11RS0009-01-2020-000951-50
Дело № 2-597/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Подоровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емва, Княжпогостского района, Республики Коми 27 ноября 2020 года гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к администрации муниципального образования городского поселения «Емва» о возложении обязанности провести сбор и вывоз твердых бытовых отходов,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в интересах неопределённого круга лиц обратилось в суд с исковым заявлением к администрации городского поселения «Емва» о возложении обязанности провести сбор и вывоз твердых бытовых отходов и выполнить мероприятия по ликвидации отходов, размещенных в г. Емва по адресам: напротив дома № 29 по ул. Коммунистическая 62°35'46.0"с.ш., 50°53'19.4"в.д.; рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, в месте с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д.; рядом с домом № 11 по ул. Киевская, м. Северный, в месте с координатами: 62°36'24.6"с.ш., 50°54'43.6"в.д. В обоснование иска указано, что обнаруженные отходы производства и потребления размещены на открытой территории вне специально обустроенных площадок, предназначенных для сбора отходов, непосредственно на почве земельного участка.
На основании определения суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ООО «АНК».
Определением Княжпогостского районного суда от 27.11.2020 производство по делу в части требований о проведении мероприятий по ликвидации отходов, размещенных в г. Емва, рядом с домом № 11 по ул. Киевская, м. Северный, в месте с координатами: 62°36'24.6"с.ш., 50°54'43.6"в.д. прекращено в связи с отказом от иска.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми – Пудова Н.Н. в судебном заседании участия не принимает. Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка возле дома №23 по ул. Коммунистической в г. Емва, частично находится на земельном участке с кадастровым номером 11:10:4501035:50 и частично на земельном участке с кадастровым номером 11:10:4501035:296. То есть часть территории входит в зону обслуживания Обществом с ограниченной ответственностью «АНК» жилого дома №23 по ул. Коммунистической в г. Емва, а часть территории относится к землям населенного пункта - города Емва.
Представитель администрации городского поселения «Емва» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ООО «АНК» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо - ООО «Ухтажилфонд» извещенное о дате и времени судебного заседания своего представителя в суд не направило.
Суд в соответствии со ст. 167, 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Суд, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Требованиями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о направленности положений действующего законодательства на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза отходов, их утилизация и переработка относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3).
Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3 Правил).
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил).
Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15).
Судом установлено, что на основании планового (рейдового) задания № 13 кня-эко 08 июня 2020 года Княжпогостским районным отделом по охране окружающей среды проведена рейдовая проверка территории городского поселения «Емва» (г. Емва), в ходе которой напротив дома № 29 по ул. Коммунистическая 62°35'46.0"с.ш., 50°53'19.4"в.д.; рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, в месте с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д. обнаружены отходы ТКО.
По результатам проверки 09 июня 2020 года составлен акт № 13 кня-эко:
- п. 16 напротив дома № 29 по ул. Коммунистическая 62°35'46.0"с.ш., 50°53'19.4"в.д. выявлен несанкционированный навал отходов высотой более 2х метров;
- п. 17 рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, в месте с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д., непосредственно на земле образована несанкционированная свалка отходов (мусора и сухих веток).
Судом установлено и ранее представителями ответчиков не оспаривалось, что согласно Постановлению АГП «Емва» № 1 от 09.01.2020 управляющей организацией для оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах на территории города Емва, в отношении которых собственниками не выбран способ управления многоквартирным домом, в том числе (согласно перечню л. д. 130) дом № 23 по ул. Коммунистическая, с 13.01.2020 назначена ООО «АНК».
В дальнейшем истец уточнил требования по земельному участку, расположенному около дома № 23 по ул. Коммунистическая в г. Емва, указал, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, частично находится на земельном участке с кадастровым номером 11:10:4501035:50, который входит в зону обслуживания жилого дома Общества с ограниченной ответственностью «АНК» и частично на земельном участке с кадастровым номером 11:10:4501035:296, территории, которая относится к землям населенного пункта - города Емва.
Из имеющихся в материалах дела координат и кадастровых сведений следует, что несанкционированная свалка, расположенная напротив дома № 29 по ул. Коммунистическая 62°35'46.0"с.ш., 50°53'19.4"в.д., расположена на землях населенных пунктов, т.е. на территории ГП «Емва».
Ранее в судебных заседаниях представитель ООО «АНК» не оспаривал, что территория, расположенная в г. Емва по адресу рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д. относится к обслуживанию придомовой территории, то есть входит в зону ответственности обслуживающей управляющей организации ООО «АНК».
Представителем АГП «Емва» не представлены доказательства опровергающие доводы и требования истца.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков, по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
На собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков подпунктом 4 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения земель.
В силу пункта 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию, в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что земельные участки, на котором расположены несанкционированные свалки, не является объектом, предназначенным для размещения отходов потребления и производства, а именно свалка, расположенная напротив дома № 29 по ул. Коммунистическая 62°35'46.0"с.ш., 50°53'19.4"в.д., на земельном участке с кадастровым номером 11:10:4501035:296 около дома №23 по ул. Коммунистическая расположена на землях населенных пунктов, т.е. находится в собственности городского поселения «Емва», собственник данных отходов не установлен, обнаруженные отходы по своему морфологическому составу не относятся к отходам коммунального происхождения, следовательно, обязанность по организации мероприятия по ликвидации отходов по несанкционированной свалки лежит на Администрации городского поселения «Емва», поскольку данный орган местного самоуправления вправе и обязан оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок на территории городского поселения, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности; несанкционированная свалка на территории, расположенной в г. Емва рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д. относится к обслуживанию придомовой территории, то есть входит в зону ответственности обслуживающей управляющей организации ООО «АНК».
Таким образом, иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.
Истец, являясь государственным органом, и ответчик - Администрация городского поселения «Емва», являясь органом местного самоуправления, в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Обязать Администрацию городского поселения «Емва» организовать мероприятия по ликвидации отходов, расположенных в г. Емва по адресам: напротив дома № 29 по ул. Коммунистическая 62°35'46.0"с.ш., 50°53'19.4"в.д.; рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д.
Обязать ООО «АНК» организовать мероприятия по ликвидации отходов, расположенных в г. Емва по адресу рядом с домом № 23 по ул. Коммунистическая, с координатами: 62°35'48.9"с.ш., 50°53'21.03"в.д
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт-Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2020 года.
Судья О.Н. Мишина