дело №2-1039/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г.Учалы, РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Адельгариевой Э.Р., при секретаре Шариповой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к Бапаниной С.М. и Шагивалееву М.Ш. о взыскании ущерба при провозе тяжеловесного груза по автомобильным дорогам,
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» обратилось в суд с иском к Бапаниной С.М. о взыскании ущерба, причиненного автомобильной дороге, мотивируя следующим.
<***>. автомобиль МАЗ гос. номер <***>, принадлежащий Бапаниной С.М., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по маршруту из г.Учалы в г.Оренбург (а/д Оренбург - Орск - Шильда - гр. Челябинской области). На автомобильной дороге Оренбург - Орск - Шильда - гр. Челябинской области на <***> км при взвешивании автомобиля было установлено превышение значений предельно допустимых нагрузок по общей массе и на ось транспортного средства. При этом, специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза водитель Шагивалеев М.Ш. не имел. По результатам взвешивания были составлены акты:
№1 от <***>. за превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства (10 тонн).
№2 от <***>. за превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства (6 тонн),
№3 от <***>. за превышение значений предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства (10 тонн).
По первому акту в связи с перегрузом сумма ущерба причиненного автомобильной дороге автомобилем МАЗ составила 1 625 руб. 27 коп., по второму акту – 24 607 руб. 93 коп., по третьему акту – 72 409 руб. 15 коп.
Расчет ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.06.2015г. №494-п «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области». Направленная, в адрес ответчика Бапаниной С.М. претензия о возмещении вреда, оставлена без ответа и удовлетворения.
Истец просил взыскать с ответчицы Бапаниной С.М. причиненный автомобилем марки МАЗ гос. номер <***> ущерб автомобильным дорогам ущерб в размере 98 642 руб. 35 коп.
В судебное заседание представитель истца не явился, заявив ходатайство о рассмотрении судом искового заявления без их участия.
Ответчица Бапанина С.М., будучи надлежащим образом извещенной, не явилась.
Привлеченный судом в качестве соответчика Шагивалеев М.Ш., также будучи надлежащим образом извещенным не явился, представив ходатайство об истребовании дополнительных документов, которое отклоненосудом, о чем вынесено мотивированное протокольное определение.
Суд, изучив представленные доказательства, обозрев материалы гражданского, считая возможным рассмотрение дела в отсутствии участников процесса, приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрениядела, <***>. автомобилем марки МАЗ-6432032, государственный регистрационный знак №<***>, принадлежащий Бапаниной С.М. управлял ответчик Шагивалеев М.Ш., что им не оспаривалось.
В обоснование заявленных требований истцом представлены:
- протокола инспектора ДПС 2 взвода СР ДПС о задержании ТС марки МАЗ гос. номер <***> и прицепа марки трайлор г/н <***>
- акт №1 от <***>, согласно которому при взвешивании ТС превышение допустимых осевых нагрузок: по третьей оси составило 1,35т, по четвертой оси-1,35т.;
- акт №2 от <***>., согласно которому при взвешивании ТС превышение допустимых осевых нагрузок: по второй оси составило 3,68т, по третьей оси-4,41т, по четвертой оси-4,41т., по пятой оси-2,91т.;
- акт №3 от <***>., согласно которому при взвешивании ТС превышение допустимых осевых нагрузок: по второй оси составило 3,68т, по третьей оси-4,41т, по четвертой оси-4,41т., по пятой оси-2,91т.
Указанные акты водителем ТС Шагивалеевым М.Ш. подписаны, при этом из его объяснения следует, что он не знал о перегрузе.
При проведении контроля использовались специальные технические средства, внесенные в государственный реестр средств измерения - весы ВА-15С №1722-1723, прошедшие поверку с получением свидетельства о поверке 10.08.2016г.
