Дело № 2- 2442/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Федеральный суд Центрального района г. Кемерово
в составе председательствующего Гапанцовой А.А.
при секретаре Евдокимовой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Кемерово
01 июля 2010г.
гражданское дело по заявлению Плиткиной В.И. об оспаривании действий должностных лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
Плиткина В.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц. Просит обязать руководство Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области дать полный письменный ответ по существу ее жалобы, взыскать с ответчика судебные расходы.
Свои требования мотивирует тем, что заявитель неоднократно обращалась с письменной жалобой на имя Губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г. Ей присылались письменные уведомления о том,, что ее обращение передано на рассмотрение в Департамент охраны здоровья населения его руководителю, и что о результатах рассмотрения обращения ей дадут ответ. До сих пор ответа по существу жалобы она не получила. В апреле 2009 года она впервые написала жалобу о неоказании ей качественной медицинской помощи врачами Юргинской районной больницы, областной больницы и врачом кардиоцентра. Находясь уже в тяжелом состоянии, с врожденным пороком сердца (дефект межпредсердной перегородки -2.7 см.), с быстрорастущей миомой 28 недель и кистой она была вынуждена обратиться за помощью к врачам г.Новосибирска. Заведующая отделением гинекологии областной больницы ЛИЦО_5 назначила заявительнице операцию на июнь месяц. Заявительница считает, что данный врач не мог не понимать, что с такой быстрорастущей миомой и патологией сердца тяжело и рискованно ждать операцию 5 месяцев. Заявительница в этот период с трудом ходила по дому. Ее сын договорился с лучшими врачом хирургом-гинекологом г.Новосибирска и срочно отвез заявительницу на операцию. В начале мая, по приезду домой после операции, ей передали из Департамента охраны здоровья населения от 28 апреля 2009 года приглашение на консультацию к областному терапевту. Затем 04 июня 2009 года пришла циничная издевательская отписка от руководства Департамента охраны здоровья населения вместо четкого полного ответа по жалобе заявительницы. Кроме то, заявительницу обвинили в том, что она сама по собственному желанию провела операцию в городе Новосибирске. После этого 29 июля 2009 года она поехала в г.Кемерово на прием к заместителю губернатора области ЛИЦО_6 передала ему жалобу и к ней приложила все копии подтверждающих документов. ЛИЦО_6 дал указание заместителю начальника Департамента охраны здоровья населения ЛИЦО_7 разобраться по существу данной жалобы, которая также находилась на этом же приеме у ЛИЦО_6 28 августа 2009 года ЛИЦО_7 дала письменный ответ, в котором говорилось, что приказом Департамента здравоохранения создана экспертная комиссия в составе областных главных и ведущих специалистов, что рассмотрение моего обращения пока задерживается, что в результате ей предоставят в письменном ответе. Благодаря ЛИЦО_6 на операцию для заявительницы на сердце была срочно выделена квота и 21 августа ее прооперировали в Новосибирском научно-исследовательском институте патологии кровообращения имени академика ЛИЦО_8. После операции на сердце, заявительница снова обратилась в областную администрацию, так не получила ответа на свое обращение от 29 июля 2009 года, переданное на личном приеме заместителю Губернатора ЛИЦО_6 Заявительнице пришло письмо от заместителя начальника Департамента здравоохранения ЛИЦО_7 от 16 октября 2009 года с рекомендацией о наблюдении у кардиолога г.Юрги пояснив, что вопрос об этом наблюдении согласован с управлением здравоохранения г.Юрги. Кардиолог городской поликлиники ЛИЦО_9 не стала принимать заявительницу: сказав, что обслуживает жителей г.Юрги, и что с ней о заявительнице никто не разговаривал. Плиткина В.И. считает, что ЛИЦО_7 решила над ней поиздеваться.
Руководство Департамента охраны здоровья населения не дают полного, четкого ответа по существу жалобы Плиткиной В.И., так не разбирались в ней, на подтверждающие факты и доказательства не обращали внимания.
