Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 4 июля 2022 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Кремневой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Аверяскиной Е.А.,
с участием административного истца Голышева А.О.
представителя административного ответчика Сергеевой Е.С.,
представителя заинтересованного лица П. Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи административное дело №а-1449/2022 по административному иску Голышева А. О. к ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконными действия,
у с т а н о в и л:
Административный истец Голышев А.О. обратился в суд с административным иском к ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконными действия.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что приговором Промышленного районного суда <адрес> от <дата> осужден по ч.4 ст. 228.1, ч.3 ст.30 УК РФ к наказанию в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с <дата> отбывает наказание в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> в связи с наличием заболевания «Инфильтративный туберкулез левого легкого. ВИЧ-инфекция стадия вторичных заболеваний IVA фаза прогрессирования на АРВТ».
<дата> постановлением начальника ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> на Голышева А.О. было наложено взыскание в виде выдворения в штрафной изолятор сроком на 7 суток.
Данные взыскание и постановление административный истец считает незаконными, нарушающими его право на охрану здоровья, свободу от бесчеловечного и унижающего достоинство обращения без учета тяжелого состояния здоровья, полагает, что такая дисциплинарная мера не должна применяться при наличии таких тяжелых заболеваний. Наложенное взыскание несоразмерно тяжести проступка, не учитывает состояние здоровья осужденного, который тяжело болен и находится на стационарном лечении. Нахождение в штрафном изоляторе приводит к ухудшению состояния здоровья Голышева А.О., получаемое лечение является неполным.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит суд признать решения администрации ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> от <дата> о применении в административному истцу взыскания в виде выдворения в штрафной изолятор незаконным, нарушающим его право на свободу от бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращение.
В судебном заседании административный истец Голышев А.О. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, указывал на состояние своего здоровья, полагая, что на момент его выдворения в ШИЗО состояние его здоровья не позволяло применять у нему такую меру взыскания, поскольку у него была высокая температура, лихорадка. При этом Голышев А.О. не оспаривал, что в период его пребывания в ШИЗО ему продолжали делать необходимые процедуры, по состоянию здоровья досрочно из ШИЗО он не был выведен.
Представитель административного ответчика ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> Сергеева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН Р. П. Е.В., в судебном заседании не согласился с административным иском, указав, что оснований ставить под сомнение заключение лечащего врача о возможности выдворения Голышева А.О. в ШИЗО не имеется, по клиническому состоянию здоровья Голышев А.О. мог содержаться в ШИЗО, оснований для не назначения и неисполнения наказания в виде выдворения в штрафной изолятор осужденного не имелось. При нахождении в штрафном изоляторе осужденные получают назначенное лечение в полном объеме, ухудшение состояния здоровья является основанием для вывода их из изолятора.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы административного дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (п.2 ст.62, п.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что Голышев А.О. осужден приговором Промышленного районного суда <адрес> от <дата> осужден по чч.3 ст.30, п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима, с <дата> отбывает наказание в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> для обследования и лечения заболевания туберкулеза.
<дата> Голышев А.О. ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от <дата> №.
<дата> рапортом инспектора ОВРО капитана внутренней службы Литовченко Н.С. доложено, что <дата> в 08.47 часов при проведении обхода сотрудником администрации туберкулезно-легочного отделения № палаты № осужденный Голышев А.О. не приветствовал сотрудника «вставанием», находился на спальном месте, на замечания не реагировал, чем нарушил п. 18 гл.4 ПВРИУ. Актом № от <дата> зафиксировано допущенное Голышевым А.О. нарушение ПВР ИУ гл.4 п. 18. Согласно акту от <дата> Голышев А.О. отказался от предоставления письменных пояснений, устно с фактом нарушение не согласился, вину не признал. По итогам проведенной проверки, с учетом беседы воспитательного характера, представленных материалов, установлено, что <дата> в 08.47 при проведении обхода сотрудником администрации туберкулезно-легочного отделения № палаты № осужденный Голышев А.О. не приветствовал сотрудника «вставанием», находился на спальном месте, на замечания не реагировал, о чем составлен рапорт <дата>. Указанные документы зарегистрированы в журналах учета рапортов и актов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес>.
Выявленное нарушение было вынесено на обсуждение заседания дисциплинарной комиссии администрации <дата>, по итогам которой постановлением начальника исправительного учреждения Губанова Ю.В. принято постановление от <дата> осужденного Голышева А.О. за нарушение установленного порядка отбывания наказания выдворить в штрафной изолятор на 7 суток. Постановление Голышеву А.О. объявлено <дата>, от подписи осужденный отказался.
Административный истец, не согласившись с указанным решением, в обратился в суд с настоящим административным иском об оспаривании действий ответчика, выразившееся в принятии постановления от <дата>.
