Дело №12-92/2012
РЕШЕНИЕ
24 сентября 2012 года г.Асбест
Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Виноградов М.С., при секретаре Жигаловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. на постановление заместителя Главного Государственного санитарного врача по городу Асбесту, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво по делу об административном правоарушении от *Дата* *Номер* о привлечении к административной ответственности главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правоарушении от *Дата* *Номер* Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво глава Асбестовского городского округа Суслопаров В.А. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), на основании которого глава
Асбестовского городского округа Суслопаров В.А. признан виновным в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении (не разработке и не проведении) необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, а именно, как юридическое лицо, Администрация Асбестовского городского округа:
-при организации системы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа не предусмотрела и не обеспечила рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию образующихся и накапливаемых бытовых отходов, и не осуществляла должный (своевременный и в полном объеме) контроль над функционированием данной системы в целях обеспечения постоянного удовлетворения (соответствия) ее требованиям действующих санитарных правил содержания территорий населенных мест;
-не разрабатывала и не проводила необходимые санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в целях обеспечения постоянного удовлетворения (соответствия) наличествующей планово-регулярной системы и режима удаления образующихся и накапливаемых на территориях населенных мест Асбестовского городского округа бытовых отходов требованиям действующих санитарных правил содержания территорий населенных мест;
-не осуществляла должный (своевременный и в полном объеме) контроль над процессами сбора, временного хранения, вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа в целях обеспечения соответственно рациональности, быстроты, регулярности и своевременности осуществления этих процессов.
Не согласившись с данным постановлением, глава Асбестовского городского округа Суслопаров В.А. представил в Асбестовский городской суд жалобу, считает, что постановление должностного лица о привлечении его к административной ответственности неправомерным, его вина, как главы Асбестовского городского округа не доказана. Автор жалобы считает, что постановлением подменяются понятия главы администрации Асбестовского городского округа, как должностного лица администрации и главы муниципального образования, в связи с чем, протокол должен был быть составлен в отношении главы администрации Асбестовского городского округа как должностного лица администрации Асбестовского городского округа, а не главы Асбестовского городского округа.
Представитель заявителя–Бубнов А.В., действующий на основании доверенности от *Дата* *Номер* поддержал доводы жалобы в полнлом объеме, юридически их обобосновав.
Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво-Комаров А.В. считает постановление о привлечении главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере сумма, законным и обоснованным, наказание назначено в пределах санкции данного административного правонарушения.
Заслушав представителя заявителя-Бубнова А.В., представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво-Комарова А.В., исследовав материалы дела, нахожу постановление по делу об административном правонарушении от *Дата* *Номер* Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбесте, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво о привлечении к административной ответственности главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан с доводами жалобы и проверяет её в полном объеме.
Как следует из материалов дела, Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Асбест, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво на основании распоряжения *Номер* от *Дата* проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица Администрации Асбестовского городского округа, в ходе которой установлено, что Глава Асбестовского городского округа Суслопаров В.А., вступивший в данную должность *Дата*, на основании части 1 статьи 27 Устава Асбестовского городского округа являющийся высшим должностным лицом городского округа и наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава Асбестовского городского округа, в том числе:
вопросов по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
вопросов по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения;
вопросов по организации благоустройства и озеленения территории городского округа;
вопросов по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,
являющийся также представителем власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, обязанный как гражданин Российской Федерации соблюдать санитарное законодательство на основании положений статьи 10 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, по месту исполнения им своих полномочий Главы Асбестовского городского округа, а именно по месту нахождения Администрации Асбестовского городского округа по адресу: *Адрес*, допустил нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение выразилось в несоблюдении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении (не разработке и не проведении) необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно:
- при организации системы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа Суслопаров В.А. как высшее должностное лицо городского округа и как представитель власти до настоящего времени не принял должных мер к обеспечению и не обеспечил рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию образующихся и накапливаемых бытовых отходов, и не осуществлял должный (своевременный и в полном объеме) контроль над функционированием данной системы в целях обеспечения постоянного удовлетворения (соответствия) ее требованиям действующих санитарных правил содержания территорий населенных мест;
до настоящего времени Суслопаров В.А. как высшее должностное лицо городского округа и как представитель власти не обеспечивал разработку и проведение необходимых санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях обеспечения постоянного удовлетворения (соответствия) наличествующей планово-регулярной системы и режима удаления образующихся и накапливаемых на территориях населенных мест Асбестовского городского округа бытовых отходов требованиям действующих санитарных правил содержания территорий населенных мест;
до настоящего времени Суслопаров В.А. как высшее должностное лицо городского округа и как представитель власти не осуществлял должный (своевременный и в полном объеме) контроль над процессами сбора, временного хранения, вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа в целях обеспечения соответственно рациональности, быстроты, регулярности и своевременности осуществления этих процессов.
По итогам проверки составлен акт от *Дата* и составлен протокол об административном правонарушении от *Дата*
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии защитника юридического лица Озорнина В.И., действующего на основании доверенности *Номер* *Дата* вынесено постановление о назначении наказания, которым Суслопапов В.А. привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание как должностному лицу в виде штрафа в размере сумма.
Согласно ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Из содержания ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2003, не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
В соответствии с приложением N 3 СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 12.07.2002, территория, прилегающая к зданиям, незастроенные территории (парки, скверы, кладбища и т.д.) должны постоянно содержаться в порядке и освобождаться от зарослей травы и неорганизованных свалок.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Применительно к содержанию территорий населенных мест такие требования установлены СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пунктом 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 определено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше 4 - 5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Согласно п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя, установленная в ходе производства по делу об административном правонарушении, состоит в том, что Суслопаров В.А., как должностное лицо, имея возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также нормативно установленную обязанность их безусловного соблюдения, не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению данных правил и нормативов.
