Дело № 2-1-67/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» февраля 2018 года город Людиново
Людиновский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Белявцева А.И.,
при секретаре Фурсовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области к Суркову Геннадию Николаевичу, о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,
УСТАНОВИЛ:
12.12.2017 года истец обратился с иском в суд, где просит:
- признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №, №, выданный Суркову Геннадию Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ;
- признать за несовершеннолетним ФИО3 право на материнский (семейный) капитал в полном объеме.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Суркову Г.Н. и несовершеннолетнему ФИО3, на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей», в связи со смертью их матери - ФИО1, были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал в равных долях.
В ходе проведенной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области, проверки было установлено, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, был выдан Суркову Г.Н. незаконно, поскольку на момент смерти матери, он-Сурков Г.Н. достиг совершеннолетия и в какой-либо образовательной организации по очной форме обучения не обучался. Тем самым были нарушены права несовершеннолетнего ФИО3 на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в полном объеме.
В судебном заседании представитель УПФР в Людиновском районе Калужской области - Усачева Л.В., по доверенности, иск поддержала в полном объеме.
Ответчик Сурков Г.Н., а также его представитель – Герасимов С.Н. иск не признали, заявили о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд за защитой нарушенного права.
Третье лицо – законный представитель несовершеннолетнего ФИО3 – Бичев А.Е., вопрос о возможности удовлетворения заявленных требований оставил на усмотрение суда, возражений не представил.
Выслушав объяснения сторон их представителей, третьего лица, и исследовав материалы гражданского дела, суд находит необходимым иск удовлетворить.
В суде установлено, что Сурков Геннадий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются детьми ФИО1.
В связи с рождением ФИО3, его матери - ФИО1, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области, ДД.ММ.ГГГГ был выдан государственный сертификат на материнский (семейный капитал).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла.
После ее смерти в УПФР (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области с заявлением о выдаче сертификата на материнский семейный капитал, связи со смертью матери, обратились: Сурков Г.Н., а также законный представитель несовершеннолетнего ФИО3 - Никитин Ю.С..
Решениями УПФР (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, Суркову Г.Н. и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, были выданы государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал серии № №, серии № №, на сумму 169430 руб. 18 коп., каждому.
Согласно показаний Суркова Г.Н., его отец – ФИО9 скончался в 2002 году.
Отец ФИО3 скончался ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре 2017 года Сурков Г.Н в порядке консультации обратился в УПФР (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области, для получения разъяснений о возможности использования средств, принадлежащего ему материнского (семейного) капитала.
При проведении проверки обоснованности выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, УПФР (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области пришло к выводу, что государственный сертификат был выдан Суркову Г.Н. незаконно, поскольку он не имел права на его получение, так как на момент получения сертификата ответчик достиг совершеннолетия и в какой-либо образовательной организации по очной форме обучения не обучался. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с иском в суд, с требованием о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия № №, выданного Суркову Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ, а также признании за несовершеннолетним ФИО3 права на материнский (семейный) капитал в полном объеме.
Указанные обстоятельства подтверждаются: объяснениями представителя истца, ответчика, представителя ответчика, третьего лица; решениями УПФР (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области о выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный капитал); государственными сертификатами на материнский (семейный) капитал серии № №, серии № №; свидетельствами о рождении Суркова Г.Н., ФИО3; свидетельством о смерти ФИО1; постановлением администрации МР «Город Людиново и Людиновский район» № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Бичева А.Е. опекуном несовершеннолетнего ФИО3; справками УПФР (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; справками филиала ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» в г. Людиново от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, и другими материалами дела.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определен круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с указанной нормой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации:
- у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года (ч.1 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ).
- у мужчин (отцов либо усыновителей детей) независимо от наличия у них гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства, если право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось (ч.3 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ);
- у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, если право матери ребенка, являющейся единственным родителем (усыновителем) ребенка, либо право отца (усыновителя) ребенка на дополнительные меры государственной поддержки прекратились, а также в случае, если у отца (усыновителя) ребенка такое право не возникло после прекращения права у женщины, родившей (усыновившей) ребенка( ч.4, 5 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ).
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случаях смерти женщины.
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки (пункт 3 статьи 2 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
Правоотношения между спорящими сторонами возникли в связи с осуществлением пенсионным органом публично-властных полномочий, не основанных на равенстве прав и обязанностей их участников. На какой-либо договорной форме правоотношения спорящих сторон также не основаны.
При таких обстоятельствах, правовой основой правоотношений спорящих сторон является Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", и с учетом правила части 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ данные правоотношения исключены из сферы гражданско-правового регулирования. Поэтому, положения Гражданского кодекса РФ не применяются к правоотношениям с участием пенсионного органа по вопросам получения материнского капитала, поскольку законодателем предусмотрено специальное регулирование подобных ситуаций нормами Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", принимаемыми, в соответствии с ним, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и условия предоставления государством дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в связи с рождением второго ребенка, был выдан государственный сертификат на материнский (семейный капитал).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла, следовательно, ее право на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось.
В связи с прекращением такого права у матери, с ДД.ММ.ГГГГ право на дополнительные меры государственной поддержки на основании ч.4,5 ст. 3 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ, возникло у ее несовершеннолетнего сына – ФИО3, которому на момент смерти матери не исполнилось 18-ти лет.
Поскольку – Сурков Г.Н. на момент прекращения у его матери - ФИО1 права на дополнительные меры государственной поддержки, достиг совершеннолетия, и не являлся студентом, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, он не приобрел права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ч. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в связи с чем, государственный сертификат на материнский семейный капитал был выдан ему незаконно, чем были нарушены права ФИО3 на получение дополнительных мер государственной поддержки в полном объеме, следовательно, имеет место условие, необходимое для прекращения права ответчика на дополнительные меры государственной поддержки.
Доводы ответчика и его представителя, о невозможности удовлетворения заявленных требований в связи с пропуском истцом срока исковой давности, суд находит несостоятельными, принимая во внимание следующее:
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктами 1, 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом, срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Согласно ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал был выдан Суркову Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени Сурков Г.Н. в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, либо в многофункциональный центр с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала не обращался, следовательно, на спорные правоотношения в силу пункта 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности распространен быть не может.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Людиновском районе Калужской области к Суркову Г.Н., о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, являются законными и обоснованными.
Управлением ПФР по Людиновскому району не представлено доказательств невозможности самостоятельного восстановления прав несовершеннолетнего ФИО3, на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в полном объеме, при условии признания недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, выданного Суркову Г.Н..
Исходя из изложенного, а также положений ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют основания полагать, что право ФИО3 на получение материнского (семейного) капитала в полном объеме, нуждается в судебной защите.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ №, №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░:- ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2018 ░░░░