РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г.Ачинск Красноярского края,
ул.Назарова, 28Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А.,
при секретаре Кононюк Н.С.,
с участием:
представителя процессуального истца Ачинского городского прокурора – помощника Малиновской Р.А.,
истца Зыряновой М.А.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) Трухиной И.М., действующей на основании доверенности от 11 января 2021 года, сроком действия по 31 декабря 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах Зыряновой Марины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратилась в суд с иском в интересах Зыряновой М.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) (далее по тексту – Управление Пенсионного фонда о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении страховой пенсии, мотивируя свои требования тем, что 03 марта 2020 года Зырянова М.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда для назначения досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Управления Пенсионного фонда от 17 марта 2020 года Зыряновой М.В. было отказано в досрочном назначении пенсии, поскольку в стаж ее работы не были включены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 07 февраля 2002 года по 29 апреля 2002 года, с 10 февраля 2009 года по 17 марта 2009 года; с 18 февраля 2014 года по 25 марта 2014 года, с 21 января 2019 года по 21 февраля 2019 года. Кроме того, ответчиком не были приняты к зачету в льготном исчислении периоды ее работы: с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1995 года в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы; с 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы; с 01 января 2019 года по 31 декабря 2000 года в должности № в детском реанимационном отделении МУЗ «Городская больница». В указанные периоды Зыряновой М.В. осуществляла работу по характеру и специфике, условиям и функциональным обязанностям идентичной той, которая предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 и за которые исчисление стажа произведено в льготном порядке, данные периоды трудовой деятельности подлежат исчислению не календарно, а в льготном исчислении. В связи с указанными обстоятельствами просил признать решение Управления Пенсионного фонда РФ от 17 марта 2020 года N 196433/20 об отказе в назначении страховой пенсии Зыряновой М.В. незаконным, а также обязать ответчика включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении страховой пенсии, назначить пенсию с 03 марта 2020 год (л.д. 2-5, 73-76).
Представитель процессуального истца Ачинского городского прокурора – Малиновская Р.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, по аналогичным основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Зырянова М.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Трухина И.М. в судебном заседании по иску возражала, суду пояснила, что 03 марта 2020 года Зырянова М.В. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии. Согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» досрочное назначение пенсии производится лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Основания для включения в стаж Зыряновой М.В. периодов нахождения на курсах повышении квалификации отсутствуют, поскольку согласно правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в стаж не включаются. Также, не включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении периоды работы: с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1995 года в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы; с 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы; с 01 января 2019 года по 31 декабря 2000 года в должности № в детском реанимационном отделении МУЗ «Городская больница», поскольку наименование реанимационного отделения не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
Представители третьих лиц КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2», КГБУЗ «Ачинская МРБ», извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причины своей неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрении дела и отзыва по иску не представили.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского городского прокурора, заявленные в интересах Зыряновой М.В., подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», целью которого согласно ст. 1 указанного закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Частью 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В число этих условий, как следует из содержания ст. 8 указанного Федерального закона, входят: возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктами 2, 3, 4 ст. 30 указанного закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусматривало, что при исчислении сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющемся приложением к Правилам N 781, правом на льготное исчисление стажа в указанном выше порядке обладают медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры - анестезисты, работающие в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 – 30.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное Назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения N 7 к указанному Федеральному закону следует, что страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года в 2020 году назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При этом, в силу положений пункта 3 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, указанным в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением № к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
Как установлено по делу, истец Зырянова М.В. с 1994 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в том числе: в период с 20 апреля 1994 года по 01 октября 1998 года в должности № в реанимационном отделении ММО «Центральная районная больница (29 сентября 1998 года детское больнично-поликлиническое объединение выделено из ММО «Центральная районная больница» с преобразованием в МУЗ «Городская детская больница»), (01 января 2001 года отделение реанимации преобразовано в отделение анестезиологии-реанимации); 01 июня 2010 года Зырянова была переведена на должность № отделения анестезиологии-реанимации, где продолжает работать по настоящее время (27 января 2011 года МУЗ «Городская детская больница» переименовано в МБУЗ «Ачинская городская детская больница»; 01 января 2014 года МБУЗ « Ачинская городская детская больница» переименована в КГБУЗ «Ачинская межрайонная детская больница») (л.д.18-21).
Согласно данным трудовой книжки на имя Зыряновой М.В. 05 мая 2016 года отделение анестезиология - реанимация переименовано отделение анестезиология - реанимация № 1; в 01 января 2019 года отделение анестезиология - реанимация № 1 переименовано в отделение реанимационно – анестезиологическое № 1; 01 февраля 2020 года отделение реанимационно – анестезиологическое № 1 переименовано в отделение анестезиология - реанимация № 1.
03 марта 2020 года Зырянова М.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (л.д.7).
Решением Управления Пенсионного фонда от 17 марта 2020 года № 196433/20 в назначении пенсии Зыряновой М.В. было отказано, поскольку на дату подачи заявления ее трудовой стаж на соответствующих видах работ составлял 27 лет 09 месяцев 23 дня, при требуемом - 30 лет. При этом, в стаж работы не были включены периоды нахождения Зыряновой Н.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от работы в периоды: с 07 февраля 2002 года по 29 апреля 2002 года, с 10 февраля 2009 года по 17 марта 2009 года; с 18 февраля 2014 года по 25 марта 2014 года, с 21 января 2019 года по 21 февраля 2019 года, а также не приняты к зачету периоды стажа в льготном исчислении: с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1995 года в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы; с 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы; с 01 января 2019 года по 31 декабря 2000 года в должности № в детском реанимационном отделении МУЗ «Городская больница» (л.д.9-11).
