Дело № 12-19/2020
РЕШЕНИЕ
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Рыжковой Е.В.,
при секретаре Жолудевой М.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Медвежьегорского районного суда по адресу: город Медвежьегорск, ул. Заводская, 7 «а» Медвежьегорского района Республики Карелия 29 апреля 2020 года дело по жалобе ООО «Соломенский лесозавод» на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 25.11.2019 № 644а/19л по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Соломенский лесозавод»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 25.11.2019 № 644а/19л ООО «Соломенский лесозавод» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Соломенский лесозавод» подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, поскольку в действиях ООО «Соломенский лесозавод» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.
В судебном заседании представители ООО «Соломенский лесозавод» по доверенности Наумов А.И. и Иванов А.И. доводы жалобы поддержали, указав, что, являясь арендатором лесного участка по договору аренды лесного участка № 173-з от 26.06.2017, осуществляют прореживание и проходные рубки в объемах, утвержденных в «Проекте освоения лесов для заготовки древесины с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организации лесозаготовок и переработка леса». В постановлении Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 25.11.2019 указано, что по итогам 2018 года ООО «Соломенский лесозавод» не выполнил в полном объеме мероприятия по прореживанию и проходным рубкам.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по доверенности Воробьев А.Г. в судебном заседании доводы жалобы не признал, указав, что уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка и в соответствии с Правилами ухода за лесами, в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов (п. 3,4 Правил ухода в лесах). В соответствии с п. 11 Правил ухода в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки. Проектом освоения лесов (табл. 6.2.4) ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины определен 8,8 тыс. куб.м, (рубки прореживания на площади 177 га в объеме 4,0 тыс. куб. м. и проходные рубки на площади 180,2 га в объеме 4,8 тыс. куб. м.). Поскольку ООО «Соломенский лесозавод» по отчетам за 2018 годовой объем мероприятий (прореживание и проходные рубки) не выполнил в полном объеме, в отношении указанного юридического лица вынесено постановление о привлечении к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Заслушав представителей лица, подавшего жалобу, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 23.08.2019 инженером по лесопользованию ГКУ РК «Медвежьегорское центральное лесничество» заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия Попыкиной О.Н. составлен протокол № 64/20 об административном правонарушении в отношении ООО «Соломенский лесозавод», согласно которому арендатор лесного участка ООО «Соломенский лесозавод» нарушены требования лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, а именно в 2018 мероприятия по уходу за лесами (рубки прореживания, проходные рубки) выполнены не в полном объеме, установленные приложением № 3 к договору аренды лесного участка и Проектом освоения лесов.
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 25.11.2019 № 644а/19л ООО «Соломенский лесозавод» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Основанием для привлечения ООО «Соломенский лесозавод» послужил тот факт, что в 2018 мероприятия по уходу за лесами (рубки прореживания, проходные рубки) выполнены не в полном объеме, установленные приложением № 3 к договору аренды лесного участка и Проектом освоения лесов.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах (ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации): устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 3 ст. 16 ЛК РФ).
Статьей 61 ЛК РФ установлено, что воспроизводство лесов включает в себя, в том числе уход за лесами.
Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (ст. 64 ЛК РФ), который разрабатывается Арендатором и предоставляется в Министерство с положительным заключением государственной экспертизы на основании п. 12 «г» Договора аренды лесного участка.
Пунктом 6 Правил ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626 установлено, что к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В том числе п. 10 Правил ухода устанавливает виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка и в соответствии с Правилами ухода за лесами, в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов (п. 3,4 Правил ухода в лесах).
В соответствии с п. 11 Правил ухода в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который вставляется лицом, осуществляющим такие рубки.
В соответствии с п. 12 «н» Договора аренды лесного участка арендатор обязан осуществлял мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ООО «Соломенский лесозавод» в Медвежьегорском лесничестве, предусмотрены ежегодные допустимые объемы изъятия древесины при уходе за лесами на арендуемом участке.
В соответствии с Проектом освоения лесов (табл. 6.2.4) ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 8,8 тыс. куб.м, (рубки прореживания на площади 177 га в объеме 4,0 тыс. куб. м. и проходные рубки на площади 180,2 га в объеме 4,8 тыс. куб. м.).
По окончанию 2018 года установлено, что годовой объем мероприятий (прореживание и проходные рубки) Обществом не выполнены в полном объеме.
Невыполнение мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, влияет на сохранение леса как природного ресурса и создает угрозу охраняемым ЛК РФ общественным отношениям.
Таким образом, Обществом допущено нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов, предусмотренных п. 3,4,11 Правилами ухода за лесами, ст. 61, 64 ЛК РФ.
Указанные обстоятельства и вина ООО «Соломенский лесозавод» подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении ООО «Соломенский лесозавод» за январь-декабрь 2018 года, протоколом об административном правонарушении от 23.08.2019 г. № 64/20.
Доказательства собраны с соблюдением требований закона и оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В этой связи, действия ООО «Соломенский лесозавод» правильно квалифицированы по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции статьи.
Срок давности и порядок привлечения ООО «Соломенский лесозавод» к административной ответственности соблюдены, постановление вынесено полномочным лицом, административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия Коханского С.А. от 25.11.2019 № 644а/19л о признании ООО «Соломенский лесозавод» виновным в совершении административного правонарушения и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ – оставить без изменения, а жалобу ООО «Соломенский лесозавод» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья- Е.В. Рыжкова