«10 марта 2017 года Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К. при секретаре Матвиевской В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Абдаловой Т. А. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о включении в наследственную массу, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Абдалова Т.А. обратилась с иском к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ г. Улан-Удэ) о включении жилого дома по адресу: <адрес> в наследственную массу и признании права собственности. Исковые требования мотивированы тем, что С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется свидетельство о смерти, выданное специализированным отделом по государственной регистрации смерти г. Улан-Удэ Управления ЗАГС Республики Бурятия от 29.12.2006 г., актовая запись №, после ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома, общей площадью 37,9 кв.м., жилой 25,7 кв.м. по адресу: <адрес>, который принадлежал С., что подтверждается регистрационным удостоверением, выданным Улан-Удэнским БТИ № от 30.10.1996 г.
Истец является наследником по закону: умершая С. являлась матерью заявителя.
Абдалова Т.А. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство к нотариусу, однако, ей было отказано в выдаче свидетельств о праве на наследство, т.к. не представлены правоустанавливающие документы на жилое помещение. Просит суд включить в наследственную массу жилой дом по вышеуказанному адресу и признать за ней право собственности на указанное имущество.
В судебном заседании Абдалова Т.А. и ее представитель Убонеева Т.Н. по ордеру, поддержали исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель КУИиЗ г. Улан-Удэ Абидуева Д.А. по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, предоставив письменный отзыв.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ г., С. умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти №.
Основания наследования установлены п.1 ст.1111, согласно которой наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Из справки о заключении брака С. ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с Абдаловым И.Б., после заключения брака заявителю присвоена фамилия Абдалова.
Из копии свидетельства о рождении серии № от 02.11.2016 г. видно, что заявитель родилась ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись №. В данном документе указано: отец – С., мать С.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Абдалова Т.А. в силу статьи 1142 ГК РФ является наследником по закону С.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как пояснила в судебном заседании Абдалова Т.А., она не может оформить свои наследственные права, поскольку в отношении спорного жилого дома по адресу <адрес>, поскольку регистрационное удостоверение № от 30.10.1996 г. наследодателем потеряно.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно выписки из реестровой книги АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от 11.01.2017 г. следует, что в книге реестров физических лиц за № содержится запись о регистрации права № от 30.10.1996 г. на жилой дом по адресу: <адрес>, где правообладателем указана С.
Первые упоминания о регистрационных удостоверениях, выдаваемых коммунальными службами, содержатся в Инструкциях Народного комиссариата коммунального хозяйства РСФСР 1942-1945 гг. Регистрационное удостоверение как "возобновительный документ" могло выдаваться только в определенных случаях "отсутствия правоустанавливающих документов". Основанием для его выдачи могли служить: акт приватизации, справка о балансовой стоимости объекта, свидетельство о регистрации юридического лица, решение соответствующего исполкома местного Совета, принятое с учетом заключения БТИ по итогам рассмотрения документов, "косвенно подтверждающих право".
В 1985 г. вступила в действие очередная Инструкция "О порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации", и форма регистрационного удостоверения стала единой и была утверждена в Приложении № к Инструкции (п. 4.7, п. 5.1, форма №). На основании регистрационного удостоверения, выдаваемого собственнику в единственном экземпляре, новой регистрации не производилось, то есть другое удостоверение не выдавалось.
Таким образом, единственным подтверждением регистрации права на вышеуказанный дом за С. являлось регистрационное удостоверение, выданное Улан-Удэнским БТИ, о чем в Книге реестров внесена запись №.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что, жилой дом, является объектом, подлежащим наследованию на общих основаниях и включению в наследственную массу.
При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что Абдалова Т.А. значится на регистрационном учете по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению также заявленные истцом требование о признании права собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу, поскольку в силу п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Абдаловой Т. А. удовлетворить.
Включить в наследственную массу, оставшуюся после смерти ДД.ММ.ГГГГ С. жилой дом, расположенный по адресу <адрес>.
Признать за Абдаловой Т. А. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 37,9 кв. м, в том числе, жилой площадью 25,7 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Номогоева З.К.