16 декабря 2009 года Плиткина В.И. в очередной раз написала жалобу на имя Губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г. Снова указала факты неоказания ей качественной медицинской помощи врачами. Попросила дать письменный ответ. Прошло три месяца, полного и четкого письменного ответа по своей жалобе Плиткина В.И. не получила.
Просит обязать руководство Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области дать полный, четкий письменный ответ по существу жалобы заявительницы. А так же просит взыскать судебные расходы с ответчика.
В ходе судебного разбирательства Плиткиной В.И. неоднократно уточнялись ранее заявленные требования, просит признать бездействия Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области по непредставлению письменного ответа на жалобу Плиткиной В.И. от 16.12.2009 года (зарегистр. 17.12.2009 года за ###) по существу вопросов и по непринятию необходимых мер по результатам рассмотрения жалобы Плиткиной В.И. незаконными. Обязать Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области для устранения допущенного нарушения закона, во исполнение п.1 ст.5.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 г ### (ред. От 27.12.2009 года г.) осуществить контроль качества оказания медицинской помощи Плиткиной В.И. в Муниципальном учреждении здравоохранения «Юргинская центральная районная больница» и в государственном учреждении здравоохранения «Кемеровская областная клиническая больница» в кардиоцентре. Обязать Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, для устранения допущенного нарушения закона предоставить Плиткиной В.И. ответ на жалобу от 16.12.2009 года (зарегитр. 17.12.2009 года за ###) по существу вопросов поставленных в жалобе, а также принять необходимые меры по фактам некачественного оказания медицинской помощи Плиткиной В.И. изложенным в жалобе (создать экспертную комиссию, исследовать медицинскую документацию Плиткиной В.И. на предмет качества и объема предоставленных медицинских услуг, предоставить копию заключения экспертной комиссии Плиткиной В.И.). Просит взыскать судебные расходы с ответчика.
Заявитель Плиткина В.И. на требованиях настаивала.
Представитель Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области Шикин Г.М., действующий на основании доверенности, требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению так как контроль качества медицинской помощи в соответствии с законом принадлежит управлению лицензирования медико – фармацевтических видов деятельности КО. Ответы на жалобы Плиткиной В.И. были даны в установленные законом сроки.
Заслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования Плиткиной В.И. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что Плиткина В.И. неоднократно обращалась с жалобами на имя Губернатора Кемеровской области на действия врачей и руководства Департамента охраны здоровья населения по вопросу оперативного лечения.
Согласно ответу 28.04.2009г. (л.д.11) за подписью заместителя начальника Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области ЛИЦО_11 обращение Плиткиной В.И., поступившее на имя Губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г., по вопросу оперативного лечения рассмотрено специалистами департамента охраны здоровья населения, предложено приехать на консультацию к областному терапевту области с имеющимися заключениями специалистов и данными обследования.
04.06.2009г. Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области рассмотрено обращение Плиткиной В.И. по вопросу качества оказания медицинской помощи, поступившее на имя Губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г., в результате проведенной проверки нарушений со стороны врачей Юргинской центральной районной больницы и ГУЗ «КОКБ» не выявлено, ЦРБ Юргинского района представлены в департамент документы для оказания Плиткиной В.И. высокотехнологичной кардиохирургической помощи, на 3 квартал 2009г. запланировано оперативное лечение по федеральной квоте в НИИ ПК им ЛИЦО_8 (г.Новосибирск).
29.07.2009г. Плиткина В.И. обратилась с жалобой на действие врачей и руководства Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области (л.д.14-18).
По поводу данного обращения 28.08.2009г. Плиткиной В.И. также был дан ответ (л.д.21), в котором указано, что для рассмотрения обращения Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области создана экспертная комиссия в составе областных главных и ведущих специалистов (приказ о создании комиссии от 04.08.2009г. ### л.д.41).
Согласно ответу Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 28.09.2009г. (л.д.42) комиссия проанализировала мед. документы, установила, что участковым врачом-терапевтом ЛИЦО_12 не в полном объеме был проведен осмотр и назначено обследование в связи с чем ей вынесено предупреждение (впоследствии 01.02.2010г. врач ЛИЦО_12 уволилась с занимаемой должности), замечаний по решению вопроса о направлении Плиткиной В.И. на лечение в ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. академика ЛИЦО_8» не выявлено.
Согласно ответу Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 16.10.2009г. (л.д.45) на очередное обращение Плиткиной В.И. по вопросу дальнейшего лечения и наблюдения у кардиолога ей предложено наблюдение у кардиолога ЛИЦО_9 на базе поликлиники №1 МУЗ ГБ №1 г.Юрги.
09.11.2009г. в адрес Плиткиной В.И. направлено письмо, в котором сообщалось, что повторное обращение по вопросу наблюдения у кардиолога рассмотрено департаментом совместно со специалистами Юргинской ЦРБ в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
16.12.2009г. Плиткина В.И. вновь обратилась на имя Губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г. с жалобой на действия должностных лиц МУЗ «Юргинская центральная районная больница имени заслуженного предпринимателя Российской Федерации Натальи Афанасьевны Ермаковой», департамента охраны здоровья населения Кемеровской области. По поручению управления по работе с обращениями граждан Администрации Кемеровской области обращение (получено департаментом 18.12.2009г.) было рассмотрено специалистами департамента (л.д.8-10).
Обращение Плиткиной В.И. на имя Губернатора Кемеровской области по поручению Администрации Кемеровской области повторно рассмотрено специалистами департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.
В ответе указано, что вопрос наблюдения у кардиолога согласован с Управлением здравоохранения г.Юрги, предложено наблюдение у кардиолога ЛИЦО_9, рассмотрен вопрос обоснованности взимания с Плиткиной В.И. денежных средств за оказанную мед. помощь в областной консультативной поликлинике и установлено, что с целью уточнения диагноза врачом-кардиологом было рекомендовано в плановом порядке пройти дообследование, отчего Плиткина В.И. отказалась и по собственному желанию на платной основе прошла дообследование вне основной очереди в день обращения, по результатам комиссионного рассмотрения Плиткиной В.И. дан письменный ответ.
Ответ Плиткиной В.И. был дан 16.01.2010 г. (копия направлена в управление по работе с обращениями граждан Администрации Кемеровской области). 05.02.2010 г. был направлен дополнительный ответ.
Таким образом, ответ Плиткиной В.И. дан в пределах срока,
установленного статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Кроме того, в соответствии с п.2.3.1 Административного регламента исполнения государственной функции «Рассмотрение обращений граждан в исполнительных органов государственной власти Кемеровской области», утв. Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области №365 от 26.12.2007г., обращение не рассматривается по существу поставленных в нем вопросов в случае, если в письменном обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались ответы по существу с ранее направленными обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, а также при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения были адресованы в один и тот же исполнительный орган государственной власти Кемеровской области или одному и тому же должностному лицу.
Таким образом, у Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области при повторных обращениях Плиткиной В.И. по тому же вопросу не возникло обязательств по рассмотрению по существу обращения и создании экспертной комиссии, поскольку ранее уже рассматривались аналогичные обращения
Плиткиной И.В. и создавалась комиссия для исследования мед. документов, по результатам которой Плиткиной И.В. был дан письменный ответ.
Согласно статье 5.1. Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 к полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по осуществлению контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий»
постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от
11.10.2007 № 288 создан исполнительный орган государственной власти
Кемеровской области специальной компетенции управление лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19.11.2007 № 322 (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.04.2010 № 148) утверждено Положение об управлении лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области.