Согласно части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6 статьи 11).
В соответствии со статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор; дисциплинарный штраф; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор (далее - ШИЗО) на срок до 15 суток; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев; перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до одного года; перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев.
В соответствии с частью 3 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
В соответствии с пунктом 16 Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны исполнять требования законов Российской Федерации и Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы.
Как следует из содержания пункта 17 Правил внутреннего распорядка осужденным запрещается употреблять нецензурные и жаргонные слова, давать, присваивать и использовать в речи клички в отношении людей (абзац 25).
При этом согласно части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы подлежат учету обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт.
Оценивая обстоятельства оспариваемых нарушений судом установлено, что осужденный Голышев А.О. допустил <дата> нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, а именно не приветствовал сотрудника «вставанием», находился на спальном месте, на замечания не реагировал.
Таким образом, руководствуясь приведенными выше нормами, достоверно установив, что осужденный Голышев А.О. допустил нарушения Правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, выразившиеся в не приветствовании сотрудника «вставанием», нахождением на спальном месте, с учетом его поведения, предшествующего принятию оспариваемых решений в виде наличия действующих взысканий, в том числе за аналогичное правонарушение в виде выдворения в штрафной изолятор, отсутствия медицинских противопоказаний нахождения в штрафном изоляторе, администрацией исправительного учреждения обоснованно применены меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор. Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности в каждом случае соблюдена.
При определении меры взыскания и срока наказания были учтены обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение, в частности, неоднократное нарушение им режима отбывания наказания, в том числе за употребление нецензурных выражений. Налагаемое взыскание соответствует тяжести и характеру нарушения. При этом порядок и сроки наложения взыскания административным ответчиком были соблюдены.
Возможность нахождения осужденного Голышева А.О. в штрафном изоляторе подтверждается соответствующим медицинским заключением, составленным уполномоченным лицом медицинского подразделения, исходя из объективных данных и полученных результатов осмотра Голышева А.О., что также нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Сведений, ставящих под сомнение объективность медицинских заключений, и свидетельствующих о нарушении порядка его составления, административным истцом не представлено. Заявления представителя административного истца о необходимости привлечения узкого специалиста для определения состояния здоровья осужденного на день принятия оспариваемых решений не свидетельствуют о нарушениях при наложении взысканий.
К показаниям свидетеля Разумеева А.С., допрошенного в судебном заседании по ходатайству административного истца, суд относится критически, поскольку свидетель не имеет медицинского образования и не может дать объективную оценку состоянию здоровья административного истца. Кроме того, Разумеев А.С. также содержится в ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес>, является близким товарищем Голышева А.С. и может искажать известные ему сведения, в том числе по причине негативного отношения к администрации исправительного учреждения.
Доводы стороны административного истца о наличии причинно-следственной связи между нахождением Голышева А.О. в штрафном изоляторе в рассматриваемые периоды с ухудшением здоровья не нашло своего подтверждения представленными документами.
В нарушение требований пункта 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороной административного истца не представлены доказательства не соответствия условий отбывания наказания в штрафном изоляторе по оспариваемым решениям необходимым условиям при прохождении лечения при имеющем тяжелом заболевании Голышева О.А., сопровождающего слабостью, затруднением дыхания и другими симптомами болезни.
Доводы стороны административного истца о том, что имеющиеся заболевания у Голышева А.О. препятствуют отбывания наказания в исправительном учреждении не являются предметом рассмотрения административного иска, поскольку подлежат оценке и разрешению в порядке ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из обстоятельств дела, приведенных требований законодательством, судом не установлено несоответствие оспариваемых решений нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, то есть ни одного условия для признания оспариваемых действий незаконными.
Суд также отмечает, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обжалования постановления административного ответчика.
Согласно ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Заявления о восстановлении срока на подачу административного иска административным истцом не представлено, так же, как и подтверждений уважительности причин его пропуска.
В Постановлении КС РФ от <дата> №-П разъяснено, что реализация права на судебную защиту не должна приводить к необоснованному восстановлению пропущенного процессуального срока и тем самым - к нарушению принципа правовой определенности, что предполагает наличие соответствующих гарантий. Произвольное восстановление процессуальных сроков противоречило бы целям их установления.
Административное исковое заявление об оспаривании постановления от <дата> Голышевым А.О. подано в суд только <дата>.
Обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд с соответствующим административным исковым заявлением в установленный законом срок административным истцом не приведено.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, судом не усматривается оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Голышева А. О. к ФКЛПУ ОТБ УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконными действия, выразившиеся в принятии постановления от <дата>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Т.Н. Кремнева
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий Т.Н. Кремнева