№2а-641/19-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Герасимовой Ларисы Юрьевны об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2018 об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
у с т а н о в и л:
Герасимова Л.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2018, которым заявителю отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указывает на то, что ей на праве собственности принадлежит кв.3 в доме № 10 и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под указанным домом, по адресу: <адрес>. 08.06.2017 Администрацией Петрозаводского городского округа ей было выдано разрешение на строительство - реконструкцию жилого дома <адрес> за № 10-RU10301000-161-2016, на срок до 08.12.2018 года, 11.09.2018 она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства комитета управления муниципальным имуществом и землепользования Администрации Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта. Письмом от 28.09.2018 г. за № 5.3.2-09/129-0 административный ответчик отказал в выдаче разрешения, по формальным, по мнению административного истца, причинам, что нарушает ее права и законные интересы. Полагая данный отказ неправомерным, Герасимова Л.Ю. просит признать отказ Администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2018 г. за № 5.3.2-09/129-0 незаконным.
Определением суда от 11.01.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен законный представитель несовершеннолетней Ершовой Е.О. – Ершов О.В.
В судебном заседании Герасимова Л.Ю. не участвовала, просила рассмотреть дело без ее участия, ее представитель Пронин А.В. административный иск поддержал по основаниям в нем указанным, дополнительно пояснил, что за время формальной переписки и последовательных отказов Администрации Петрозаводского городского округа выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию истек срок действия Разрешения на строительство по независящим от застройщика причинам. Кроме того, основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является незаконным, так как указанная норма утратила силу с 01.01.2019.
Администрации Петрозаводского городского округа своего представителя в суд не направила, ранее в судебном заседании ее представитель Слабко К.Ю. полагала отказ законным. Основанием для отказа в выдаче указанного разрешения послужил тот факт, что заявителем в уполномоченный орган не представлены документы, предусмотренные ч. 3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ и необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в связи с чем просила суд в удовлетворении заявленных требований Герасимовой Л.Ю. отказать.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Заслушав представителя административного истца, Администрации Петрозаводского городского округа, свидетеля Кислова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи. При этом основные разрешительные акты, а именно, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно ст. ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ выдаются застройщику.
В соответствии с ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 55).
Согласно ч. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
В судебном заседании установлено, что Герасимовой Л.Ю. (Ковальской Л.Ю.- свидетельство о заключении брака 1-ГИ № 630861) на праве собственности принадлежит <данные изъяты> и земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под указанным домом, по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.12.2018 года.
Квартира <данные изъяты> в данном доме, а также доля в праве собственности на земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО19, ФИО20, ФИО21. ФИО22 и ФИО23. Земельный участок относится к категории земель -земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование - сохранение (реконструкция) существующих жилых домов.
08.06.2017 Администрацией Петрозаводского городского округа административному истцу было выдано разрешение на строительство - реконструкцию жилого дома <адрес> за № 10-RU10301000-161-2016, на срок до 08.12.2018 года.
12.09.2017 в Администрацию Петрозаводского городского округа поступило заявление от Ковальской Л.Ю. (Герасимовой Л.Ю.), Лейнонен Д.В., Лапкиной М.Н., Данило П.А. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по ул. Коммунальной, д. 10. К указанному заявлению были приложены документы в соответствии с приложением. Заявление было возращено указанным лицам для доработки.
20.10.2017 в Администрацию Петрозаводского городского округа вновь поступило заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по <адрес>. Письмом от 30.10.2017 № 5.3.2-09/165 Администрация Петрозаводского городского округа отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием необходимых документов.
11.09.2018 Ковальская Л.Ю. (Герасимова Л.Ю.), Данило П.А., Лейнонен Д.В., Лапкина М.Н. снова обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по <адрес>.
Письмом от 28.09.2018 № 5.3.2-09/129 заявителям было отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании ч. 6 и ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно.
1 Параметры реконструированного объекта капитального строительства не соответствовали требованиям проектной документации. Фасады здания, планировочные решения этажей дома, материалы несущих конструкций 3 этажа здания, заполнение дверных проемов и благоустройство территории не соответствовало проектной документации, разработанной ООО «НТО «Крейт» (шифр КР13/310, 2014 год), на основании которой выдавалось разрешение на строительство. Сообщено, что приложенные застройщиками к заявлению о вводе в эксплуатацию объекта измененные разделы проектной документации не могли быть приняты к рассмотрению, поскольку были подготовлены не в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации».
2. Не выполнено требование ч. 18 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ о передаче в Администрацию Петрозаводского городского округа сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 указанного Кодекса (основание для отказа по ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Указано, что представленный Акт приемки объекта капитального строительства от 04.09.2017 и справка о соответствии параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации от 02.10.2017 не соответствует требованиям ч. 5 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, поскольку подписаны лицом (директором ООО «Капиталстрой» - ФИО24.), не полномочным подписывать данные документы.
