Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
31 марта 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Юмаковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова З.А. к ГУ «Военный комиссариат Свердловской области» о взыскании денежной суммы за наем жилья и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Сидорова З.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании с ответчика денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, исчисленной за период с 01 июня 2005 года по 31 декабря 2010 года в общей сумме <данные изъяты>, а также возмещении судебных расходов в связи с оплатой госпошлины в сумме <данные изъяты>.
В обоснование заявленного иска Сидорова З.А. указала, что она является сержантом запаса, пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, уволенной из Вооруженных Сил на основании приказа командира войсковой части № 31701 от 26 апреля 2005 г. № 75 в отставку по состоянию здоровья. В период прохождения военной службы по контракту в войсковой части 31701, после увольнения и до предъявления иска истец жильем обеспечена не была. 01 декабря 2008 г. на основании решения жилищной комиссии войсковой части истцу была предоставлена однокомнатная квартира в г.<данные изъяты>, однако в данное жилое помещение Сидорова З.А. не вселялась, поскольку дом, в котором находится указанная квартира, не введен в эксплуатацию, поэтому до настоящего времени истец с членами своей семьи проживает в жилом помещении на основании договора коммерческого найма. До 31 мая 2005 года денежная компенсация истцу выплачивалась, однако в дальнейшем перечисления были прекращены. В ноябре 2010 г. истец обратилась с заявлением в Военный комиссариат Свердловской области о выплате ей денежной компенсации за наем жилого помещения, однако в этом истцу было отказано в связи с тем, что истец состоит в очереди на получение жилья в КЭЧ, а не органе местного самоуправления. Данный отказ истец считает незаконным, что послужило основанием для предъявления иска в суд. Сумма указанной денежной компенсации за период с 01 июня 2005 года (следующий день за днем окончания выплаты истцу денежной компенсации) по 31 декабря 2010 г. составила <данные изъяты>, которую и просит взыскать Сидорова З.А. с ответчика Военного комиссариат Свердловской области, а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>
В судебном заседании истец Сидорова З.А. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении фактическим и правовым основаниям, дополнительно указав, что квартира в <адрес> фактически передана не была, так как дом, в котором она находится является объектом незавершенного строительства, правоустанавливающие документы не подготовлены, государственная регистрация не произведена.
В судебном заседании представитель привлеченных к участию в деле Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации поддержала доводы представленного в суд отзыва, в соответствии с которым данные финансовые органы не признают себя надлежащими участниками процесса, так как не состоят в спорных правоотношениях ни с кем из сторон. Ни функциями, ни полномочиями Министерства Финансов Российской Федерации не предусмотрено в соответствии с действующим законодательством выплата денежной компенсации категории лиц, к которой отнесена Сидорова З.А.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области, в представленном суду отзыве исковые требования не признал, указав, что они являются ненадлежащим ответчиком. Сидорова З.А. проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ и приказом командира войсковой части 31701 № 75 от 26 апреля 2005 г. была уволена с военной службы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909 установлены основания и порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении лиц названной категории, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, какими являются администрации муниципальных образований. Так как Сидорова З.А. встала на учет в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», а не в администрации, выплата денежной компенсации ей не положена. При указанных обстоятельствах ответчик иск не признает, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов Свердловской области, Правительство Российской Федерации своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суду не сообщили и не просили об отложении слушания дела.
В судебное заседание также не явился привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица Митрофанов В.А., извещенный о рассмотрении дела, направил в суд заявление о проведении судебного разбирательства без его участия.
Учитывая данные обстоятельства, мнение истца, Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца, возражения представителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации, изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.
Как пояснила Сидорова З.А., что также нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, истец проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ. На основании приказа командира войсковой части 31701 № 75 от 26.04.2005 г. она была уволена с военной службы, с 01 мая 2005 г. - исключена из списков личного состава части, всех видов обеспечения..
С 29 апреля 1997 года Сидорова З.А. состоит на учете в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» как нуждающаяся в получении жилой площади по линии МО РФ.
Как следует из выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 31701 0000 от ДД.ММ.ГГГГ Сидоровой З.А. была распределена <адрес> во вновь построенном жилом доме <адрес> в соответствии со списком внеочередников на получение жилой площади, однако согласно справке ФГУ «Вторая Екатеринбургская КЭЧ района» указанный жилой дом не сдан в эксплуатацию, поэтому договор социального найма с истцом не заключен.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что с июня 2005 года и до предъявления иска в суд Сидорова З.А. жилым помещением обеспечена не была, и проживает в настоящее время в <адрес> на основании договора поднайма.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством РФ было принято постановление от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»
Согласно п.4 Постановления выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Более того, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы рекомендовано обеспечить выдачу документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что Сидорова З.А., являющаяся уволенной с военной службы и состоящая на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 1997 года, имеет право на получение денежной компенсации по основаниям ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», размер которой определен п. 2 Постановления от 31.12.2004 г. № 909.
Поскольку Сидорова З.А. имеет право на получение денежной компенсации с 01 июня 2005 г. (до 31 мая 2005 года денежная компенсация истцу выплачивалась) по 31 декабря 2010 г., размер подлежащей взысканию в пользу истца компенсации составляет 138000 рублей. Указанная сумма определена судом в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и внесенными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 г. № 653 изменениями в указанный правовой акт, в силу которых до 01 января 2009 г. сумма ежемесячной компенсации составляла <данные изъяты>, а с 01 января 2009 г. – <данные изъяты>. При этом, Постановление Правительства РФ от 03.09.2008 г. № 653 не имеет обратной силы, то есть не применяется к правоотношениям, возникшим до вступления его в силу, поэтому расчет истца, в котором использована ставка в размере <данные изъяты> за весь период, судом не принимается.
Как следует из письменного ответа Военного комиссариата Свердловской области, истцу Сидоровой З.А. было отказано в выплате денежной компенсации, так как она состояла в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», однако ответчик не представил в суд доказательства того, что у данного лица отсутствуют полномочия по составлению и ведению списков военнослужащих на получение жилых помещений. А в связи с тем, что право Сидоровой З.А. состоять на учете в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» в качестве военнослужащей, никем не оспорено, а закон устанавливает в качестве полномочного лица не администрации муниципального района, на что ссылается ответчик, а уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ организации, отказ Военного комиссариата Свердловской области выплатить денежную компенсацию является необоснованным.
Таким образом, суд полагает, что поскольку истец состоит в очереди на получение жилого помещения с 1997 года в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», и жильем она не была обеспечена, именно на Военный комиссариат Свердловской области (в силу п.4 Постановления от 31.12.2004 г.) должна быть возложена обязанность по выплате компенсации, которая составляет <данные изъяты>
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сидорова З.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Сидорова З.А. денежную сумму в размере <данные изъяты> за наем жилого помещения, и в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины – <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: Лимонова Л.Ф.