Дело № 2-1502/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 06 декабря 2016 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Яковлевой Л.М.,
при секретаре Ураевой Е.В.,
с участием в деле:
истицы Сафоновой О.М.,
представителя истицы – адвоката коллегии адвокатов «Зубово-Полянский юридический центр» Адвокатской палаты Республики Мордовия Ивановой И.А., представившей ордер № 148 от 17.11.2016,
представителя ответчика – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» - Пономаревой М.А., действующей на основании доверенности 13 АА 0314139 от 04.06.2015,
представителя третьего лица – Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия Абаниной Н.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновой О.М. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии в части снятия с очереди на улучшение жилищных условий и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Сафонова О.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту – ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия № 3 от 25 февраля 2010 года в части снятия с очереди на улучшение жилищных условий и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13 сентября 1998 года, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В обоснование своих требований указала, что она с 02 сентября 1997 г. по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе, а именно в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия. 13 сентября 1998 года она обратилась с заявлением о постановке на учет для получения жилья и жилищно-бытовой комиссией Учреждения ЖХ-385/17 (прежнее наименование ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) истица в составе семьи 3-х человек поставлена в очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий, ввиду несоответствия площади жилого помещения количеству членов семьи, которое составляет 26,0 кв.м., в том числе жилая площадь – 16 кв.м.. В данном жилом помещении она с семьей из 4-х человек проживает по настоящее время.
Исполняя уведомление начальника ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия от 03 июня 2009 г. она до 11 июля 2009 г. представила весь необходимый пакет документов для перерегистрации в очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий в отношении себя и членов семьи – супруга и двух сыновей.
В начале 2016 г. ей стало известно, что она исключена из очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий. Лишь в сентябре 2016 г. ей была выдана копия её учетного дела лица, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий.
Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия от 25 февраля 2010 года № 3 её, истицу, исключили из списков очередников на улучшение жилищных условий и получение жилья. Основанием исключения из очереди указано отсутствие документов, подтверждающих право состоять в очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий. Хотя данные документы она представляла в указанный в вышеуказанном уведомлении срок.
С решением комиссии по данному вопросу она ознакомлена не была, копия протокола ей не выдавалась, письменного уведомления о снятии с очереди на получение жилья с указанием причин исключения из очереди она никогда не получала, в связи с чем возможности оспорить законность решения о снятии с очереди ранее она не имела.
С решением жилищно-бытовой комиссии от 25 февраля 2010 года № 3 в части исключения её из очереди на получение жилья и улучшения жилищных условий она не согласна и считает его незаконным.
В настоящее время она продолжает проживать в той же квартире с семьей из 4 человек и продолжает нуждаться в улучшении жилищных условий. Ими заключен договор социального найма жилого помещения. Квартира находится в муниципальной собственности, имеет год постройки 1951. Согласно акта проверки жилищных условий от 13 сентября 2016 г. её семья нуждается в улучшении жилищных условий.
На момент включения в список очередников на улучшение жилищных условий она, истица, и члены её семьи действительно нуждались в улучшении жилищных условий и после постановки на очередь их жилищные условия не улучшались. Финансовая помощь на строительство, приобретение жилья ни по месту работы, ни по месту жительства, не предоставлялось.
В судебном заседании истица и её представитель Иванова И.А., заявленные требования поддержали по тем же основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнив при этом, что на момент постановки в очередь на улучшение жилищных условий в жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес>, истица проживала с супругом и одним ребенком и предоставляла все необходимые для постановки на учет документы, требовавшиеся на тот момент.
Считают, что жилищно-бытовая комиссия ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия (в настоящее время - ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) нарушила права истицы на улучшение жилищных условий и получение жилья, поскольку занимаемое её семьей жилое помещение не отвечает санитарно-техническим нормам, в связи с чем, её семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что отражено в актах обследования жилищных условий.
По требованию жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, истицей в её адрес представлялись заявления, подтверждающие о неизменности ранее представленных сведений в нуждаемости в жилом помещении.
В судебное заседание представитель ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия Пономарева М.А. не явилась, представила суду заявление о рассмотрении гражданского дела без её участия.
В ранее состоявшихся судебных заседаниях исковые требования не признавала и суду поясняла, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин имеет право обратиться в суд в течение 3 лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Истице 25.02.2010 г. направлялось уведомление об исключении её из списка очередников на получение жилья или улучшение жилищных условий за исх. № 14/17а 978. Следовательно, срок для обращения в суд истек 25.02.2010 года. Также, списки очередников вывешены в общедоступном месте на профсоюзной доске административного здания штаба ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.
Кроме того, считает, что еще в 1998 году неправомерны были действия должностных лиц ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия при решении вопроса о принятии на учет Сафонову О.М. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении её в список очередности граждан на получение жилья.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент постановки на учет Сафоновой О.М.), порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР.
Так, в соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 №335, Постановлением Совета министров Мордовской АССР и Президиума облсовпрофа от 03.12.1984 № 518, гражданином для принятия его на учет подается заявление (рапорт). К заявлению (рапорту) прилагаются, выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет должно тщательно проверяться жилищно-бытовой комиссией с составлением акта проверки жилищных условий.
В нарушении указанных выше норм к заявлению (рапорту) о принятии на учет, поданному истицей в 1998 году, не было приложено ни выписки из домовой книги, ни копии финансово-лицевого счета, ни других документов.
В соответствии с п. 17 указанных выше правил, на каждого гражданина, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Вместе с тем, в учетном деле Сафоновой О.М. отсутствуют все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки её на учет.
В соответствии с п. 6 ч. l ст. 56 ЖК РФ, п.п «г» п. 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335, граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Просила суд в удовлетворении исковых требований Сафоновой О.М. к ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия отказать в полном объеме, в связи с пропуском исковой давности для обращения в суд.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении исковых требований Сафоновой О.М. по основаниям указанным в письменных возражениях, представленных в суд представителем ответчика.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Сафоновой О.М.. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1. и ч. 2 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет правосудие по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
По правилам ч. 1 и ч. 2 ст. 41 и ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело по предъявленному иску, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истица Сафонова О.М. с 2 сентября 1997 года по настоящее время проходит службу в Учреждении ЖКХ-385/17 (в настоящее время ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия).
13 сентября 1998 года истица Сафонова О.М. (до брака Сапельникова) подала рапорт на имя начальника Учреждении ЖХ 385/17 (в настоящее время ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) о постановке её в очередь на улучшение жилищных условий.
Из списка очередности граждан на получение, расширение и улучшение жилищных условий по состоянию на 01.01.1999 год по Учреждению ЖХ-385/17 усматривается, что Сапельникова О.М. состоит в указанной очереди с 13.09.1998 г. с составом семьи 4 человека, занимаемая жилая площадь 16 кв.м..
Протоколом № 3 от 25.02.2010 г. совместного заседания администрации и жилищно-бытовой комиссии учреждения ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия Сафонова О.М. исключена из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий в связи с отсутствием подтверждающих документов п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1. показала, что она является с 2002 года секретарем жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия (в настоящее время ФКУ). В 2009 году стали требовать документы о правомерности постановки на очередь на получение жилья и улучшение жилищных условий. Сафонова О.М. представила не полный пакет документов и она была снята с указанной очереди. Уведомление о снятии с очереди было сдано в канцелярию Учреждения для отправки Сафоновой О.М., там же документу был присвоен исходящий номер.
Как следует из копии учетного дела, 25 февраля 2010 г., в учетном деле имеется уведомление № 14/17а 978 о том, что в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий, протоколом № 3 от 25.02.2010 г. Сафонова О.М. была исключена из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доказательств получения Сафоновой О.М. указанного уведомления в материалах учетного дела не имеется.
В 2016 году истица обратилась с письменным заявлением на имя начальника ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении в списках очередности на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.
Уведомлением от 18.07.2016 г. № 14/ТО/57/16-4370 Сафонова О.М. уведомлена об отказе в восстановлении в списках очередности на улучшение жилищных условий в связи с отсутствием документов, что также усматривается из протокола № 5 от 18.07.2016 г. заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.
Однако, как усматривается из справки, выданной Зубово-Полянским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Мордовия № 516 от 16.08.2016 г., уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 15.08.2016 №, №, №, №, усматривается, что сведений о наличии зарегистрированной за истицей и членами её семьи жилого помещения не имеется.
Из справок администрации Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 31.08.2016 № 2428 и 2429 следует, что Сафонова О.М. проживает и зарегистрирована по адресу: <Адрес>, с составом семьи четыре.
Из договора социального найма жилого помещения № 76 от 08 июля 2015 г. следует, что Сафонова О.М. проживает в жилом помещении, состоящее из одной комнаты общей площадью 26,0 кв.м., в том числе жилой 16,0 кв.м..
Свидетель Ежова Н.Н., ранее опрошенная в судебном заседании показала, что они с истицей находятся в дружеских отношениях, и Сафонова О.М. не более двух лет назад, то есть в 2014 году, ей поведала, что её исключили из очереди на улучшение жилищных условий, о чем она только что узнала, так как её об этом не уведомляли и на заседание жилищно-бытовой комиссии не приглашали. В собственности у них никакого жилья нет, а жилье, где они проживают, не соответствует санитарным нормам и она из-за этого очень сильно расстраивалась.
То есть установлено, что основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали истице право на получение жилого помещения по договору социального найма не отпали.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала, что учетное дело в отношении Сафоновой О.М. имеет место и в очереди на улучшение жилищных условий она состояла, о чем свидетельствуют материалы дела.
Вышеперечисленные доказательства судом признаются объективными, относимыми доказательствами по делу, свидетельствующими о том, что Сафонова О.М. была включена в список очередности на улучшение жилищных условий.
В соответствии со статьей 28 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 г), граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы, и никто из членов семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189 ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений.
В силу ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета. Следовательно, ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гарантирует права граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на заключение с ними договора социального найма. Гражданин снимается с учета лишь после получения жилого помещения по договору социального найма.
Указанные граждане снимаются с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1- 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение им жилых помещений.
Указанная норма закона содержит также указание на то, что решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, их перечень не подлежит расширению законами субъектов Российской Федерации.
Ни одного из оснований, указанных в пунктах 1- 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации для снятия с учета Сафоновой О.М. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, судом не установлено, следовательно, отсутствовали основания для снятия истицы с такого учета.
В соответствии с п. 4 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР: «О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме». Аналогичную норму содержит ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации: «Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке».
Представитель ответчика и свидетель на стороне ответчика, ссылаясь на журнал учета исходящей корреспонденции, утверждали, что истица была уведомлена о снятии её с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако суд критически относится к представленному доказательству в обоснование данного довода, поскольку, как усматривается из справки ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия от 06.12.2016 г. № 7306, срок хранения реестров и разносных книг истек, в связи с этим реестр отправки корреспонденции за 2010 год не сохранился. Других доказательств факта вручения или получения уведомления о снятии Сафоновой О.М. с учета ответчиком не представлено.
Доводы представителя ответчика о применении срока исковой давности судом не могут быть приняты во внимание, поскольку, как установлено судом, истица узнала о своих нарушенных правах в 2014 году. Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности составляет три года и на момент обращения истца с иском срок исковой давности не истек.
Согласно Постановления Совмина РСФСР от 31.07.1984 года № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
В связи с изложенным суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что Сафонова О.М. не сообщала о своих жилищных условиях, что была обязана делать.
Доводы ответчика о неправомерности действий должностных лиц Учреждении ЖХ 385/17 (в настоящее время ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия) при постановке истицы в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд находит необоснованными и неподтвержденными в судебном заседании доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Сафоновой О.М., так как в судебном заседании достоверно установлено, что истица была включена в список граждан на улучшение жилищных условий. Предусмотренных законом оснований для её исключения из указанного списка в судебное заседание не представлено.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Сафоновой О.М. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии в части снятия с очереди на улучшение жилищных условий и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать незаконным протокол заседания жилищной комиссии Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» от 25 февраля 2010 года № 3 в части снятия Сафоновой О.М. с очереди на улучшение жилищных условий.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 17 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» восстановить Сафонову О.М. в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 17» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия с даты фактической постановки на учет с 13 сентября 1998 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Судья Зубово-Полянского районного суда
Республики Мордовия Л.М. Яковлева