Дело № 2а-9/2018 ....
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ10 апреля 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе председательствующего –Долженкова А.В., при секретаре Кваша О.А., с участием представителя административного истца – адвоката Никитина А.В., представителей административных соответчиков в лице начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия и жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия, второго административного ответчика в лице Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия – майора юстиции Пойлова С.Ю., старшего прапорщика Пилинович Н.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению майора запаса Тищенко Владислава Анатольевича об оспаривании решения жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия от 27 декабря 2017 года № 24, связанного с отказом в изменении даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года,-
установил:
Тищенко В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений просит:
- признать незаконным решение жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия от 27 декабря 2017 года № 24 об отказе Тищенко В.А. в изменении его учетных данных нуждающегося в получении жилого помещения;
- обязать жилищную комиссию и начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия изменить дату постановки Тищенко В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года.
При этом в обоснование заявленных требований Тищенко В.А. указал в административном исковом заявлении о том, что он подлежит обеспечению жилым помещением в избранном им после увольнения месте жительства в форме жилищной субсидии, право на получение которой, по его мнению, у него возникло с момента его первичной постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях c 04 апреля 1999 года, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Согласно Правилам организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ РФ от 24.10.2011 № 590, датой принятия военнослужащего на учет является дата подачи им соответствующего заявления или рапорта; военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Тищенко В.А., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил, просил (телефонограмма № 67, заявление от 16 марта 2018 года) о проведении судебного заседания в свое отсутствие, направил в суд своего представителя Никитина А.В., что в силу требований ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела и не нарушает процессуальных прав административного истца.
Представитель Никитин А.В. в судебном заседании поддержал уточненные требования Тищенко В.А., при этом в их обоснование привел те же доводы, которые изложены административным истцом в административном исковом заявлении.
Представители Пойлов С.Ю. и Пилинович Н.С. требования Тищенко В.А. не признали в полном объеме. При этом, в судебном заседании, а также в представленных письменных возражениях Пойлов С.Ю. пояснил, что в соответствии с абзацами 3, 8 п. 1, п.п. 7, 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения жилищной комиссии войсковой части 2289 от 04 апреля 1999 года), Тищенко В.А., как военнослужащий, назначенный на воинскую должность после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания, подлежал обеспечению на весь срок военной службы лишь служебным жилым помещением. Правом на обеспечение жилым помещением по избранному им постоянному месту жительства, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов или субсидии, он по состоянию на 04 апреля 1999 года не обладал, поскольку, в частности, он не подлежал увольнению в 1999 году и не имел общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а поэтому оснований для изменения даты принятия Тищенко В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном им месте жительства с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года не имеется.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, военный суд считает административное исковое заявление Тищенко В.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из копии выписки из послужного списка Тищенко В.А., копии справки № 644 от 10.12.2014, копии контракта о прохождении военной службы, копии рапорта от 17.01.2011 об увольнении с военной службы, копий листов беседы и представления к увольнению, копии выписки из приказов от 19.03.2014 № 137-лс и от 10.06.2014 № 82-лс, объяснений представителей сторон в судебном заседании, в марте 1999 года Тищенко В.А. окончил обучение в Вольской высшей военной академии тыла и транспорта и получил в связи с этим офицерское воинское звание «лейтенант», первый контракт о прохождении военной службы с ним заключен 21 марта 1999 года. Военную службу по контракту с 25 марта 1999 года по 26 февраля 2007 года он проходил в войсковой части 2289 в поселке Кувшинская Салма Мурманской области, с 27 февраля 2007 года был переведен к новому месту службы – в Службу в п.г.т. Калевала Пограничного управления ФСБ России по Республики Карелия. Последний контракт о прохождении военной службы был заключен с ним 21 марта 2009 года на срок пять лет до 21 марта 2014 года. 17 января 2011 года Тищенко В.А. был подан рапорт командованию об увольнении по состоянию здоровья. 19 марта 2014 года административный истец уволен с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе, а 17 июня 2014 года он исключен из списков личного состава Службы.
В соответствии с копией выписки из протокола № 3 заседания жилищной комиссии войсковой части 2289 от 04 апреля 1999 года, копией справки № 003236, выданной войсковой частью 2289, копией паспорта и письменных объяснений Тищенко В.А., представленных суду, 04 апреля 1999 года административный истец был включен в список военнослужащих на получение жилого помещения по месту прохождения им военной службы в пос. Кувшиская Салма Мурманской области, в указанном месте службы ему была предоставлена служебная квартира, которую он сдал установленным порядком 26.05.2007 года в связи с переводом из Мурманской области к новому месту службы в Республику Карелия.
