Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1703/2020 ~ М-1455/2020 от 20.05.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 июля 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1703/2020 по административному исковому заявлению Ефремова Сергея Геннадьевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Ефремов С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 105 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок принадлежит административному истцу на основании договора купли-продажи от 20.12.2017 и договора дарения ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 23.03.2016. Ефремовым С.Г. 21.01.2020 подано заявление в Департамент градостроительства г.о. Самара о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ему земельного участка. Распоряжением Департамента от 19.02.2020 №РД-244 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на том основании, что согласно сведениям Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ от 30.01.2020 № ПМ-29/322 образуемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта, и согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Административный истец считает, что основания отказа являются необоснованными и не соответствуют действительности. Согласно сведениям ИСОГД г.о. Самара испрашиваемый земельный участок в береговой полосе водного объекта не находится (планшет 6190, сведения внесены в фонд 16.07.2019 № 7979). На принадлежащем административному истцу земельном участке расположен индивидуальный жилой дом. Указанный жилой дом находится в ветхом состоянии, кухня и санитарные помещения в жилом доме отсутствуют. Дополнительный земельный участок необходим для реконструкции жилого дома с целью приведения его в соответствии со строительными, санитарными и противопожарными нормами, для соблюдения требований градостроительного законодательства относительно отступов от границ соседних участков, увеличение площади дома для размещения помещений кухни, санузла и ванной комнаты и иных необходимых помещений. Кроме того, дополнительный земельный участок ранее уже использовался предыдущими собственниками как приусадебный участок к данному жилому дому.

В связи с изложенным просит признать незаконными распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.02.2020 №РД-244 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, возобновив работу по заявлению о перераспределении земель, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Плятнер Е.А. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен, ранее в судебном заседании 02.07.2020 представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать.

Заслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , общей площадью 105 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д.13-22).

21.01.2020 Ефремов С.Г. обратился к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 180 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 285 кв.м (л.д.12, 23-24).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.02.2020 №РД-244 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп.11 п.9 ст.39.29, пп.3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9, пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ по следующими причинам: 1) по сведениям Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ от 30.01.2020 № ПМ-29/322 и представленным документам образуемый земельный участок расположен в береговой полосе водного объекта; 2) площадь образуемого земельного участка составляет 285 кв.м и является менее минимально допустимого размера земельного участка для индивидуального жилищного строительства (300 кв.м); 3) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ береговые полосы водных объектов общего пользования являются территориями общего пользования и не могут передаваться в частную собственность.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров (ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ).

Из ответа Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ от 30.01.2020 № ПМ-29/322, представленного Департаменту в ходе рассмотрения заявления Ефремова С.Г., следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 285 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, рядом с участком с кадастровым номером , находится в водоохранной зоне, в прибрежной защитной полосе и в береговой полосе протоки Сухая Самарка Саратовского водохранилища (л.д.52).

Аналогичные сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка в береговой полосе водного объекта представлены Отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ на запрос суда (л.д.42).

Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок площадью 285 кв.м расположен вне береговой полосы водного объекта, что подтверждается служебной запиской и выпиской из ИСОГД г.о.Самара (л.д.51, 105-106).

Из ситуационного плана, представленного административным истцом, также усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы водного объекта, на расстоянии около 30 метров до уреза воды. На плане имеется штамп Департамента градостроительства г.о.Самара о внесении сведений об объекте в фонд геодезических и картографических материалов инженерных изысканий для строительства в г.о.Самара от 16.07.2019 (л.д.33).

В целях устранения противоречий между данными информационной системы и сведениями уполномоченного органа в адрес последнего представителем административного истца направлен запрос с приложением ситуационного плана (л.д.108).

Согласно полученному ответу Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ от 14.07.2020 и ситуационному плану, на котором схематически отображена береговая полоса шириной 20 метров от нормального подпорного уровня воды, испрашиваемый земельный участок площадью 285 кв.м находится вне береговой полосы Саратовского водохранилища.

Таким образом, доводы административного ответчика о расположении земельного участка в береговой полосе не соответствует действительности.

То обстоятельство, что площадь образуемого земельного участка меньше минимально допустимого размера земельного участка для заявленных целей, не может являться препятствием для перераспределения земельных участков.

Действительно, в соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Между тем, применительно к указанным требованиям препятствием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков является только тот случай, когда в результате перераспределения площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков (подп.8 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ).

Изложенное согласуется с положениями подп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ, предусматривающего, что перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Условия о том, что образуемый в результате перераспределения земельный участок при этом не должен быть менее установленного предельного минимального размера земельных участков, закон не содержит. Такое условие противоречило бы целям самой процедуры перераспределения земельных участков, направленной, в том числе, на приведение границ земельных участков в соответствие с фактическим пользованием, исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

Доводы административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не подтверждаются материалами дела.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1266-О, положение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Согласно сведениями из ИСОГД г.о.Самара испрашиваемый земельный участок площадью 180 кв.м расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. В соответствии с пунктом 5 статьи 30 названных Правил предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-1 составляет 300 кв.м.

Из заключения кадастрового инженера Данилюка Р.Ф. от 15.07.2020 следует, что фактическая площадь огороженного земельного участка составляет 285 кв.м. В связи с установленным ограждением, а также наличием смежного землепользователя вдоль дороги по улице <адрес> увеличение участка до 300 кв.м невозможно.

Из схемы расположения земельного участка и ситуационного плана следует, что с двух сторон испрашиваемый земельный участок не ограничен границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет. Вместе с тем, административным ответчиком не приведено убедительных доказательств тому, что на данной территории земельный участок может быть увеличен от 180 кв.м до 300 кв.м, учитывая наличие береговой полосы и смежного землепользователя.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не смог пояснить, в какую сторону может быть увеличен земельный участок, указав на возможность образования земельного участка площадью от 0,00 кв.м. Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку по такому основанию исключалась бы возможность перераспределения земельных участков как таковая.

При таких обстоятельствах, поскольку основания отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, изложенные в оспариваемом распоряжении, не основаны на законе и не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании распоряжения незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ефремова Сергея Геннадьевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.02.2020 №РД-244 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления Ефремова Сергея Геннадьевича от 21.01.2020 №СП-9/219 о перераспределении земельных участков в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-1703/2020 ~ М-1455/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ефремов С.Г.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Плятнер Е.А.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация административного искового заявления
21.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.06.2020Предварительное судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее