ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ачинск Красноярского края 19 февраля 2015 года
Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Хлюпина А.Ю.
с участием истца Сидоровой Т.С.,
при секретаре Дружининой Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Т.С. к Администрации Ачинского района, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональному управлению жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Ключинскому сельскому совету, Специальному территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны РФ, ТУФА по управлению госимуществом в Забайкальском крае, о признании проживающей на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Сидорова Т.С. обратилась в суд с иском к Администрации Ачинского района, Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Центральное региональному управлению жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, Ключинскому сельскому совету, Специальному территориальному управлению имущественных отношений Министерства обороны РФ, ТУФА по управлению госимуществом в Забайкальском крае, о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что решением жилищной комиссии войсковой части № ** ей была выделена квартира, расположенная по адресу: Ачинский район, д.**, ул. **, д. *, кв. **, в которой она проживает до настоящего времени, исполняя обязанности как нанимателя с момента вселения. Она не имеет какого-либо иного жилья, а также ею не использовано право на приватизацию жилого помещения(л.д.3-4)
Определением суда от 29.12.2014 года к участию в деле в качестве 3-го лица привлечен Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ ( л.д.1).
Истец Сидорова Т.С. в судебном заседании пояснила, что с сентября 1982 года она была трудоустроена в качестве учителя в Каменскую среднюю школу, расположенную на территории к тому времени закрытого военного городка Ачинск-13. В это же время жилищной комиссией войсковой части 74008 ей была предоставлена для постоянного проживания спорная квартира по указанному адресу. При передаче, также как и многим её коллегам никакие документы в виде ордера или договора не передавались. С момента вселения она была зарегистрирована по указанному адресу и проживает там до настоящего момента, оплачивая единолично в полном объёме расходы по содержанию такой квартиры. За период её проживания в квартире никто другой не проживал и не регистрировался, никаких притязаний, в том числе в судебном порядке на такую квартиру не предъявлялось. С момента трудоустройства в школу она продолжает без перерывов работать там же, только имели место реорганизация и изменение статуса учебного заведения. При обращении в управляющую организацию ей указали, что никакие документы по её квартире у них не хранятся. Знает, что другие учителя в аналогичном порядке получившие жильё, в настоящее время приватизировали таковое.
Представитель Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, согласно отзыву по исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истца в спорной квартире на условиях социального найма, указав, что сведения в отношении спорной квартиры отсутствуют в реестре служебных помещений, до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.** в муниципальную собственность Ачинского района не передан, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.20-22).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, в отзыве представитель просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО, по исковым требованиям возражала, мотивируя тем, что истцом не предоставлены доказательства законности вселения в жилое помещение в виде ордера или иного документа. Кроме того, нормативно-правовые акты, действовавшие ранее и в настоящее время не предусматривают передачу жилья лицам, не являющимся военнослужащими (л.д. 77-79).
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ,в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.73), отзыв на исковые требования не представили.
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.75), отзыва а также ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителя не представили.
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», в суд не явился, извещен надлежащим образом (л.д.75), отзыва а также ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителя не представили.
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.93).
Представитель ответчика ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.73), отзыв на исковые требования не представили.
Представитель третьего лица ТУФА по управлению госимуществом в Забайкальском крае в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.73), отзыв на исковые требования не представили.
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 75), в суд не явился, отзыва по исковым требованиям не представил (л.д. 65).
Представитель ответчика Войсковой части № **-**, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.25), в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что спорная квартира не имеет статуса служебной (л.д.34).
Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 74), в суд не явился. Ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителя не представили. Отзыва по исковым требованиям не представили.
Представитель третьего лица Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом в Красноярском крае, будучи извещенным о времени и дне слушания, в зал судебного заседания не явился, представив отзыв с возражениями по исковым требованиям, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение числиться в реестре федеральной собственности Забайкальского края как служебное жилое помещение, территориальное управление считает, что в исковых требованиях истцов следует отказать (л.д.60).