При этом, как пояснила в судебном заседании Пилинович Н.С., в апреле 1999 года Тищенко В.А. был признан нуждающимся в служебном жилом помещении, которым и был обеспечен по месту военной службы в пос. Кувшинская Салма.
Как видно из копии рапорта Тищенко В.А. от 14.06.2007, копий выписки из протоколов заседания жилищной комиссии Службы в п.г.т. Калевала от 08.08.2007 № 4 и от 29.10.2007 № 5, копии договора № 1 от 10.01.2008, копии обязательства о сдаче жилого помещения от 20.07.2011, по новому месту службы - в Службе в п.г.т Калевала в 2007 году административному истцу командованием также была предоставлена служебная квартира.
Согласно копии рапорта Тищенко В.А. от 07 апреля 2011 года, он обратился к начальнику Службы в п.г.т. Калевала о включении его с семьей в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» для приобретения жилья по избранному им после увольнения месту жительства в г. Вольске Саратовской области.
Как усматривается из копии выписки из протокола заседания № 3 жилищной комиссии Службы в п.г.т. Калевала от 19 мая 2011 года, Тищенко В.А. с семьей в составе 3 человек был включен в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» для приобретения жилого помещения в избранном им месте жительства в г. Вольске.
Из протокола № 9 заседания жилищной комиссии Службы в п.г.т. Калевала от 21 декабря 2012 года видно, что в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» дополнительно был включен сын административного истца – Т.Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с копиями государственных жилищных сертификатов (далее –«ГЖС») от 30 июня 2011 года и от 16 сентября 2013 года, копиями справок Вольского отделения № 242 Сбербанка России, копией рапорта Тищенко В.А. от 01.06.2014, объяснениями представителей сторон в судебном заседании, командованием ему дважды – 30 июня 2011 года и 16 сентября 2013 года были выданы ГЖС о предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета в размере 1576800 рублей и 2437200 рублей для приобретения жилого помещения на территории Саратовской области с учетом численности семьи владельца ГЖС, в первом случае на .... человек, во втором – на .... человек, исходя из нормативов общей площади жилого помещения 54 и 72 кв.м., соответственно. Указанные ГЖС Тищенко В.А. не реализовал, и в связи с истечением срока их действия ГЖС были погашены.
Как следует из копии заявления Тищенко В.А. от 30 сентября 2014 года, он обратился в жилищную комиссию ПУ ФСБ России по РК, в котором изъявил желание изменить ранее избранное им место жительство и просил о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в г. Санкт-Петербурге.
Из копии выписки из протокола № 10 заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК от 07 ноября 2014 года видно, что Тищенко В.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в г. Санкт-Петербурге.
При этом, как пояснила в судебном заседании Пилинович Н.С., с этого момента в силу действия п. 19 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Тищенко В.А., изъявившему желание изменить ранее избранное им место жительство, была изменена форма обеспечения жилым помещением с ГЖС на жилищную субсидию.
В соответствии с письмами начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия (далее – «начальник ПУ ФСБ России по РК») от 14.03.2016 и 13.03.2018 с приложениями к ним, а также согласно списка военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, утвержденных указанным начальником ПУ ФСБ России по РК 18.01.2016, майор запаса Тищенко В.А. с 07 апреля 2011 года состоит в списках очередников, подлежащих обеспечению жилым помещением по избранному им после увольнения месту жительства в г. Вольске, а в связи с изменением им ранее избранного при увольнении с военной службы места жительства с г. Вольска на г. Санкт-Петербург форма его жилищного обеспечения изменена ему на жилищную субсидию.
Как видно из копии заявления Тищенко В.А. от 30 ноября 2017 года, он обратился в жилищную комиссию ПУ ФСБ России по РК и просил изменить дату его постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года.
Согласно копии выписки из протокола № 24 заседания жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК от 27 декабря 2017 года, Тищенко В.А. отказано в изменении даты постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном им месте жительства в г. Вольске. Основанием отказа послужило отсутствие у Тищенко В.А. в 1999 году права на обеспечение его жилым помещением в избранном им месте жительства, поскольку в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением в избранном месте жительства у военнослужащего возникает при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, следовательно, у административного истца данное право возникло в 2011 году, данным правом он воспользовался и был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном им месте жительства в г. Вольске с даты написания им рапорта от 07 апреля 2011 года. При принятии оспариваемого решения от 27 декабря 2017 года на заседании жилищной комиссии ПУ ФСБ России по РК из девяти ее членов присутствовало шесть (кворум имеется), указанное решение принято единогласно, подписано председателем и членами данной жилищной комиссии и утверждено 27 декабря 2017 года начальником ПУ ФСБ России по РК.
Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на жилище и предписывает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Таким образом, законодатель обязан определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3, 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции от 31.12.1999 № 229-ФЗ), на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года) и совместно проживающие с ними члены их семей. Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, п. 21 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 № 590, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Датой принятия военнослужащего на учет является дата подачи им заявления или рапорта и документов, предусмотренных указанными Правилами.
Выписками из Положения о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности, утвержденного приказом ФСБ России от 01 марта 2012 года № 96, предусмотрено, что жилищные комиссии подразделений ФСБ России (органов безопасности) создаются приказом руководителя (начальника) подразделения ФСБ России, органа безопасности, и состоят из председателя жилищной комиссии, его заместителя, членов комиссии и секретаря комиссии. К компетенции жилищной комиссии подразделений ФСБ России, относится, в частности, принятие военнослужащих и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или отказ в принятии их на данный учет. Заседание жилищной комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей ее членов. Решение жилищной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов и оформляется протоколом заседания жилищной комиссии, который подписывается председателем и всеми присутствующими на заседании членами и секретарем жилищной комиссии и утверждается руководителем (начальником) подразделения ФСБ России. Выписки из протокола заседания жилищной комиссии заверяются председателем или секретарем жилищной комиссии.
Приказом ПУ ФСБ России по РК от 19.12.2016 № 260дсп определен состав Жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия, общим числом 9 членов комиссии, что подтверждается выпиской из данного приказа.
Таким образом, военный суд находит установленным, что в марте 1999 года Тищенко В.А. окончил обучение в Вольской высшей военной академии тыла и транспорта и получил в связи с этим офицерское воинское звание, а поэтому в соответствии с абзацами 3, 8 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции от 31.12.1999 № 229-ФЗ) на весь срок военной службы он подлежал обеспечению служебным жилым помещением, которым и был обеспечен в течении всего срока военной службы и правом на избрание постоянного места жительства, отличного от места прохождения военной службы, не имел.
При таких обстоятельствах, военный суд приходит к выводу о том, что поскольку в 1999 году Тищенко В.А. относился к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь срок военной службы служебным жилым помещением, а также в 1999 году он не подлежал увольнению и не имел общей продолжительности военной службы 10 лет и более, то правом на обеспечение его жилым помещением по избранному им постоянному месту жительства он по состоянию на 04 апреля 1999 года не обладал.
А поскольку такое право возникло у него лишь в 2011 году после подачи им рапортов об увольнении с военной службы по состоянию здоровья и включении его в состав участников подпрограммы «ГЖС» для приобретения жилья по избранному им после увольнения месту жительства в г. Вольске Саратовской области, то оснований для изменения даты постановки Тищенко В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года у жилищной комиссии и начальника ПУ ФСБ России по РК не имелось.
С учетом изложенного, военный суд признает административное исковое заявление Тищенко В.А. необоснованным, а оспариваемое им решение административных соответчиков от 27 декабря 2017 года № 24, связанное с отказом в изменении даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в избранном месте жительства с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года не подлежащим отмене и не нарушающим каких-либо прав административного истца.
Поскольку оспариваемое Тищенко В.А. решение жилищной комиссии и начальника ПУ ФСБ России по РК от 27 декабря 2017 года № 24 признано судом законным, то отсутствуют и основания для удовлетворения требования административного истца о возложении на жилищную комиссию и начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия обязанности изменить дату постановки Тищенко В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года.
В связи с тем, что административному истцу отказано в удовлетворении его административного искового заявления, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ оснований для взыскания в его пользу судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:В удовлетворении административного искового заявления майора запаса Тищенко Владислава Анатольевича о признании незаконным решения жилищной комиссии и начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия от 27 декабря 2017 года № 24 об отказе Тищенко В.А. в изменении его учетных данных нуждающегося в получении жилого помещения, а также о возложении обязанности на указанных лиц изменить дату постановки Тищенко В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 07 апреля 2011 года на 04 апреля 1999 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в соответствии правилами, установленными главой 34 КАС РФ, в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Долженков
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....
....