Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«08» сентября 2014 года с. Красногвардейское
Ставропольского края.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре – Борисовой Е.Н.,
с участием:
представителя истца ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенности от 04.07.2014, действительной сроком на три года, с запретом на право передоверия полномочий другим лицам,
ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО5 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО5 о признании утратившим право пользования жилым помещением, указав, что она является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>.
Право собственности на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> 13.07.2011, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права на жилой дом и на земельный участок по переулку Веселый, № села <адрес> от 13.07.2011.
Основанием для регистрации права являлся Договор дарения от 04.07.2011.
Согласно Договора, её мать – ФИО4 подарила ей указанное недвижимое имущество.
Согласно п.п. 3.3 пункта 3 Договора: в указанном жилом доме проживает ФИО5 и ФИО4, которые с согласия ФИО2 сохранят за собой право пользования данным жилым домом.
ФИО4 – её мать, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а ФИО5 является ей племянником, сыном её брата.
ФИО5 состоит на регистрационном учете по указанному адресу. Его родители: мать – ФИО6, 1951 года рождения, и отец – ФИО7, 1949 года рождения, проживают по адресу: <адрес>, №
Ответчик – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает психическим заболеванием и имеет вторую группу инвалидности.
За время проживания с бабушкой, то есть с её матерью, ФИО5 неоднократно причинял ей побои. По приезду из <адрес> в село, ей родственники рассказывали о жалобах ФИО4 на внука и видели синяки на её теле. Расходов по содержанию дома он не нёс, коммунальные услуги оплачивала её мать. Никаких домашних работ он не делал.
В июне 2011 года ФИО5 привлекался к административной ответственности за хулиганство по её заявлению, поскольку ФИО5 устроил скандал: сорвал в доме двери, проводку, оскорблял её. Ему был наложен штраф 1000 рублей.
В последние годы жизни её матери трудно было себя обслуживать, и поскольку она приезжала редко, 2 раза в год, то обратилась в службу социальной защиты. Но узнав с её слов, что в доме проживает психически больной человек, то сотрудники пояснили, что социальное обслуживание возможно, если больной не будет там проживать.
Опасения сотрудников были оправданными, поскольку ФИО5, не смотря на то, что спиртные напитки не употребляет, он очень агрессивен, страдает манией преследования, наблюдаются галлюцинации.
Например, он говорил, что за ним следит заведующая детским садом.
Ещё, до установления ему инвалидности она хотела устроить его на работу, то ФИО5 сказал, что не сможет работать, так как будет испытывать давление со стороны коллектива. ФИО5 в своей жизни никогда не работал.
Поскольку ФИО5 представлял опасность для её матери, то она предложила ему уехать на проживание к своим родителям в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 уехал и по настоящее время проживает по адресу своих родителей: <адрес>, №
Ввиду смерти её матери и ввиду отдаленности её проживания она не имеет возможности осуществлять уход за домовладением, и намерена его продать.
ФИО5 один не сможет проживать в доме, поскольку приведет его к разорению и накоплению задолженности за коммунальные услуги.
Проживание в одном доме с ФИО5 опасно. В соответствии с п. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
ФИО5, не являясь собственником жилья, не являясь членом её семьи и не проживая в доме более одного года, продолжает состоять на регистрационном учете по адресу принадлежащего ей на праве собственности домовладения. Кроме того, он никогда и не являлся членом её семьи.
На период жизни её матери она не возражала против пользования домом ФИО5, пока его пребывание не стало быть опасным для здоровья и жизни её матери. ФИО5 добровольно освободил жильё и в дальнейшем она не намерена сохранять ему право пользования жильём и заключать договор найма.
ФИО5 нуждается в присмотре со стороны родителей и проживает с ними. Ранее он находился на стационарном лечении в психиатрической больнице города Ставрополя.
Согласно Справки администрации МО села Преградного № от 01.07.2014, гр. ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно зарегистрирован, но фактически не проживает по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно Справки, выданной председателем уличного комитета ФИО10 от 02.07.2014, – ФИО5 не проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Договора найма жилого помещения она, как собственник с ответчиком не заключала и не намерена заключать.
Она не обязана обеспечивать его жильём и предоставлять ему регистрацию по её адресу.
Согласно Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации, с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 512, от ДД.ММ.ГГГГ №172, от ДД.ММ.ГГГГ № 231, от ДД.ММ.ГГГГ № 599, от ДД.ММ.ГГГГ № 825, с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 290, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П) – регистрационный учёт устанавливается в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с п. 3 Правил снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства производится органами регистрационного учёта в случаях:
изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учёта по месту жительства;
осуждения к лишению свободы – на основании вступившего в законную силу решения суда;
в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признании утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
В связи с нарушением её прав собственника она вынуждена обратиться в суд с иском о признании утратившим право пользования жильём ФИО5.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В данном случае ответчик нарушает её интересы.
Просит:
признать гражданина ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жильём, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 – ФИО3 настаивает на иске от имени доверителя, ответчик ФИО5 иск не признаёт.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.
Как установлено в судебном заседании собственником жилого помещения и земельного участка является истица ФИО2, право которой зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 13.07.2011, и что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права на жилой дом и на земельный участок по переулку Веселый, № села <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 13 – 14).
Основанием для регистрации права являлся договор дарения земельного участка с жилым домом от 04.07.2011, на основании которого ФИО4 подарила ФИО2 земельный участок кадастровый номер 26:01:061910:14 и размещённый на нём в границах кадастрового плана земельного участка жилой дом, находящемуся по адресу: <адрес>, <адрес>, № (т. 1 л.д. 11).
Согласно п.п. 3.3 пункта 3 (обременение земельного участка и жилого дома) Договора: в указанном жилом доме проживает ФИО5 и ФИО4, которые с согласия ФИО2 сохранят за собой право пользования данным жилым домом.
Из свидетельства о смерти, выданного администрацией муниципального образования села <адрес> 27.06.2014, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждает прекращение обременения указанного жилого дома в части права пользования им ФИО4 (т. 1 л.д. 16).
Однако указанное обстоятельство не прекращает право пользования данным жилым помещением ФИО5, поскольку он был вселён и проживал по указанному адресу на законных основаниях, последнее согласовано с истицей ФИО2 Зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 38). По его утверждению, стал проживать гораздо раньше, чем указано в регистрации, и – это утверждение никем не опровергнуто.
В силу ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Из указанной нормы следует, что в договоре дарения в буквальном значении дарителем ФИО4 была выражена конкретная воля на закреплённое в нём право пользование жилым помещением ответчика ФИО5, при этом было выражено согласие одариваемого ФИО2 Фактически ответчик ФИО5 проживал в указанном жилом помещении как до составления договора дарения жилого дома и земельного участка, так и после его заключения.
ФИО5 установлена II группа инвалидности вследствие общего заболевания на срок до ДД.ММ.ГГГГ согласно предоставлено справки МСЭ-2013 № 1573980.
На основании сообщения главы администрации Красногвардейского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № 02-8/580, ФИО5 не состоит в качестве лица, признанного в установленном порядке недееспособным и над ним не устанавливалась опека (т. 1 л.д. 33).
Каких-либо доказательств, что ФИО5 представляет опасность по своему психическому состоянию для себя и других лиц, либо психическое расстройство связано с возможностью причинения им иного существенного вреда, или им совершено в состоянии невменяемости запрещённое уголовным законом деяние, истцом не предоставлено. Стороной истца не предоставлено доказательств, подтверждающих доводы о том, что ФИО5 не может самостоятельно проживать в <адрес> по <адрес> села <адрес>. Обратное не опровергнуто, что ФИО5 длительное время проживал с бабушкой ФИО4, временно покидал жилое помещение в связи с учёбой в городе Ставрополе, в Ставропольской государственной сельскохозяйственной академии с ДД.ММ.ГГГГ по 26.06.1998, затем возвращался и работал в СХП «Преградное» бухгалтером с ДД.ММ.ГГГГ по 28.12.1998, затем работал в ПСКК «Шанс» с ДД.ММ.ГГГГ по 15.02.2004, о чём свидетельствуют домовая книга по переулку Весёлому села <адрес> и трудовая книжка колхозника на ФИО5
В силу ч. 7 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Соглашение о сохранении права пользования жилым помещением не исключает квалификации сделки в качестве договора дарения, поскольку указанное обязательство встречным по отношению к дарению не является и не носит характера компенсации за полученное в дар имущество.
Суд учитывает, что ФИО5 не проживает в спорном жилом помещении вынужденно, в связи с нахождением на лечении, пребывание в котором являлось временным, а также ввиду чинимых стороной истца препятствий в проживании, иного жилья он не имеет.
Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Обращаясь с настоящим иском ФИО2, ссылалась на то, что ФИО5, ранее имевший право пользования спорным жилым помещением, утратил это право в связи с прекращением семейных отношений с собственником помещения.
Разрешая исковые требования ФИО2, суд исходит из того, что при заключении договоров дарения она приняла на себя обязательство о сохранении за ФИО5 права проживания в спорном домовладении, это обязательство не являлось встречным по отношению к дарению, поскольку не носило характера компенсации за полученное в дар имущество, и кроме того, это обязательство не утрачивает силы и после прекращения семейных отношений между сторонами.
Факт прекращения семейных отношений является основанием прекращения права пользования жилым помещением только для лиц, вселившихся в это помещением и проживающих в нем в связи с семейными отношениями с собственником (ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Иск о прекращении права пользования ФИО5 спорным помещением по иным основаниям ФИО2 в суд не предъявляла.
Утверждение ответчика ФИО5 о том, что он вынужден временно проживать со своими родителями в <адрес>, по <адрес>, №, где отец страдает алкоголизмом, а мама является инвалидом по причине психического расстройства, которые не желают его зарегистрировать в принадлежащем им жилом помещении, а также в виду чинения препятствий со стороны истца, проживать в спорном жилом помещении не может, никем не опровергнуто. ФИО5 желает проживать в спорном жилом помещении и выразил своё намерение вселиться в него вновь.
Таким образом, требования истца как незаконные и необоснованные удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО2 к ФИО5 о признании утратившим право пользования жилым помещением, а именно:
признать гражданина ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жильём, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца, исчисляемого 30 днями, начиная с 15.09.2014.
Судья: Л.В. Гетманская.