Дело № 2-58/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2017г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Аксютенко А.Н.,
при секретаре Козловой Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Арендарчука ИВ к ПАО «Красноярскэнергосбыт» Канскому межрайонному отделению, АО «КРАСЭКО», ПАО «РУСГИДРО»-«Красноярскэнергосбыт» о признании акта допуска прибора учета №3654 от 20.11.2015г. недействительным, возложении обязанности произвести перерасчет с учетом показаний прибора учета СО-505 №581047 и признании действий по установке прибора учета SM101 №1013000849 незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Арендарчук И.В. обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав свои требования тем, что он проживает по адресу: <адрес>. В 2007г. в доме был установлен прибор учета потребления электроэнергии СО-505 №581047, который был допущен к эксплуатации, был опломбирован. На протяжении семи лет ПАО «Красноярскэнергосбыт» неоднократно проводили проверки правильности показания прибора учета СО-505 №581047 и принимали оплату за потребленную электроэнергию по показаниям данного прибора учета. 06.10.2015г. он получил квитанцию об оплате потребленной электроэнергии по прибору учета SM101 №1013000849. Им была направлена претензия, в ответ на которую ответчик пояснил, что прибор учета SM101 №1013000849 установлен на фасаде его дома компанией ПАО «РУСГИДРО»-«Красноярскэнергосбыт», о чем свидетельствует акт допуска прибора учета №3654 от 20.11.2015г. В дальнейшем ответчиком по его ходатайству была проведена проверка правильности показаний по прибору учета СО-505 №581047, было установлено, что спорный прибор учета соответствует всем требованиям, установлен без нарушений правил установки приборов учета, все пломбы в сохранности и не имеют повреждений. Однако ответчик продолжает начислять оплату за потребленную электроэнергию по прибору учета SM101 №1013000849. С учетом последующих уточнений просит признать акт допуска прибора учета №3654 от 20.11.2015г. недействительным, обязать ПАО «РУСГИДРО»-«Красноярскэнергосбыт» произвести перерасчет с учетом показаний прибора учета СО-505 №581047 и признать действия ПАО «РУСГИДРО»-«Красноярскэнергосбыт» по установке прибора учета SM101 №1013000849 незаконными.
В судебном заседании Арендарчук И.В. требования поддержал, пояснив, что акт не подписывал, с показаниями счетчика не согласен.
Привлеченная в качестве третьего лица на стороне истца Арендарчук Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчиков ПАО «Красноярскэнергосбыт» Канского межрайонного отделения и ПАО «РУСГИДРО»-«Красноярскэнергосбыт» Сухарев С.Н. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагая, что права истца не нарушены.
Представитель ответчика АО «КРАСЭКО» Балабанова И.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в сое отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что требования Арендарчука И.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 указанного закона с 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частями 9,12 данной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеющих непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациям фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранения такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пункт 2 ст.539 ГК РФ устанавливает, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Статьей 540 ГК РФ регламентировано, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК РФ.
Ст. 544 ГК РФ устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного потребления электроэнергии регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» от 4 мая 2012 года №442.
Согласно п.136 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета
Согласно п.144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Согласно п. 145 Основных положений под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В силу требований п.150 Основных положений, в целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно п. 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; лица, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие; характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц.
Согласно п. 156 Основных положений если приборы учета, соответствующие требованиям пункта 137 настоящего документа, расположены по обе стороны границы балансовой принадлежности смежных субъектов розничного рынка, то выбор расчетного прибора учета осуществляется исходя из одного из следующих критериев (в порядке убывания приоритета): в качестве расчетного принимается прибор учета, в том числе входящий в измерительный комплекс, обеспечивающий проведение измерений с минимальной величиной потерь электрической энергии от места его установки до точки поставки (при номинальных токах и напряжениях). Величина потерь электрической энергии определяется в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче.
Как установлено в судебном заседании, истец Арендарчук И.В. проживает по адресу: <адрес>. В 2007г. в его доме был установлен прибор учета электрической энергии СО-505 № 581047, класс точности 2, межпроверочный интервал 16 лет. Согласно финансово-лицевому счету № 112011032710 задолженность за потребленную электроэнергию Арендарчук И.В. за период с 23.09.2014г. по 07.12.2016г. составила 25024,88 руб.
Из акта приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета потребителей № 3654 от 20.11.2015г. следует, что 20.11.2015г. работниками АО «Красноярская региональная энергетическая компания» произведена замена прибора учета электроэнергии. Был принят к коммерческому учету счетчик типа SM 101 №1013000849, класс точности 1, год проверки счетчика апрель 2014г., был снят с коммерческого учета счетчик СО-505 №581047, класс точности 2, установленный в жилом доме.
Из объяснений истца Арендарчука И.В. следует, что он производил оплату за потребленную электроэнергию в соответствии с показаниями прибора учета, установленного в жилом доме по месту своего жительства. Об установке прибора учета на опоре возле жилого дома истца никто не уведомлял. Он не принимал участия в приемке прибора учета электроэнергии – коммерческого счетчика типа SM 101 №1013000849, акт № 3654 от 20.11.2015г. он не подписывал, подпись в акте поддельная. С показаниями прибора учета его никто не знакомил. Вместе с тем, к пояснениям истца в части не уведомления его о времени установки прибора учета, неосведомленности о показаниях прибора учета, указанных в акте, суд относится критически, поскольку они опровергнуты исследованными в судебном заседании доказательствами, показаниями свидетелей.
Так, допрошенная свидетель Семенюк С.В. в судебном заседании пояснила, что работает контролером в АО «КрасЭко». Она принимала выносной прибор учета электроэнергии, установленный истцу. Арендарчук И.В. находился дома и подписал акт приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета типа SM 101 №1013000849 от 20.11.2015 г., показания внутридомового прибора учета записаны со слов истца, исправления в акте вызваны тем, что истец во время составления акта сообщал разные показания.
Истцом Арендарчуком И.В. было заявлено ходатайство о проведении судебной почерковедческой экспертизы на том основании, что подпись в акте приемки в эксплуатацию прибора коммерческого учета №3654 выполненная от его имени поддельная.
С учетом мнения сторон, была назначена судебная почерковедческая экспертиза в Красноярской лаборатории судебных экспертиз, с возложением на руководителя данного экспертного учреждения обязанности по определению конкретного эксперта и состава экспертной комиссии с правом привлечь для производства настоящей экспертизы специалистов, не состоящих в штате учреждения.
Заключением эксперта №26/01-2(17) от 28.02.2017 г. установлено, что подпись от имени Арендарчука И.В., расположенная в акте №3654 от 20.11.2015г. приемки в эксплуатацию прибора коммерческого учета потребителей (граждан) в строке «представитель потребителя», - выполнена, вероятно, Арендарчуком И.В., о чем свидетельствует ряд выявленных устойчивых совпадающих признаков: степенью выработанности, формы движения, размера, наклона, направления движения. Решить вопрос в категорической форме не представилось возможным, по причине краткости исследуемого графического материала содержащегося в подписи, обусловленного простотой конструкции подписи.
Исследованное в судебном заседании указанное заключение эксперта №26/01-2(17) каких-либо противоречий не содержит, сторонами доказательств ошибочности выводов экспертов суду не представлено. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, имеет необходимую квалификацию и значительный стаж работы, оснований не доверять эксперту не имеется. Поставленные на разрешение эксперта вопросы обсуждены в судебном заседании, экспертное учреждение определено с учетом мнения сторон. Поскольку сомневаться компетенции эксперта, полноте исследования и правильности сделанных выводов не имеется, суд принимает данное заключение, как достоверное.
Поскольку достоверно установлено, что акт №3654 от 20.11.2015г. приемки в эксплуатацию прибора коммерческого учета потребителей (граждан) подписан истцом Арендарчуком И.В., что также подтверждается и показаниями свидетеля Семенюк С.В. в судебном заседании, исходя из которых следует, что 20.11.2015г. она принимала у Арендарчука И.В. выносной прибор учета электроэнергии. Арендарчук находился дома и подписал акт приемки в эксплуатацию приборов коммерческого учета типа SM 101 №1013000849 от 20.11.2015г., процедура допуска к эксплуатации выносного прибора учета электроэнергии SM 101 №1013000849 была соблюдена, выносной прибор учета электроэнергии установлен на границе балансовой принадлежности, а именно в соответствии с требованиями пункта 144 Основных положений №442, то в удовлетворении требований истца о признании акта допуска прибора учета №3654 от 20.11.2015г. недействительным, признании действий по установке прибора учета SM101 №1013000849 незаконными следует отказать.
Требования истца о возложении обязанности произвести перерасчет с учетом показаний прибора учета СО-505 №581047 суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего. По итогу проведения проверки АО «КРАСЭКО» 12.12.2016г. совместно с представителем ПАО «Красноярскэнергосбыт» установлен факт отсутствия пломбы на клеммной крышке прибора учета СО-505 №581047, что является основанием сомневаться в правильности учитываемого этим прибором количества потребленной электрической энергии, и электроэнергии, потребленной фактически. Кроме того, второй класс точности прибора учета, установленного в жилом доме Арендарчука И.В. ниже, чем класс точности выносного прибора учета SM-101 № 1013000849, имеющего первый класс точности. Следовательно, прибор учета СО-5 №581047 не может являться не только расчетным, но и контрольным. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки АО «КРАСЭКО» №869 от 12.12.2016г. и актом проверки показаний прибора учета потребителя ПАО «Красноярскэнергосбыт» №134 от 12.12.2016г. и не оспариваются истцом. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Арендарчука ИВ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательном виде.
Судья А.Н. Аксютенко
<данные изъяты>