Не согласившись с решениями об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию, Герасимова Л.Ю. обратилась в суд с соответствующим административным иском.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо представление документов, поименованных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, а именно: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 6). документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7). документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8). схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9). заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10). документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 1 ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
В ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт несоответствия параметров реконструированного жилого дома № 10 по ул. Коммунальной в г. Петрозаводске требованиям проектной документации. Фасады здания, планировочные решения этажей дома, материалы несущих конструкций 3 этажа здания, заполнение дверных проемов и благоустройство территории не соответствовало проектной документации, разработанной ООО «НТО «Крейт» (шифр КР13/310, 2014 год), на основании которой выдавалось разрешение на строительство (расположение верхних этажей над первым, форма балконов/окон, соответствующие документы обозревались в судебном заседании) (п.7 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
К заявлению о вводе в эксплуатацию объекта административным истцом были приложены измененные разделы проектной документации, которые правомерно не приняты к рассмотрению, поскольку подготовлены не в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также ГОСТ Р 21.1101-2013 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации». Данные разделы были переданы представителю застройщиков при получении на руки письма от 28.09.2018, о чем он расписался в указанном письме.
Порядок внесения изменений в проектную документацию, регулируется ГОСТом Р 21.1101-2013 (раздел 7), в соответствии с пунктами 7.1.2 -7.3.3 которого изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа. Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с новым обозначением. Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы. Изменения вносят в подлинник документа.
Требования указанных актов административным истцом выполнены не были.
Представленный административным истцом Акт приемки объекта капитального строительства от 04.09.2017 и справка о соответствии параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации от 02.10.2017 не соответствуют требованиям ч. 5 ст. 55.5-1 ГрК РФ, поскольку подписаны лицом (директором ООО «Капиталстрой» - ФИО25.), не полномочным подписывать данные документы (п.п.4,6 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).
Статья 55.5-1 ГрК РФ введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и вступила в силу с 1 июля 2017 года. Вместе с тем, Акт и Справка подписаны 04.09.2017 и 02.10.2017, то есть после вступления в силу соответствующих изменений в ГрК РФ.
Специалистом по организации инженерных изысканий, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства (ч. 1 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ).
Сведения, содержащиеся в национальном реестре специалистов, подлежат размещению на сайте соответствующего Национального объединения саморегулируемых организаций в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (ч. 12 ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ). По данным сайта https://www.reestr-sro.ru/ в реестре специалистов-строителей гр. ФИО26. отсутствует.
Таким образом административным истцом не представлены сведения, подтверждающие исполнение требований части 18 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Доводы административного истца о том, что основание для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ является незаконным, так как указанная норма утратила силу с 01.01.2019 в данном случае основан на неправильном понимании применения законодательства.
На основании Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ действительно утратила силу с 1 января 2019 года, однако заявление административного истца, на основании которого было принято оспариваемое решение от 28.09.2018 № 5.3.2-09/129, поступило в Администрацию Петрозаводского городского округа 11.09.2018. Следовательно, при рассмотрении заявления, приложенных к нему документов, в том числе, их комплектность, строго предусмотренную ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, административный ответчик правомерно руководствовался с 11.09.2018 (дата поступления заявления в суд) до 28.09.2018 (дата принятия оспариваемого решения) действующей ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.
Нормы ч. 7 указанной статьи в ранее действовавшей редакции до 01.01.2019 определяли установление предварительного условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое заключалось в обязательном представлении застройщиком установленных сведений для формирования информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с положениями ч. 18 ст. 51 и ст. 57 Градостроительного кодекса РФ.
При рассмотрении данного спора суд не может принять выводы строительно-технической экспертизы ООО «Консалтинговая компания «КРОНОС-Карелия» № 1899-16-11/18 от 29.11.2018, поскольку действующее законодательство определяет лиц, уполномоченных давать в установленном порядке разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, и устанавливает условия при которых данное разрешение выдается либо не может быть выдано. В данном случае, суд не вправе подменять собой органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и соответственно разрешать вопросы прямо отнесенные к их компетенции.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отказ Администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2018 № 5.3.2-09/129 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по <адрес> принят в соответствии с законом.
В судебном заседании не установлено нарушения конституционных прав и свобод административного истца, а также нарушений со стороны должностных лиц Администрации Петрозаводского городского округа, установленных Конституцией РФ, в связи с чем административный иск Герасимовой Л.Ю. удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Герасимовой Ларисы Юрьевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2019 года.