Дело № 2-322/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Колышлей 14 декабря 2017 года
Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.
при секретаре Новичковой Т.Т.
с участием истца Щербакова Е.М.,
представителя ответчика – администрации р.п. Колышлей Пензенской области Худоконенко Т.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Колышлей Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Щербакова Е.М. к администрации р.п. Колышлей Пензенской области о включении ? доли квартиры в состав наследственного имущества и признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Щербаков Е.М. обратился в суд с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что в соответствии с договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № ему и ФИО1 Колышлейская ДСФ передала квартиру, общей площадью - 40,8 кв.м., в том числе, жилой – 24,8 кв.м. по адресу: <адрес>. Он и ФИО1 владели указанной квартирой добросовестно, открыто и непрерывно, как своим собственным недвижимым имуществом, производили текущий ремонт, следили за техническим состоянием квартиры, оплачивали коммунальные и иные платежи. До ликвидации Колышлейской ДСФ они не успели обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации перехода права собственности на объект недвижимости и внесения соответствующих изменений в договор. В соответствии с техническим и кадастровым паспортом общая площадь квартиры составляет 43,6 кв.м., что противоречит данным об общей площади квартиры, указанным в договоре от ДД.ММ.ГГГГ. При этом он и ФИО1 никаких изменений в площади квартиры не производили. Доля квартиры на каждого члена семьи равна ?. Принадлежащая матери ? доля квартиры является наследственным имуществом. После смерти ФИО1 он проживает в указанной квартире, владеет и пользуется ею, как своей собственной. При обращении к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство ему было отказано, поскольку договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ не прошел регистрацию в УФСГКК по <адрес>. Поскольку организации – Колышлейская ДСФ, осуществившей сделку с недвижимым имуществом, не существует, ему пришлось обратиться в суд. Так как ФИО1 не составила завещание, принадлежащее ей имущество переходит к наследникам в порядке наследования по закону. Наследниками первой очереди являются он и родители умершей: Клименко А.В., Клименко Л.С., которые на наследство не претендуют. Просит включить в состав наследственной массы после смерти ФИО1 ? долю квартиры, общей площадью - 43,6 кв.м., по адресу: <адрес>; признать за ним право собственности на указанную квартиру.
Истец Щербаков Е.М. в судебном заседании свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, суду дополнительно пояснил, что ФИО1 – это его мать. В начале 90-х годов мать от ДПМК получила квартиру в <адрес>, в которой он и мать проживали. В 1998 году данную квартиру он и мать приватизировали в равных долях. Однако, право собственности на данную квартиру они своевременно не зарегистрировали. ДД.ММ.ГГГГ мать умерла. Когда он обратился к нотариусу, чтобы оформить наследство после смерти матери, ему в этом было отказано, поскольку договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ не был зарегистрирован в регистрационной службе, в связи с чем пришлось обращаться в суд. Площадь квартиры с момента её получения и до настоящего времени не менялась, ни переустройства, ни пристроев они не делали. Расхождения в площади квартиры по договору приватизации и техническому паспорту имеются потому, что на момент приватизации техническая инвентаризация квартиры не проводилась. При изготовлении технического паспорта площадь квартиры реально измерялась, поэтому достоверной будет площадь квартиры, указанная в техническом паспорте. До самой смерти мать проживала в указанной квартире, владела и пользовалась ею, принимала участие в ремонтах и благоустройстве, в оплате услуг и иных платежей, поэтому он считает, что 1\2 доля указанной квартиры является наследственным имуществом матери. После смерти матери он один проживает в указанной квартире, владеет и пользуется ею, поддерживает в надлежащем состоянии, делает текущий ремонт, оплачивает коммунальные платежи. Просит его исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации р.п. Колышлей Пензенской области Худоконенко Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании с исковыми требованиями Щербакова Е.М. согласилась, суду пояснила, что квартира по адресу: <адрес> 1998 году Колышлейской ДСФ была передана по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан Щербакову Е.М. и его матери ФИО1 в собственность в равных долях. Договор в регпалате зарегистрирован не был. В настоящее время Колышлейская ДСФ не существует. ФИО1 умерла в 2014 году, поэтому 1\2 доля указанной квартиры является её наследственным имуществом. Наследниками ФИО1 являются: сын - Щербаков Е.М. и родители – Клименко А.В., Клименко Л.С., которые отказались от наследства в пользу внука. Истец принял наследство после смерти матери. Также истцу на праве собственности принадлежит 1\2 доля данной квартиры. Щербаков Е.М. постоянно проживает в указанной квартире, владеет и пользуется ею, поддерживает в нормальном состоянии, оплачивает необходимые платежи, задолженности не имеет. Против удовлетворения исковых требований истца не возражает.
Третьи лица – Клименко А.В. и Клименко Л.С., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, в суд не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с исковыми требованиями истца согласны, не возражают против их удовлетворения.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области и третье лицо - нотариус Колышлейского района Пензенской области Мялькина Т.М., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представив заявления с просьбой рассмотреть данное дело без их участия, возражений по существу исковых требований не имеют.
Заслушав истца, представителя ответчика, учитывая мнение 3 лиц, изложенное в заявлениях в суд, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление Щербакова Е.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 6,7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется.
Из договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Колышлейская ДСФ передала в собственность ФИО1 и Щербакову Е.М. квартиру, состоящую из 2 комнат, общей площадью – 40,8 кв.м., в том числе, жилой – 24,8 кв.м., по адресу: <адрес>. Количество членов семьи – 2 человека (л.д. 14).
Согласно ст. ст. 244, 245 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
На основании указанных норм закона суд считает, что квартира по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ была передана ФИО1 и Щербакову Е.М. в равных долях.
В соответствии с техническим и кадастровым паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес> имеет общую площадь – 43,6 кв.м., жилую – 23,5 кв.м. (л.д. 15-18).
Как видно из представленных документов, имеется разница в площади квартиры, переданной истцам.
Согласно справке Колышлейского дополнительного офиса <адрес> отделения Средне-волжского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № в 1998 году техническая инвентаризация квартиры в <адрес>, не проводилась, пристроек и переоборудований не было. Считать действительной площадь – 43,6 кв.м., в том числе, жилую – 23,5 кв.м. (л.д. 19).
Исходя из изложенного, суд принимает уточнённый размер площади квартиры согласно данным указанных паспортов, поскольку при их изготовлении проводился реальный обмер указанной квартиры.
Из справки администрации р.п. Колышлей Пензенской области от 11.12. 2017 года № следует, что ФИО1 постоянно по день смерти – ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> со своим сыном – Щербаковым Е.М. (л.д. 66).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Следовательно, после заключения договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ свое право собственности на принадлежащую им квартиру ФИО1 и Щербаков Е.М. обязаны были зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Как установлено судом, своевременно они этого не сделали.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданном территориальным отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, не зарегистрировав права собственности на принадлежащую ей долю квартиры (л.д. 13).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 на момент смерти на праве собственности принадлежала 1/2 доля квартиры в <адрес>, общей площадью - 43,6 кв.м., в которой она на день смерти – ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала. Следовательно, 1/2 доля квартиры по указанному адресу является наследственным имуществом ФИО1
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Истец Щербаков Е.М. является сыном ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении I-ЖЕ №, выданным Колышлейским райотделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12), то есть, наследником первой очереди по закону.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Как следует из разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» (пункт 8), при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что, поскольку 1\2 доля вышеуказанной квартиры принадлежала на праве собственности умершей ФИО1, данное имущество является наследственным, истец Щербаков Е.М., проживая в данной квартире, фактически принял наследство после смерти матери, суд считает возможным признать за ним право собственности на 1\2 долю данной квартиры в порядке наследования.
Согласно справке администрации р.п. Колышлей от ДД.ММ.ГГГГ № Щербаков Е.М. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 20).
Судом установлено, что после приобретения в собственность по договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ? доли указанной квартиры Щербаков Е.М. проживает в данной квартире, поддерживает её в надлежащем состоянии, ремонтирует и благоустраивает, оплачивает все необходимые платежи, задолженности не имеет, то есть, владеет и пользуется данной квартирой, как своей собственной.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Щербакова Е.М. к администрации р.п. Колышлей Пензенской области о включении ? доли квартиры в состав наследственного имущества и признании права собственности на квартиру - удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1\2 долю квартиры, общей площадью – 43,6 кв.м., жилой – 23,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Признать за Щербаковым Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на квартиру, общей площадью – 43,6 кв.м., жилой – 23,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области.
Председательствующий судья С.Н. Елизарова Решение не вступило в законную силу