При этом, ни при проведении проверки, ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, данных об отсутствии у заявителя как должностного лица возможности для соблюдения соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а равно данных о принятии заявителем как должностным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению, не представлено.
Оценив в совокупности данные обстоятельства, суд приходит к выводу о виновности главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. в совершении административного правонарушения по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом данного правонарушения, суд во внимание не принимает, поскольку Глава Асбестовского городского округа является высшим должностным лицом городского округа и наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава Асбестовского городского округа, в том числе:
вопросов по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
вопросов по созданию условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения;
вопросов по организации благоустройства и озеленения территории городского округа;
вопросов по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании части 3 статьи 27 Устава Асбестовского городского округа, Глава городского округа возглавляет администрацию Асбестовского городского округа и исполняет полномочия главы администрации Асбестовского городского округа.
Тем самым, Глава Асбестовского городского округа и глава администрации Асбестовского городского округа - одно и то же лицо, при этом данным лицом является сам заявитель.
На основании пункта 1 части 5 статьи 27 Устава Асбестовского городского округа Глава городского округа как высшее должностное лицо муниципального образования представляет городской округ в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского округа.
Таким образом, заявитель является единоличным исполнительным органом юридического лица - администрации Асбестовского городского округа.
Согласно пунктов 3 и 5 части 5 статьи 27 Устава Асбестовского городского округа Глава городского округа:
издает в пределах своих полномочий правовые акты;
обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области;
Кроме того, на основании пунктов 4, 29 и 30 части 6 статьи 27 Устава Асбестовского городского округа, Глава городского округа исполняет, в частности, следующие полномочия главы администрации:
-обеспечивает опубликование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
-организует и руководит деятельностью администрации городского округа на принципах единоначалия;
-в пределах своей компетенции контролирует деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения.
Тем самым, заявитель является не только высшим должностным лицом городского округа и единоличным исполнительным органом юридического лица, но и представителем власти, наделенным в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него.
При осуществлении организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций высшего должностного лица муниципального образования заявитель как гражданин Российской Федерации и как единоличный исполнительный орган юридического лица обязан соблюдать лично и обеспечивать соблюдение возглавляемым им юридическим лицом требований действующего санитарного законодательства на основании положений статей 10 и 11 Закона о СЭБ.
При реализации своих выше указанных функций и полномочий должностного лица органов местного самоуправления и представителя власти заявитель во исполнение требований действующего санитарного законодательства был обязан принять должные меры к организации и к обеспечению надлежащего бесперебойного функционирования системы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа. При этом данная система в целях постоянного соответствия ее требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88» должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию отходов.
Вина заявителя в данном конкретном случае выразилась в невыполнении установленной санитарным законодательством обязанности соблюдать указанные действующие санитарные правила, в пренебрежении необходимостью их соблюдения.
Принимая во внимание установленные при проведении проверки факты наличия несанкционированных неконтролируемых свалок твердых бытовых отходов на территориях населенных мест Асбестовского городского округа, а также обнаруженные при проверке явные
признаки продолжительного, как минимум, несколько месяцев, хранения отходов на указанных свалках, административным органом были сделаны обоснованные выводы о том, что:
при организации системы санитарной очистки и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа Заявитель как высшее должностное лицо городского округа и как представитель власти до настоящего времени не принял должных мер к обеспечению и не обеспечил рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию образующихся и накапливаемых бытовых отходов, и не осуществлял должный (своевременный и в полном объеме) контроль над функционированием данной системы в целях обеспечения постоянного удовлетворения (соответствия) ее требованиям действующих санитарных правил содержания территорий населенных мест;
до настоящего времени заявитель как высшее должностное лицо городского округа и как представитель власти не обеспечивал разработку и проведение необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях обеспечения постоянного удовлетворения (соответствия) наличествующей планово-регулярной системы и режима удаления образующихся и накапливаемых на территориях населенных мест Асбестовского городского округа бытовых отходов требованиям действующих санитарных правил содержания территорий населенных мест;
до настоящего времени заявитель как высшее должностное лицо городского округа и как представитель власти не осуществлял должный (своевременный и в полном объеме) контроль над процессами сбора, временного хранения, вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий населенных мест Асбестовского городского округа в целях обеспечения соответственно рациональности, быстроты, регулярности и своевременности осуществления этих процессов.
Следовательно, квалификация действий главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. осуществлена должностным лицом правильно.
Постановление о назначении главе Асбестовского городскогго округа Суслопарову В.А. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Глава Асбестовского городского округа Суслопаров В.А. подвергнут административному наказанию на основаниях и в порядке, установленных законом, а его доводы, указанные в жалобе, являются несостоятельными.
Возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, суд не усматривает. Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Наказание, назначенное заявителю, как должностному лицу, определено в минимальном размере.
Таким образом, имеющимися материалами дела вина привлекаемого к ответственности лица установлена, представленных материалов достаточно для того, чтобы сделать вывод о виновности лица в совершении правонарушения, оснований для удовлетворения жалобы главы Асбестовского городского округа-Суслопарова В.А. и отмены постановления заместителя Главного Государственного санитарного врача по городу Асбесту, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво о привлечении к административной ответственности главы Асбестовского городского округа Суслопарова В.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя Главного Государственного санитарного врача по городу Асбесту, поселке Рефтинский, Белоярском районе и рабочем поселке Верхнее Дуброво по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Асбестовского городского округа-Суслопарова В.А. – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии данного решения.
Судья М.С.Виноградов