007 года и по настоящее время по адресу: <адрес>, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия и размер устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», пунктом 3 статьи 13 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года №102-3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», Указом Главы Республики Мордовия № 82-УГ от 11 мая 2012 года «О предоставлении единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия» постановлено предоставить гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия:
1) единовременную материальную помощь в сумме 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью;
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
В целях реализации данного Указа постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2012 года № 180 утвержден Порядок предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (далее Порядок).
Функции, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее Министерство) (пункт 2 Порядка).
Право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия (пункт 3).
В соответствии с внесенными в данный Порядок изменениями от 2 июля 2012 года правом на получение мер социальной поддержки также обладают и собственники жилых помещений, признанные пострадавшими в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия.
Согласно пункту 4 Порядка для рассмотрения вопроса о получении мер социальной поддержки граждане должны представить в государственные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия по месту жительства ответствующие документы, перечень которых является закрытым.
Согласно пункту 5 Порядка основаниями для предоставления мер социальной поддержки являются:
представление заявителем документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка;
составленные и утвержденные администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия, а также согласованные с УФМС по Республике Мордовия и Главным управлением МЧС России по Республике Мордовия списки граждан Российской Федерации, пострадавших в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, которым предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки).
Включение и согласование с соответствующими органами списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, осуществляется в установленном администрациями соответствующих муниципальных районов в Республике Мордовия порядке.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9, 10 Порядка государственные учреждения на основании представленных документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, проверяют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, формируют реестр на выплату мер социальной поддержки и направляют его в Министерство.
Министерство проверяет представленные документы и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате наводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, мер социальной поддержки, которое оформляется соответствующим приказом.
Выплата единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости производится не позднее 30 дней со дня поступления бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки заявитель может обжаловать в суде.
Основаниями для отказа гражданину в предоставлении мер социальной поддержки являются:
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в соответствующих подпунктах пункта 4 настоящего Порядка, за исключением свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, находящегося в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
отсутствие факта постоянного проживания в населенном пункте, пострадавшем в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, - для граждан, не являющихся собственниками жилого помещения;
отсутствие заявителя в списках граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и реестре на выплату мер социальной поддержки.
Перечень оснований для отказа в предоставлении таких мер поддержки является исчерпывающим.
В соответствии с Правилами были разработаны Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий от 2 ноября 2010 года № 2-4-60-12-22 (далее-Методические рекомендации).
Порядок выплаты финансовой помощи физическим лицам в связи с утратой имущества, предусмотренной подпунктом «д» пункта 9 Правил регулируется пунктом 9.2 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 9.2.1 Методических рекомендаций список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем ОУФМС России по субъекту Российской Федерации; руководителем ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации; руководителем органа местного самоуправления; утверждается руководителем (его заместителем) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. »»
Как указано в пункте 9.2.2 Методических рекомендаций конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования имущества граждан комиссиями, созданными для этих целей органами местного самоуправления.
Акты обследования имущества граждан, которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии и пострадавшими собственниками имущества; согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС муниципального образования; утверждаются руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяются печатью.
В списках указываются все граждане (включая детей) при чрезвычайных ситуациях - постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что истец проживал в районе затопления (<адрес>).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец Макаров А.И. имеет право на получение выплат гражданам, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в апреле 2012 года на территории Республики Мордовия, при выделении соответствующих средств, а отказ ответчика является несостоятельным, не основанным на нормах закона.
В связи с чем исковые требования Макарова А.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Макарова А.И. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия об установлении факта проживания, возложении обязанности принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации, удовлетворить.
Установить факт проживания Макарова А.И. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 2007 года по настоящее время по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия принять решение о предоставлении мер социальной поддержки и выплате единовременной материальной помощи в сумме 10000 рублей и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в сумме 100000 рублей Макарову А.И. в течение 30 дней с момента поступления бюджетных средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда изготовлено 5 ноября 2014 года.
Судья И.И.Бурлаков