Суд с учетом отсутствия от ряда ответчиков заявления о рассмотрении дела в отсутствии представителей ответчиков, с учетом мнения истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истца, суд приходит к выводу что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами. Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1982 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как установлено по делу, квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, дер. **, ул. **, дом **, кв.**, общей площадью 30,2 кв.м, является собственностью Российской Федерации, закреплена на праве оперативного управления за Министерством обороны РФ, до 11 октября 2011 года относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа.
Сидорова Т.С. как в момент вселения, так и в настоящее время состоит в трудовых отношениях с образовательным учреждением «Каменская средняя школа», которая к моменту трудоустройства и выделения жилья находилась на территории закрытого военного городска (л.д. 8-11).
Из материалов дела, в частности из финансово-лицевого счета усматривается, что основанием для вселения Сидоровой Т.А. являлось решение жилищной комиссии(л.д.14). Истица вселилась в спорную квартиру, зарегистрировалась в ней по месту жительства, приняла на себя все обязанности нанимателя жилого помещения, следила за его техническим состоянием, оплачивала коммунальные платежи, что подтверждается предоставленными квитанциями, а также копиями договоров об оказании коммунальных услуг, договора на техническое обслуживание жилого помещения. Отсутствие в управляющей организации сведений об основаниях вселения с учетом предоставления доказательств фактического проживания Сидоровой Т.А., условий пользования с полной оплатой содержания в такой квартире с момента вселения, отсутствия данных о вселении иных лиц, а также доказательств вселения Сидоровой Т.А. по иным основаниям, по мнению суда, не может служить препятствием для вывода о проживании на условиях социального найма.
Согласно выписке из похозяйственной книги, в спорном жилом помещении Сидорова Т.А. проживает с 10.11.1982г ( л.д.6).
Финансово-лицевой счет на жилое помещение оформлен на истицу с момента её регистрации в данном помещении ( л.д.14)
Доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных в момент заселения истцов, стороной ответчиков суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Кроме того, как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Сидоровой Т.А. в 1982 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части, в связи с её трудовыми отношениями с образовательным учреждением, функционирующим и созданном в целях обеспечения обучения детей военнослужащих и гражданского персонала войсковой части в рамках закрытого военного городка. Следовательно, истица была вселена в жилое помещение, которое не имело статуса служебного.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1982 году статуса служебной, а также о предоставлении Сидоровой Т.А. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Как следует из представленных отзывов администрациями г.Ачинска и Ачинского района, а также представленных справок спорная квартира к числу служебных отнесена не была, в реестре муниципальной собственности Ачинского района и г.Ачинска не числится (л.д. 8,20).
Жилое помещение, расположенное по адресу: Ачинский район, д.**, ул.**, д.*, кв. ** состоит на кадастровом учете под номером ***, имеет общую площадь 30,2 кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения (л.д. 15).
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Сидоровой Т.А. указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что истица проживает в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
Доводы представителей ответчиков о том, что квартира ** в доме ** по ул. ** в д.** Ачинского района отнесена к числу служебных и включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны не нашли своего подтверждения, поскольку доказательств о включении спорной квартиры в число служебных в установленном законом порядке, ответчиками в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ (действующей с 01 марта 2005 года) служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 Жилые помещения специализированного жилищного фонда Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решения органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 ", согласно которым, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления заявление и документы, перечень которых содержится в п.13 Правил. Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.
Орган управления принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из приведенных положений закона, на жилые помещения распространяется режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу ст. 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
До 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Однако, Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
В настоящее время лицом, имеющим право пользования спорным жилым помещением, является истица Сидорова Т.А., которая в нем фактически проживает и несет обязанности нанимателя.
Право на приватизацию жилого помещения Сидоровой Т.А. ранее не использовано (л.д.13 )
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истцы не имеют возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что истицей ранее не было использовано свое право на приватизацию жилого помещения, суд проходит к выводу об удовлетворения требований Сидоровой Т.А., о признании за ней права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199,233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░. ***, ░░░░░ **, ░░░ **, ░░░░░░░░ **, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ **, ░░░░░ **, ░░░ *, ░░░░░░░░ **, ░░░░░ ░░░░░░░░ 30,2 ░░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
«░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░.░. ░░░░░░