Дело № 2-1841/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2014 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Кононенко Е.В.,
представителя истца Томина А.В., представителя ответчика – судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району Сидоренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Зеи к ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № <Номер обезличен>,
УСТАНОВИЛ:
<Дата обезличена> Зейским районным судом было вынесено решение по иску прокурора Зейского района в интересах Попковой К. Ю. к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, которым на администрацию города Зея возложена обязанность предоставить Попковой К. Ю. жилое помещение в городе Зее Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированных жилых помещений.
<Дата обезличена> на основании указанного решения суда судебный пристав – исполнитель ОСП по Зейскому району ФИО6 вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №<Номер обезличен>, которым был установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.
В соответствии с Законом Амурской области № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обеспечивается благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями за счет средств областного бюджета.
В 2013 году денежные средства на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для города Зеи утверждены в размере <данные изъяты>. (за счет средств областного <данные изъяты> руб., за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> руб.).
На указанные средства для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первыми состоявших в списке были приобретены два жилых помещения.
В 2014 году, согласно уведомлению по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от Министерства образования и науки Амурской области, до города Зеи доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере <данные изъяты> рублей (из них средства областного бюджета <данные изъяты> рублей, средства федерального бюджета - <данные изъяты> рублей).
В 2012 году городу Зее были выделены из областного бюджета денежные средства на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, приобрести квартиры не удалось, в связи с ограниченным предложением на вторичном рынке жилья в городе Зее жилых помещений требуемой площади (18 м). В связи с чем, бюджетные ассигнования были возвращены в областной бюджет.
В 2013 году денежные средства на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для города Зеи утверждены в размере <данные изъяты> руб. (за счет средств областного <данные изъяты> руб., за счет средств федерального бюджета <данные изъяты> руб.).
На указанные средства для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, первым состоявших в списке были приобретены два жилых помещения.
Остатки денежных средств (около <данные изъяты> тыс. руб.) были возвращены Министерству образования и науки Амурской области (главному распорядителю бюджетных средств).
В 2014 году, согласно уведомлению по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от Министерства образования и науки Амурской области, до города Зеи доведены лимиты бюджетных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в размере <данные изъяты> рублей (из них средства областного бюджета <данные изъяты> рублей, средства федерального бюджета - <данные изъяты> рублей).
На данную сумму приобретено 4 квартиры.
Выделяемых денежных средств не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с недостаточным выделением денежных средств на приобретение жилых помещений, неоднократно в адрес министерства образования и науки Амурской области администрацией города Зеи направляются письма с просьбой рассмотрения возможности выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<Дата обезличена> из министерства образования и науки Амурской области поступил ответ, о том что, заявка администрации г. Зеи на выделение дополнительных денежных средств для приобретения жилых помещений с целью обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа может быть учтена при наличии в областном бюджете дополнительных источников финансирования на вышеуказанные цели.
<Дата обезличена> судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району ФИО6 вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, признавая причину неисполнения указанного решения суда неуважительной.
Администрация города Зеи обратилась в суд с вышеназванным иском, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области от <Дата обезличена> в рамках исполнительного производства №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> по исполнению исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена> г., выданного Зейским районным судом.
В судебном заседании представитель истца Томин А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, суду пояснил об обстоятельствах, изложенных в заявлении. Считает, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения 5-дневный срок вызвано обстоятельствами, не зависящим от воли и действий должника - администрации города. Считает, что администрацией города Зеи были предприняты исчерпывающие меры для надлежащего исполнения судебного акта, вина администрации города в неисполнении обязательства отсутствует.
Представитель ответчика - ОСП по Зейскому району Сидоренко С.В. против удовлетворения иска не возражает, из его объяснений следует, что в рамках данного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель действовал в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения судебного решения, и поскольку решение суда в установленный срок исполнено не было, вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
Изучив и оценив представленные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21 июля 1197 г №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
В соответствие со ст.105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 г №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
2. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
3. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
6. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
7. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г №13-П, исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ. Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Судом установлено, что решением Зейского районного суда от 29 апреля 2014 года по иску прокурора Зейского района в интересах Попковой К. Ю. к администрации города Зеи о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, на администрацию города Зея возложена обязанность предоставить Попковой К. Ю. жилое помещение в городе Зее Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 28 кв.м по договору найма специализированных жилых помещений.
<Дата обезличена> на основании указанного решения суда судебный пристав – исполнитель ОСП по Зейскому району ФИО6 вынесла постановление о возбуждении исполнительного производства №<Номер обезличен>, которым был установлен срок для добровольного исполнения требований 5 дней.
В ходе рассмотрения настоящего дела, судом установлено, что для исполнения решения Зейского районного суда от 29 апреля 2014 г., администрацией города Зеи принимаются все необходимые действия.
В соответствии с Законом Амурской области № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, обеспечивается благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями за счет средств областного бюджета.
Выделяемых денежных средств не достаточно для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с недостаточным выделением денежных средств на приобретение жилых помещений, администрацией города Зеи неоднократно в адрес министерства образования и науки Амурской области направлялись письма с просьбой рассмотрения возможности выделения денежных средств на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<Дата обезличена> из министерства образования и науки Амурской области в администрация города Зеи поступил ответ, о том что, заявка администрации г. Зеи на выделение дополнительных денежных средств для приобретения жилых помещений с целью обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа может быть учтена при наличии в областном бюджете дополнительных источников финансирования на вышеуказанные цели.
<Дата обезличена> судебный пристав-исполнитель ОСП по Зейскому району ФИО6 вынесла постановление о взыскании с администрации города Зеи исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, признавая причину неисполнения указанного решения суда неуважительной.
По смыслу ст.55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, с учётом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, - направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, - правоприменитель, во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
С учетом представленных администрацией города Зеи доказательств, суд приходит к выводу, о том, что исполнение судебного решения, согласно которому на администрацию города Зеи возложена обязанность по предоставлению Попковой К.Ю., как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, соответствующего жилого помещения, предполагает осуществление мероприятий по формированию, согласованию и финансированию расходов на приобретение жилья из бюджета субъекта РФ.
Проведение данных мероприятий требует значительных временных затрат, в связи с чем у истца отсутствовала объективная возможность исполнить решения Зейского районного суда от 29 апреля 2014 г. и предоставить Попковой К.Ю. благоустроенное жилое помещение в пятидневный срок, установленный судебным приставом-исполнителем в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве».
С учётом изложенного, суд находит заявленные требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №<Номер обезличен> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Зеи Амурской области удовлетворить.
Освободить администрацию города Зеи Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области от <Дата обезличена> по исполнительному производству №<Номер обезличен>, возбужденному <Дата обезличена> судебным приставом-исполнителем ОСП по Зейскому району УФССП России по Амурской области на основании исполнительного листа <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданного Зейским районным судом Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий