РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 апреля 2016 года Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
с участием истца Гадыева А.Д.,
ответчика Кобяшовой О.В., представителя ответчика – Татариновой Л.А., допущенной к участию в деле на основании устного ходатайства истца,
при секретаре судебного заседания Шиловой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-918/2016 по иску Гадыева А.Д. к Кобяшовой О.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Гадыев А.Д. обратился в суд с иском к Кобяшовой О.В. об устранении препятствий в пользовании принадлежащим ему земельным участком по адресу: <адрес>, путем переноса возводимого ответчиком строения на участке по <адрес>, от смежной границы участков, в соответствии с градостроительными нормами и правилами.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. В 2015 года собственник смежного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приступил к строительству жилого дома вплотную к границе его участка. Строительство производится на месте старого одноэтажного дома. Возведенное строение является самовольным, так как ведется без разрешительной документации. Кроме того, ответчик создает истцу препятствия в реализации права собственности, а именно: окна дома истца выходят на глухую стену выстроенного здания; вода с крыши соседнего здания бежит на участок истца. Устранение нарушения прав истца возможно, если ответчик разместит возводимое здание в соответствии с градостроительными нормами и правилами.
Определением суда от 28.03.2016г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил.
Истец в судебном заседании уточнил исковые требования и просил обязать ответчика устранении препятствий в пользовании принадлежащим ему земельным участком по адресу: <адрес>, путем переноса возводимого ответчиком строения на участке по <адрес>, от смежной границы участков, в соответствии с градостроительными нормами и правилами на расстояние 3 метра.
Ответчик Кобяшова О.В. с исковыми требованиями не согласилась и указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Смежным собственником является истец Гадыев А.Д. В 2009г. истец на своем земельном участке перестроил дом, старый дом был одноэтажный, деревянный, площадью не более <...> кв. м. плюс надворные постройки, на 2-х этажный из шлакоблока и более большей площадью, отступив от смежной границы не более 1 метра (почти вплотную к границе). С крыши построенного дома стекала вода и падал снег на крышу ее дома и надворные постройки. Ее дом и надворные постройки стали усиленно разрушаться. Получив градостроительный план своего земельного участка для реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>, она начала на том же месте, по тому же фундаменту, в обозначенных границах перестраивать дом. В настоящее время реконструкция дома не завершена, крыши нет. Считает, что требования истца не подлежат удовлетворению, т.к. при строительстве своего дома истцом также не соблюдены градостроительные нормы и правила. Просит в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В представленном отзыве указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. В соответствии с ч. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
В соответствии с п.7.1 Свода правил СП 42.13330.2011 расстояние от границы участка должно быть не менее: до стены жилого дома - 3 м; до хозяйственных построек - 1 м.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в управление архитектуры и градостроительства за получением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) для реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>.
Был подготовлен градостроительный план земельного участка для реконструкции жилого дома, и было разъяснено, что для оформления разрешения на реконструкцию жилого дома необходимо предоставить схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ в управление архитектуры и градостроительства были предоставлены необходимые документы и подано заявление о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проверяет, во-первых, наличие всех необходимых документов, приложенных к заявлению; во-вторых, соответствие схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения индивидуального жилого дома требованиям градостроительного плана земельного участка.
В ГПЗУ имеется указание на то, что минимальное расстояние от границ соседнего участка до основного строения 3 метра, расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 метров.
При визуальном осмотре объекта - дома, расположенного на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> видно, что на земельном участке ведется строительство двухэтажного дома из шлакоблоков. Расстояние между домами (от стены до стены дома около 1,75 метров).
Минимальное расстояние от границ соседнего участка до основного строения 3 метра Кобяшовой О.В. не соблюдено.
Гадыевым А.Д. так же не соблюдено минимальное расстояние от границы соседнего участка до основного строения 3 метра.
Суд, заслушав представителей сторон и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ при осуществлении гражданских прав разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 11 ГК РФ предусматривает, что в судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Одним из способов защиты права может являться восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в ряде случаях и неопределенного круга лиц.
При рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.В соответствии с СНИП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», пунктом 7.1 и в Примечаниях к пункту 2.12* предусмотрено, что в районах усадебной и садово-дачной застройки расстояние от границы участка до стены жилого дома должно быть не менее 3 м; хозяйственные постройки следует размещать от границ участка на расстояние не менее 1м.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Гадыев А.Д. является собственником жилого дома площадью <...> кв.м. и земельного участка, расположенного по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на дом от ДД.ММ.ГГГГ. и на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу был ДД.ММ.ГГГГ. выдан градостроительный план земельного участка.
Истец осуществил строительство жилого дома в соответствии с разрешением на строительство, выданным ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование исковых требований истцом представлен ответ Управления Архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ. из содержания которого следует, что собственнику смежного земельного участка по <адрес> а градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство не выдавались.
Судом установлено, что ответчик Кобяшова О.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадь 892 кв.м., уточненная, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ.
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Также ответчику Кобяшовой О.В. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м. этажность- 1, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов гражданского дела следует, что Кобяшова О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в управление архитектуры и градостроительства за получением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) для реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>.
В силу ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п.2).
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 22 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
При разрешении споров об устранении нарушений прав собственников, необходимо учитывать, что поименованная собственником угроза должна быть реальной.
Истец обязан доказать не только факт нарушения ответчиком обязательных норм и правил, но и соразмерность избранного истцом способа устранения препятствий в пользовании своим земельным участком объему его нарушенных прав.
Учитывая положения закона, иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В обоснование исковых требований истцом представлены фотографии, которые по мнению суда, не являются подтверждением, что ответчиком нарушаются права истца.
Согласно требованиям статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своей позиции по иску.
Ответчиком в обоснование своих возражений представлены следующие доказательства: копия межевого плана земельного участка <адрес>; копия решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. об установлении границ земельного участка <адрес>; копия определения Ленинского районного суда от 03.08.2012г. об уточнении границ земельного участка <адрес>; копия разрешения на реконструкцию индивидуального жилого <адрес>.
В соответствии со статьей 67 Гражданско-процессуального кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательства в их совокупности.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что истцом не представлено допустимых доказательств, что его права нарушаются.
В судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач гражданского судопроизводства является правильное рассмотрение и разрешение гражданских дел; при этом в силу приведенной нормы гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка.
Таким образом, целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в ряде случаях и неопределенного круга лиц.
Согласно требованиям статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна представить доказательства в обоснование своей позиции по иску.
Законом, в частности положениями ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена такая форма защиты гражданских прав как перенос объекта строительства. Тем не менее, истец требует переноса объекта, считая достаточным ссылки на то, что возведенная постройка располагается без отступа от смежной границы.
Учитывая отсутствие доказательств возможности переноса строения, суд приходит к выводу о том, что в заявленном виде данное требование удовлетворению не подлежит.
При этом суд учитывает также, что допустимых и достоверных доказательств подтверждающих факт нарушения прав и законных интересов истца, суду не представлено, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Гадыева А.Д. к Кобяшовой О.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком путем переноса строения от смежной границы участков в соответствии с градостроительными нормами и правилами на 3 метра, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
В окончательной форме решение изготовлено 04 мая 2016 года.
Председательствующий – Т.А.Орлова