Отношения, возникающиевсвязис использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п.5 ст.6 указанного закона, к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст.29 закона, пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.07.1998г. №22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанностей по уплате указанного платежа основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
В соответствии со ст.31 ФЗ №257 от 08.11.2007г. "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов допускается при наличии специального разрешения. Условиями получения специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства и возмещение вреда, причиненного транспортным средством. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
Также постановлением Правительства РФ от 16.11.2009г. №934 «Овозмещениивреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» утверждены «Правила возмещениявреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов», действующие на момент события, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации,вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такоговреда.
Вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами (далее -вред), подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещениявредаосуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п.2 Правил).
Согласно п.3 указанных Правил, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещениявредаорганизуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п.5 Правил, размер платы в счет возмещениявредаопределяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размеравреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно приложению и рассчитывается в зависимости от:
а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством РФ, запрещающими дорожными знаками 3.11 «Ограничение массы» и (или) 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном ч.2 ст.30 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», значений: допустимой массы транспортного средства; допустимых осевых нагрузок транспортного средства;
б) размеравреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог;
в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
г) базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что размер платы в счет возмещениявредарассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлена обязанность грузоперевозчика получать специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы заущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993г. №1090 (далее ПДД), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Инспектором ДПС 2 взвода СР ДПС от <***>. в отношении Шагивалеева М.Ш. составлен протокол об административном правонарушении 56 ВА №<***> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, т.е. за осуществление перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения.
При этом, из объяснения Шагивалеева М.Ш. в протоколе следует, что он не знал о перегрузе на ось.
Таким образом, факт нанесения вреда установлен в ходе проведения сотрудниками передвижного пункта службы весового контроля №8 Оренбургской области на <***> км, о чем свидетельствуют соответствующие акты, подтверждающие факт перевозки тяжеловесного груза на участке – 207 км автодороги «Оренбург-Орск-Шильда-гр.Челябинской области» без специального разрешения, выдаваемого в указанном выше порядке ипревышающемдопустимыевесовыенормыосевыхнагрузок.
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Из перечня имущества, закрепленного на праве управления за ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» от 20.12.2011г. следует, что автодорога Оренбург-Орск-Шильда - гр.Челябинской области, закреплена за истцом.
На основании изложенного суд находит доказанным довод истца о том, что ответчиком Шагивалеевым М.Ш. тяжеловесный груз по дорогам общего пользования федерального значения провозился без специального разрешения.
Согласно расчетам истца ущерб, причиненный автомобильной дороге, составляет 98 642 руб. 35 коп. При этом, расчет ущерба произведен в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 26.06.2015г. №494-п «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области» и не оспорен ответчиками.
29.04.2017г. Бапаниной С.М. направлены претензии о возмещении вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, которые оставлены без внимания и удовлетворения.
Между тем, из приобщенного к делу договора купли-продажи от <***>. следует, что Бапанина С.М. продала автомобиль МАЗ <***> Шагивалееву М.Ш. и в соответствии с п.1 договора право собственности на транспортное средство переходит к покупателю с момента подписания договора.
Таким образом, анализируя представленные материалы дела, суд приходит к выводу, об обоснованности исковых требований и считает, что ущерб, причиненный автомобильной дороге общего пользования регионального значения, подлежит взысканию с ответчика Шагивалеева М.Ш.
Судом не принимается во внимание представленный Шагивалеевым М.Ш. акт взвешивания ТС №<***> от <***>., поскольку опровергается совокупностью материалов дела.
Оснований для возложения гражданской ответственности на ответчика Бапанину С.М., судом не установлено.
В соответствии с п.1 ст.336.36 НК РФот уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При подаче иска истцом госпошлина не уплачена.
В связи с чем, с ответчика Шагивалеева М.Ш. в доход государства подлежитвзысканиюгосударственная пошлина в размере 3159 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с Шагивалеева М.Ш. в пользу Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» ущерб, причиненный автомобильным дорогам на основании актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузки на сумму 98642 руб. 35 коп.
Взыскать с Шагивалеева М.Ш. государственную пошлину в доход местного бюджета 3159 руб.
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» к Бапаниной С.М. о взыскании ущерба при провозе тяжеловесного груза по автомобильным дорогам, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Учалинский районный суд РБ.
Судья Адельгариева Э.Р.