Согласно указанному положению в сфере контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения управление: устанавливает соответствие условий осуществления процесса оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях и предоставления лекарственной помощи аптечными организациями Кемеровской области государственным и региональным требованиям и нормативам; осуществляет анализ состояния качества медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях; в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством разрабатывает документы и методические рекомендации по вопросам лицензирования; организует информационно-справочное обеспечение,
консультационное обслуживание заинтересованных лиц по вопросам, отнесенным к компетенции управления; осуществляет сбор, обработку, хранение, анализ и распространение информационных и статистических материалов по вопросам лицензирования, состояния качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях, лекарственной помощи в аптечных организациях Кемеровской области; создает информационную базу управления качеством оказания медицинской помощи, разрабатывает методы его оценки.
Таким образом, полномочия осуществлять контроль качества оказания медицинской помощи в соответствии с законом принадлежат управлению лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области.
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, согласно со статье 5 Закона Кемеровской области от 17.02.2004 № 7-ОЗ «О здравоохранении», лишь участвует в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кемеровской области, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Плиткиной В.И. о признании бездействия Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области по непредставлению письменного ответа на жалобу Плиткиной В.И. от 16.12.2009 года (зарегистр. 17.12.2009 года за ###) по существу вопросов и по непринятию необходимых мер по результатам рассмотрения жалобы Плиткиной В.И. незаконными, обязании Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области для устранения допущенного нарушения закона, во исполнение п.1 ст.5.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 г №5487-1 (ред. От 27.12.2009 года г.) осуществить контроль качества оказания медицинской помощи Плиткиной В.И. в Муниципальном учреждении здравоохранения «Юргинская центральная районная больница» и в государственном учреждении здравоохранения «Кемеровская областная клиническая больница» в кардиоцентре, а также обязании предоставить Плиткиной В.И. ответ на жалобу от 16.12.2009 года (зарегистр. 17.12.2009 года за ###) по существу вопросов поставленных в жалобе, принять необходимые меры по фактам некачественного оказания медицинской помощи Плиткиной В.И. изложенным в жалобе (создать экспертную комиссию, исследовать медицинскую документацию Плиткиной В.И. на предмет качества и объема предоставленных медицинских услуг, предоставить копию заключения экспертной комиссии Плиткиной В.И.) являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Плиткиной В.И. также заявлены требования о взыскании судебных расходов.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку Плиткиной В.И. отказано в удовлетворении основных требований суд считает необходимым требования о взыскании судебных расходов также оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Плиткиной В.И. о признании бездействия Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области по непредставлению письменного ответа на жалобу Плиткиной В.И. от 16.12.2009 года (зарегистр. 17.12.2009 года за ###) по существу вопросов и по непринятию необходимых мер по результатам рассмотрения жалобы Плиткиной В.И. незаконными;
Обязании Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области для устранения допущенного нарушения закона, во исполнение п.1 ст.5.1. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 г №5487-1 (ред. От 27.12.2009 года г.) осуществить контроль качества оказания медицинской помощи Плиткиной В.И. в Муниципальном учреждении здравоохранения «Юргинская центральная районная больница» и в государственном учреждении здравоохранения «Кемеровская областная клиническая больница» в кардиоцентре;
Обязании Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области, для устранения допущенного нарушения закона о предоставлении Плиткиной В.И. ответа на жалобу от 16.12.2009 года (зарегистр. 17.12.2009 года за ###) по существу вопросов поставленных в жалобе, а также принять необходимые меры по фактам некачественного оказания медицинской помощи Плиткиной В.И. изложенным в жалобе (создать экспертную комиссию, исследовать медицинскую документацию Плиткиной В.И. на предмет качества и объема предоставленных медицинских услуг, предоставлении копии заключения экспертной комиссии Плиткиной В.И.), а также взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Кемеровский областной суд с момента изготовления судом полного текста решения.
Судья А.А. Гапанцова
Полный текст решения изготовлен 14.07.2010 года