Указанное решение, в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд расценивает как неправомерное по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со справкой КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2 » № 05/13-204 от 03 марта 2020 Зырянова М.В. проходила повышение с отрывом от производства в периоды: с 07 февраля 2002 года по 29 апреля 2002 года, с 10 февраля 2009 года по 17 марта 2009 года; с 18 февраля 2014 года по 25 марта 2014 года, с 21 января 2019 года по 21 февраля 2019 года (л.д.29-31), в связи с чем ею были получены свидетельства и удостоверение о повышении квалификации (л.д.23,24,25,26).
Принимая во внимание, что для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации, которое должно проходить не реже одного раза в пять лет, на период повышения работником своей квалификации за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата), а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Также, подлежат удовлетворению требования о включении периодов работы истца в реанимационном отделении в льготном исчислении по следующим основаниям.
Согласно справке КГБУЗ «Ачинская МРБ» № 275 от 20 ноября 2019 года Зырянова М.В. в периоды с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1995 года, 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 01 января 2019 года по 31 декабря 2000 года работала в реанимационном отделении в должности №, относившейся к должностям средних медицинских работников, на полную ставку полный рабочий день (л.д. 27), однако наименование детского реанимационного отделения не соответствовало предусмотренным Перечнем, утвержденным Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, структурным подразделением, дающим право на зачет периода работы в специальный стаж в льготном исчислении.
Как следует из представленных материалов в спорные периоды работа Зыряновой М.В. должности палатной медицинской сестры протекала в реанимационном отделении, имеющем в штате врачей анестезиологов – реаниматологов, медицинских сестер – анестезисток, фельдшеров-операторов (л.д. 53-62), что свидетельствует об участии Зыряновой М.В. в хирургических операциях и анестезиологических мероприятиях, об осуществлении отделением мероприятий по подготовке и проведению мероприятий местной и региональной анестезии при операциях, диагностических и лечебных процедурах, интенсивному наблюдению за больными и другое.
Таким образом, с учетом клинического профиля лечебного учреждения, в котором работала Зырянова М.В., представленных документов, можно сделать вывод, что работая в должности среднего медицинского персонала в отделении, именуемом детским реанимационным, Зырянова М.В. фактически работала в отделении анестезиологии и реанимации медицинского учреждения, в связи с чем ее стаж работы указанный период подлежит зачету как 1 год и 6 месяцев за год работы. Формальное несоответствие наименования учреждения, его структурного подразделения наименованию учреждений (структурному подразделению), указанных в Списках, не должно умалять гарантированное Конституцией Российской Федерации право на пенсионное обеспечение и не может служить основанием для отказа в назначении работнику досрочной пенсии.
В ходе рассмотрения настоящего дела КГБУЗ «Красноярский краевой центр охраны материнства и детства № 2» представлены уточненные сведения о стаже работы истца в указанный период в ГУ ПФР в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное), в результате чего в соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица, Зырянова в М.В. в спорные периоды: с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1995 года, 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года и с 01 января 2019 года по 31 декабря 2000 года осуществляла медицинскую деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии.
Поскольку характер работы Зыряновой М.В. за указанные периоды подтвержден работодателем как включаемый в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, соответствующие сведения внесены в лицевой счет застрахованного лица, ответчиком не оспорены, суд считает необходимым включить в стаж работы Зыряновой М.В. как дающие право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в льготном исчислении как один год шесть месяцев за один год работы.
Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и требования закона, в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи осуществлением деятельностью по охране здоровья населения подлежат включению периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с 07 февраля 2002 года по 29 апреля 2002 года, с 10 февраля 2009 года по 17 марта 2009 года; с 18 февраля 2014 года по 25 марта 2014 года, с 21 января 2019 года по 21 февраля 2019 года; в льготном исчислении периоды: работы в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больницы с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1994 года и с 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года; в должности № в реанимационном отделении муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская больница» с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года с применением льготного порядка исчисления из расчета один год работы за 1 год и 6 месяцев.
С учетом указанных периодов у Зыряновой М.В. возникло право на назначение пенсии по выслуге лет с момента обращения к ответчику с заявлением, т.е. с 03 марта 2020 года.
Требования о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ от 17 марта 2020 года N 196433/20 об отказе в назначении страховой пенсии Зыряновой М.В. незаконным удовлетворению не подлежат, поскольку на момент принятия указанного решения работодателем не были представлены корректирующие сведения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) включить в стаж работы Зыряновой Марины Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»:
- периоды работы в должности № в детском реанимационном отделении Ачинской центральной районной больниы с 20 апреля 1994 года по 28 августа 1994 года и с 21 июня 1998 года по 31 декабря 1998 года; в должности № в реанимационном отделении муниципального учреждения здравоохранения «Городская детская больница» с 01 января 1999 года по 31 декабря 2000 года с применением льготного порядка исчисления из расчета один год работы за 1 год и 6 месяцев;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07 февраля 2002 года по 29 апреля 2002 года, с 10 февраля 2009 года по 17 марта 2009 года; с 18 февраля 2014 года по 25 марта 2014 года, с 21 января 2019 года по 21 февраля 2019 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) назначить Зыряновой Марине Владимировне пенсию с учетом вышеуказанных периодов с 03 марта 2020 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Ачинскому городскому прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А. Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2021 года
Судья Г.А.Киняшова