Решение по делу № 2-1188/2012 ~ М-708/2012 от 12.03.2012

Дело № 2-1188

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Голубченко В.М.

при секретаре Гвоздевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Белово

16 мая 2012 года

гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес> о предоставлении субвенции для приобретения жилого помещения, к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к <адрес>, Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Свои требования мотивирует тем, что он, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты> <данные изъяты> лишена родительских прав Беловским городским судом от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты>

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> поставлен на учет для предоставления жилья вне очереди, на ДД.ММ.ГГГГ год номер его очереди 36.

До настоящего времени жилое помещение ему предоставлено не было.

В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди, к данной категории относятся дети-сироты.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п.1ст.8 Федерального закона - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».

Согласно ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ, аналогичные нормы предусмотрены Федеральным законом № 48 -ФЗ, а также ст. 121 СК РФ, определяющими, что вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются законами субъектов РФ, Семейным кодексом, Гражданским кодексом. При этом исходя из положений Федерального закона - ФЗ органы местного самоуправления имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

В то же время расходы на предоставление жилья детям - сиротам частично финансируются за счет средств федерального бюджета. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Просит обязать ответчика <адрес>, Администрацию Беловского городского округа предоставить ему, ФИО1 жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах населенного пункта <адрес>, площадью не менее установленной нормы.

В процессе рассмотрения дела истцом ФИО1 уточнены исковые требования. Просит обязать <адрес> предоставить субвенцию для приобретения жилого помещения ФИО1. Обязать администрацию Беловского городского округа предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах населенного пункта <адрес>, площадью не менее установленной нормы по договору социального найма ФИО1.

Истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал и подтвердил обстоятельства на которых они основаны. Пояснил, что он является сиротой<данные изъяты> была лишена родительских прав, <данные изъяты>. <данные изъяты> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он поставлен на учет для предоставления жилья. В настоящее время проживает с тетей, жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.

Просит обязать администрацию <адрес> выделить субвенцию для приобретения жилого помещения ему, ФИО1, администрацию Беловского городского округа предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах населенного пункта <адрес>, площадью не менее <данные изъяты>.

Представитель ответчика администрации Беловского городского округа ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ уточненные исковые требования не признала и пояснила, что администрация города может предоставить жилое помещение ФИО8 только после получения целевой субвенции и в порядке очередности.

Предоставление жилого помещения без соблюдения внеочередного списка невозможно, так как будут нарушены права других сирот, которые встали на учет ранее ФИО8

В возражении на исковое заявление представитель администрации Беловского городского округа ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ указала, что обязанность администрации Беловского городского округа по предоставлению жилья наступает в момент финансирования из областного бюджета целевой программы по предоставлению жилых помещений детям сиротам. Предоставление жилья осуществляется в порядке очередности в списке внеочередного предоставления жилой площади. Считают, что Администрация Беловского городского округа ненадлежащий ответчик. Так как в случае удовлетворения исковых требований, решение суда будет невозможно исполнить, без финансирования. Надлежащий ответчик по иску – <адрес>.

Администрация города предоставит жилое помещение истцу только после получения целевой субвенции и в порядке очередности в соответствии с внеочередным списком нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предоставление жилого помещения без соблюдения внеочередного списка невозможно, так как будут нарушены права более трехсот граждан.

Просит в исковых требованиях ФИО8 к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения отказать в полном объеме.

Представитель ответчика <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В возражении на уточненное исковое заявление представитель <адрес> ФИО10, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ указала, что считают требования ФИО1 незаконными и необоснованными в части указания на то, что <адрес> обязана предоставить субвенцию для приобретения жилого помещения ФИО1, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы местного самоуправления были наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с передачей государственных полномочий органам местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органам местного самоуправления также передаются и финансовые средства для их реализации.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Администрация Беловского городского округа не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета.

Надлежащим ответчиком является администрация муниципального образования в силу закона обязана предоставить жилое помещение детям-сиротам.

Считают, что правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом и нуждающимся в жилых помещениях детьми-сиротами.

Из перечисленных норм не следует, что исполнительный орган государственной власти – <адрес> обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений.

Просит отказать в удовлетворении исковых требований к <адрес> в полном объеме

Представитель 3-го лица МКУ «Управление образования <адрес>» в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Рассмотреть дело в свое отсутствие не просили, о причине неявки не сообщили.

