Дело № 12-557/2017 К О П И Я
Р Е Ш Е Н И Е
04 сентября 2017 года г. Новосибирск
Судья Ленинского районного суда г. Новосибирска Монастырная Н.В. при секретаре Григор Т.С.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, Салова П.И.,
рассмотрев жалобу ОАО «Дормаш» на постановление № 132/3 от 22.05.2017 года по делу об административном правонарушении, вынесенное старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области о привлечении ОАО «Дормаш» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 22.05.2017 года ОАО «Дормаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административном правонарушении, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ОАО «Дормаш» обратилось с жалобой, в которой просили признать незаконным и отменить постановление, указав в обоснование своей жалобы, что допущенные ОАО «Дормаш» нарушения природоохранного законодательства носят формальный характер и вреда экологии не причинили. Бездействие юридического лица не представляло существенного нарушения общественных правоотношений в сфере экологии, что является основанием для освобождения ОАО «Дормаш» от административной ответственности вследствие малозначительности совершенного административного правонарушения.
Кроме того, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 года № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и отдельные законодательные акты РФ», с 01.07.2017 года Общество будет относиться к малому предпринимательству, в связи с чем основания для вывода о нарушении ОАО «Дормаш» требований ч.ч. 2, 6 ст. 1-8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 01.07.2017 года исчезнут.
В судебном заседании защитник ОАО «Дормаш» Салов П.И. доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Аммосов А.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы ОАО «Дормаш», поскольку оснований для выводов о малозначительности совершенного юридическим лицом деяния не имеется, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении общество к субъектам малого и среднего предпринимательства не относилось, факт совершения ОАО «Дормаш» административного правонарушения в ходе проверки установлен.
Суд, выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Ч.4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, надлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами.
В нарушение вышеуказанных требований ОАО «Дормаш» при ведении хозяйственной деятельности образовывает, накапливает и размещает отходы I-V класса опасности, такие как лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 71 101 01 52 1); мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4); картриджи печатающих устройств с содержанием тонера менее 7% отработанные (код ФККО 4 81 203 02 52 4); клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие свои потребительские свойства (код ФККО 4 81 204 01 52 4); принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства (код ФККО 4 81 202 01 52 4), не имея утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения ОАО «Дормаш» административного правонарушения юридическим лицом не оспаривался и подтверждается материалами дела: актом проведения плановой выездной проверки от 17.05.2017 года, фототаблицей к нему, протоколом № 132/3 об административном правонарушении от 17.05.2017 года.
На момент выявления административного правонарушения, вынесения обжалуемого постановления ОАО «Дормаш» к субъектам малого и среднего предпринимательства не относилось, юридическое лицо внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства только 10.08.2017 года.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ОАО «Дормаш» при ведении хозяйственной деятельности допустило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушений.
Доказательства принятия всех зависящих от ОАО «Дормаш» мер по соблюдению указанных требований законодательства, отсутствия у юридического лица возможности для их соблюдения в материалах дела отсутствуют.
Суд полагает, что приведенные в жалобе доводы не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае характер совершенного ОАО «Дормаш» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объектом посягательства которого является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.
Несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Совершенное ОАО «Дормаш» правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий.
Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного ОАО «Дормаш» правонарушения.
Не усматривается судом и оснований для замены назначенного юридическому лицу административного наказания в виде штрафа предупреждением.
Согласно ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.3.4 Кодека РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, из рассматриваемого случая не следует, что имеются условия, предусмотренные ч.2 ст.3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие причинения вреда окружающей среде, поскольку абз. 9 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является опасной, то есть наносит вред окружающей среде.
Таким образом, факт совершения ОАО «Дормаш» правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, его вина в совершении указанного правонарушения установлены, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом установленных смягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, основания для отмены или изменения обжалуемого постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.05.2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.2 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № 12-557/2017 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░