Дело №2а-1287/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2017 года г.Брянск
Советский районный суд гор.Брянска в составе:
председательствующего судьи Стольниковой А.Г.
при секретаре Савельевой А.М.
с участием
представителя ответчика по доверенности Костромовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова В.И. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возобновлении выплаты пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Фролов В.И. обратился в суд с административным иском к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возобновлении выплаты пенсии, в котором указал, что на основании распоряжения Губернатора Брянской области от <дата>. №...-рк в соответствии с Законом Брянской области «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» ему была назначена пенсия за выслугу лет. В декабре 2015 года ответчик отказался перечислять данную пенсию со ссылкой на Определение Верховного суда РФ от 02.12.2015г. по делу №83-АПГ15-15. Ссылаясь на законодательство РФ, которым предусмотрена возможность установления субъектом РФ пенсии за выслугу лет, полагал, что назначенная ему пенсия была установлена в рамках действовавшего в то время законодательства Брянской области, которое не противоречило законодательству РФ. Указывая, что правоотношения по вопросу выплаты пенсии между ним и ответчиком возникли до 02.12.2015г., а закон, ухудшающий положение граждан обратной силы не имеет, полагал действия административного ответчика незаконными и просил суд обязать административного ответчика возобновить выплату пенсии в ранее установленном размере.
Определениями Советского районного суда г.Брянска суда от 11.04.2017 года производство по данному делу в порядке КАС РФ прекращено, иск принят судом к производству в порядке ГПК РФ.
В судебное заседание истец Фролов В.И. не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по доверенности Костромова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что выплата пенсии истцу была прекращена в связи с отменой Верховным Судом РФ Закона Брянской области от 28.12.2005 № 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области». В отсутствие правового регулирования порядка спорных выплат, оснований для их возобновления не имелось, в том числе, и с учетом разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в Определении от 19.10.2016 года № 83-АПГ 16-14. В настоящее время вступил в силу Закон Брянской области №12-З от 28.02.2017 года, в соответствии с которым с 01 апреля 2017 года истцу возобновлена выплата пенсии за выслугу лет в размере <...> и произведен перерасчет с 02.02.2015г. по 31.03.2017г. 20 апреля 2017 года денежные средства перечислены на счет получателя.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ с учетом мнения представителя ответчика дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация – в ведении субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу. Условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации на момент возникновения спорных правоотношений определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия назначения пенсии за выслугу лет, размер пенсии за выслугу лет, порядок и сроки назначения, выплаты, перерасчета, индексации и возобновления выплаты пенсии за выслугу лет устанавливаются нормативным правовым актом законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении пенсии за выслугу лет для лиц, замещавших должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Фролов В.И. замещал государственную должность Брянской области <данные изъяты>, период замещения которой в соответствии с распоряжением Губернатора Брянской области от <дата> №...-рк составил до 3-х лет, стаж государственной службы составил 35 лет.
Распоряжением Губернатора Брянской области от 13.01.2006г. №20-рк Фролов В.И. уволен с государственной гражданской службы Брянской области из аппарата администрации 13.01.2006г. по собственному желанию в связи с выходом на пенсию вследствие инвалидности.
В соответствии с Законом Брянской области от 28.12.2005 №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» Фролову В.И. была назначена пенсия как лицу, замещавшему государственную должность Брянской области, с 14.01.2006 года. Выплата пенсии производилась с 14.01.2006г. по 01.12.2015г. Размер пенсии истцу был определен в сумме <...> в месяц за счет средств областного бюджета, исходя из периода замещения государственной должности Брянской области до 3-х лет и стажа государственной службы 35 лет.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Письмом от 30.12.2015г. ответчик уведомил истца о том, что на основании определения Верховного Суда РФ от 02 декабря 2015 года №83-АПГ 15-15, ему прекращена выплата пенсии по выслуге лет со 2 декабря 2015 года.
Указом Президента РФ от 16.08.1995г. №854 (с последующими изменениями и дополнениями) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к пенсии иным лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации от трех до шести лет, устанавливается в размере 55 процентов, от шести до десяти лет - 75 процентов, от десяти до пятнадцати лет - 85 процентов, пятнадцать лет и более - 95 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к пенсии по старости (инвалидности). При определении размера ежемесячной доплаты к пенсии не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности I группы, а также суммы повышений фиксированной выплаты при назначении страховой пенсии по старости (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее, при восстановлении выплаты или назначении ее вновь после отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, названным в абзаце третьем настоящего пункта, месячное денежное вознаграждение определяется (по выбору этих лиц) по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно).
Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается по заявлению лица, претендующего на эту доплату, решением руководителя государственного органа, в котором такое лицо замещало государственную должность.
Выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, приостанавливается в период прохождения ими государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет, иные выплаты в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных гражданских служащих. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата им ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь в соответствии с настоящим Указом по их заявлению.
Пунктом 10 Указа органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.
На основании Указа Президента РФ от 16.08.1995г. №854, на территории Брянской области 28.12.2005 года был принят Закон Брянской области №102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», в соответствии с которым Фролову В.И. была назначена пенсия по выслуге лет в размере <...>
Решением Брянского областного суда от 11.09.2015 года было отказано в удовлетворении требований прокурора Брянской области о признании Закона Брянской области от 28.12.2005 № 102-З «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области» противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02 декабря 2015 года решение Брянского областного суда отменено, принято новое решение об удовлетворении заявления прокурора Брянской области в части признания Закона Брянской области не действующим с момента вступления решения суда в силу.
В связи с чем, выплата пенсии за выслугу лет по указанному основанию, с 02 декабря 2015 года истцу была прекращена.
В отсутствие правового регулирования порядка и оснований назначения и выплаты пенсии указанной категории граждан на территории Брянской области в спорный период, суд приходит к выводу, что прекращение выплаты пенсии истцу со 2 декабря 2015 года в ранее установленном размере являлось обоснованным. Иное толкование противоречит требованиям ст. 13 ГПК РФ.
Как установлено судом, Брянская областная Дума обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РФ с заявлением о разъяснении указанного апелляционного определения, мотивируя тем, что из его содержания не ясно, является ли признание региона дотационным единственным препятствием для правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности.
Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 19 октября 2016 № 83-АПГ16-14 заявление Брянской областной Думы о разъяснении апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 года, удовлетворено. Разъяснена мотивировочная часть определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 года по делу № 83-АПГ15-15, из содержания которого следует, что признание субъекта Российской Федерации дотационным не является единственным препятствием для правового регулирования пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Брянской области.
Судебная коллегия также обратила внимание на то обстоятельство, что признание Закона Брянской области недействующим с момента вступления в силу определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ, является препятствием его применения к правоотношениям, возникшим после 2 декабря 2015 года.
28 февраля 2017 года был принят Закон Брянской области № 12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области», который вступил в силу с 12 марта 2017 года.
Условия установления и порядок исчисления пенсии за выслугу лет установлены статьями 2-4 указанного Закона, в соответствии с которыми пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата (далее - пенсия), право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Законом, и которая предоставляется лицам, замещавшим государственные должности Брянской области (за исключением мировых судей), в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением полномочий по государственной должности Брянской области при достижении установленной настоящим Законом выслуги лет при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности) либо на пенсию, назначаемую в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу ст.4 указанного Закона, среднемесячный заработок рассчитывается путем деления заработка, полученного за полные 12 месяцев (далее - расчетный период), предшествующих дню прекращения полномочий по замещаемой государственной должности Брянской области, либо за последние полные 12 месяцев, предшествующих дню достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (инвалидности), либо на пенсию, назначаемую в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", на 12.
При расчете среднемесячного заработка для установления ежемесячной пенсии лицам, замещающим (замещавшим) государственные должности Брянской области, не учитываются выплаты материальной помощи, премии по результатам работы, выплаты денежных средств на санаторно-курортное лечение и отдых, выплаты за ученую степень, почетное звание Российской Федерации.
Максимальный размер пенсии лицам, замещавшим государственные должности Брянской области, не может превышать 0,5 величины денежного содержания по соответствующей государственной должности Брянской области, установленного в соответствии с законодательством Брянской области.
В соответствии с п.п. 2, 4 ст.10 Закона Брянской области № 12-З от 28.02.2017 года, действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие после 2 декабря 2015 года.
Лицам, которым на день вступления в силу настоящего Закона была назначена пенсия для лиц, замещавших государственные должности Брянской области, в соответствии с Законом Брянской области от 28 декабря 2005 года «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Брянской области», установленный размер указанной пенсии пересматривается и производится перерасчет в соответствии со статьями 2-4, 7 настоящего Закона.
Как следует из информации Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 21.04.2017г. №2952 и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, на момент рассмотрения дела в соответствии с п.3 ст.10 Закона Брянской области от 28.02.2017г. №12-З «О порядке установления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Брянской области» Фролову В.И. с 01.04.2017г. возобновлена выплата пенсии за выслугу лет в размере <...> и произведен перерасчет с 02.12.2015г. по 31.03.2017г. 20 апреля 2017 года денежные средства перечислены на счет получателя.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Фролова В.И. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о возобновлении выплаты пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд путем подачи жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2017 года.
Председательствующий Стольникова А.Г.