Суд, выслушав истца ФИО1, представителя ответчика администрации Беловского городского округа ФИО7, действующую на основании доверенности, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из ст. 2 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

На основании ст. 8 указанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Однако бюджетным законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам.

Согласно п. 9 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривает особенности принятия на учёт детей-сирот в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также устанавливает порядок предоставления им жилых помещений и расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Указанные нормативные документы определили, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам органами местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления первоначально приобретают помещения в муниципальную собственность, а потом предоставляют данные жилые помещения детям-сиротам по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании в отношении ФИО1 его мать, ФИО2 была лишена родительских прав, что подтверждается решением суда.

Распоряжением Администрации <адрес> от 25.041997 г. несовершеннолетнему ФИО1 был назначен опекун – ФИО4.

Согласно ч.2 ст. 145 СК РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Из свидетельства о рождении <данные изъяты> , выданного ДД.ММ.ГГГГ видно, что ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать указана ФИО2, в графе отец указан – ФИО3 (л.д.11).

Согласно решения Беловского городского суда от <данные изъяты> года ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1 ( л.д. 7).

Суд считает, что ФИО1 приобрел статус ребенка-сироты, следовательно, как сирота имеет право на внеочередное получение жилья.

Из свидетельств о <данные изъяты> усматривается, что ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 12).

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что распоряжением Администрации города от ДД.ММ.ГГГГ -р поставлен на учет для улучшения жилищных условий во внеочередной список предоставления жилой площади ФИО1 (л.д. 6).

В соответствии с данными <данные изъяты> <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и списка очередности по предоставлению жилой площади, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в <данные изъяты> в качестве нуждающегося в жилом помещении, номер очереди на ДД.ММ.ГГГГ – 36 (л.д.9-10).

Судом установлено, что ФИО1 временно проживает по адресу: <адрес>, другого жилого помещения не имеет. Администрацией Беловского городского округа жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не предоставлено.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования «<адрес>» (минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в зависимости от достигнутого в муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма) в размере: 13 квадратных метров общей площади на 1 человека на семью из двух человек и <данные изъяты> метра общей площади на одиноко проживающего гражданина.

Полномочия органов государственной власти по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями были переданы органам местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечена родителей».

Согласно п.9 ч.1 ст.2 названного закона органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Суд считает, что требования истца обязать <адрес> выделить субвенцию для приобретение жилого помещения ФИО1 являются необоснованными, поскольку законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам.

Обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления - администрацию Беловского городского округа.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан.

Суд не может согласиться с доводами ответчика в той части, что надлежащим ответчиком по делу является администрация <адрес>.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес> в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Денежные средства предусматриваются в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета.

В соответствии со ст. 35 БК РФ бюджеты формируются на основании принципа общего покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляются на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета.

Субвенция предоставляется органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий.

    Следовательно, обязанность по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления, т.е. администрацию Беловского городского округа.

    Доводы представителя ответчика о том, что администрация <адрес> не перечисляет в полной мере денежные средства на выполнение обязанности по предоставлению жилья, по мнению суда не имеют существенного значения при разрешении данного иска, т.к. взаимоотношения двух субъектов бюджетных правоотношений (Администрации Беловского городского округа и <адрес>) не являются предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу.

Доводы представителя ответчика Администрации Беловского городского округа о том, что предоставление ФИО1 жилого помещения в судебном порядке нарушит права других лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, поставленных на учет ранее истца, суд не принимает, как не основанные на законе, по следующим основаниям.

Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, указанный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищённых граждан.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ст.57 ЖК РФ, из которой следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Суд считает, что администрация Беловского городского округа являясь органом местного самоуправления и наделенная полномочием по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана предоставить ФИО1 жилое помещение вне очереди.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и обязать ответчика- Администрацию Беловского городского округа предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение не менее <данные изъяты> иске к <адрес> о выделении субвенции для приобретения жилого помещения ФИО1, отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.05.2012 ░░░░.

░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░░

2-1188/2012 ~ М-708/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Наумов Евгений Валерьевич
Ответчики
Администрация Кемеровской области
Администрация Беловского городского округа
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Голубченко В.М.
Дело на сайте суда
belovskygor--kmr.sudrf.ru
12.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.03.2012Передача материалов судье
16.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2012Судебное заседание
16.05.2012Судебное заседание
22.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее