Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2481/2011 ~ М-1538/2011 от 15.03.2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н.,

при секретаре Васильевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Вайнберг ФИО5, Михайлова ФИО6 к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и выплате задолженности по недополученной пенсии,

установил:

Вайнберг ФИО7 и Михайлов ФИО8 обратились в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии с учетом индексации.

Истцы просят произвести перерасчет пенсии и взыскать задолженность по недополученной пенсии с индексацией за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией суммы задолженности.

В обоснование требований указали, что являются военными пенсионерами, получают пенсию за выслугу лет, в период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. указанная пенсия выплачивалась им в меньшем размере, чем было предусмотрено действовавшим законодательством.

Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72 с 01.01.1999 повышены в 1,62 раза оклады по воинским должностям, пунктом 2 данного Постановления повышение окладов по воинским званиям предусмотрено с 01.07.1999.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 № ВКПИ 99-18 пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 признан не соответствующим абз. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Таким образом, по мнению истцов, в период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. пенсия неправомерно начислялась им в меньшем размере, в соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 (в редакции от 06 февраля 2007 г. № 6) сумма недоплаченной за этот период пенсии подлежит взысканию и индексации с применением индексов потребительских цен, рассчитанных государственным органом статистики.

В силу ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине ответчика, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, с учетом требований ст.ст. 15, 1064, 1082 ГК РФ истец просил обязать Военный комиссариат Свердловской области произвести перерасчет его пенсии и выплатить задолженность по недополученной пенсии с индексацией за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией суммы задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области со дня образования задолженности по дату фактического перерасчета пенсии.

Ответчик иск не признал, указав в своем отзыве, что исходя из содержания ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что установление новых окладов по воинскому званию всем военнослужащим, кроме первичных воинских званий, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 № 1638 Правительству Российской Федерации поручено повысить с 01.01.1999 в 1,62 раза месячные оклады по воинским должностям, с 01.07.1999 - повысить в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями.

Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72 с 01.07.1999 установлены новые оклады по воинскому званию. С учетом этих окладов по воинскому званию пенсионерам произведен перерасчет пенсий с 01.07.1999.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999 № ВКПИ 99-18 признано незаконным повышение лишь с 01.07.1999 окладов по воинскому званию только по первичному воинскому званию, в этом решении не имелось указаний о перерасчете денежного довольствия военнослужащих и пересмотре пенсий с 01.01.1999.

Правительством Российской Федерации также не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. № 1638 Указом № 72 не отменялся, действовал до издания Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. № 673.

Поскольку за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 военнослужащим, состоящим на службе, оклады по воинскому званию, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. № 72, не выплачивались, поэтому применять иной размер окладов по воинским званиям, при перерасчете пенсии ответчик был не вправе, определение размеров окладов относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В связи с изложенным, в удовлетворении иска ответчик просил отказать, в том числе с учетом положений ст. 16 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы законодательной исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенции друг друга, и ст. 11 ГПК Российской Федерации о применяемых судом при разрешении дела нормативных правовых актах.

Истцы просили рассмотреть дело в своё отсутствие и в отсутствие его представителя.

Ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя с учетом доводов, изложенных в отзыве.

Изучив материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Михайлов Г.К. с 1993 г., а Вайнберг Ю.Н. с 1992 г. являются получателями пенсии в Военном комиссариате Свердловской области, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Пенсионное обеспечение истца осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (введен в действие с 1.02.1993 г.) и Постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с последующими изменениями и дополнениями "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Согласно статье 49 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Таким образом, положения ст.49 Закона устанавливают основания пересмотра пенсий.

Разрешая вопрос об обоснованности исковых требований в части необходимости производства перерасчета пенсий военных пенсионеров за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года в связи с увеличением месячных окладов в соответствии с занимаемыми воинскими званиями военнослужащим, суд полагает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 72-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абз. 2 п. 2 ст. 12).

Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, а установлен для всех военнослужащих.

Иное толкование абз. 2 п. 2 ст. 12 указанного Закона не соответствует буквальному тексту закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72 принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998 № 1638, военнослужащим повышены с 01.01.1999 в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01.07.1999 установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению № 1.

В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01.01.1999 окладов по воинским должностям.

Указанный закон подлежит применению в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чем Указ Президента Российской Федерации от 24.12.1998 № 1638 и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1999 № 72, не предусмотревшие с 01.01.1999 увеличения размеров окладов по воинскому званию до половины окладов по воинским должностям.

То обстоятельство, что пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.1999, не препятствует применению при разрешении иска нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», как нормы, имеющей большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.

Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на не повышение военнослужащим с 01.01.1999 окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для не увеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением закона.

Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Индексации подлежит сумма недоплаты за период с февраля 1999 г. (со дня образования задолженности, поскольку первая недоплата была за январь 1999 г.) до фактического перерасчета пенсии.

Таким образом, в соответствии со ст. 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Недоплаченная сумма пенсии подлежит взысканию с индексацией суммы задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области со дня образования задолженности по дату фактического перерасчета пенсии.

С целью защиты нарушенного права истцов, сумма задолженности подлежит индексации в связи с обесцениванием денежных средств в результате инфляции по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области в соответствии со ст.ст. 15, 1064 и 1069 ГК РФ и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Военный комиссариат Свердловской области в срок до 13.06.2011 г. произвести перерасчет пенсии Вайнберг ФИО9 и выплатить задолженность за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области.

Обязать Военный комиссариат Свердловской области в срок до 13.06.2011 г. произвести перерасчет пенсии Михайлову ФИО10 и выплатить задолженность за период с 01.01.1999 г. по 30.06.1999 г. в связи с увеличением месячных окладов по воинским званиям согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 г. N 72, с индексацией задолженности по сводному индексу потребительских цен по Свердловской области.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через суд, вынесший решение, в течение десяти дней.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

2-2481/2011 ~ М-1538/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вайнберг Юрий Наумович
Михайлов Геннадий Кириллович
Ответчики
Военный комиссариат Свердловской обл.
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Савинова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
15.03.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2011Передача материалов судье
18.03.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2011Судебное заседание
11.04.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее