.
.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2014г. Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Морозовой Г.В.,
при секретаре Спириной Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края к МКОУ СОШ , Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЗАТО г.Железногорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКОУ СОШ , Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обязать МКОУ СОШ №92 в срок до ДД.ММ.ГГГГ. восстановить ограждение по всему периметру территории образовательного учреждения, установить въездные (выездные) ворота с территории образовательной организации, а в случае отсутствия соответствующего финансирования образовательной организации, обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края произвести финансирование восстановления ограждения территории образовательной организации.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в нарушение требований положений Федерального закона об образовании, ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», имеющееся ограждение территории СОШ № частично повреждено, въезды (выезды) с территории образовательной организации не оборудованы воротами.
В судебном заседании прокурор Рябых И.А. на исковых требованиях настаивал, сославшись на изложенные в заявлении доводы.
Представитель ответчика Чайка С.В. (полномочия на основании доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым территория МКОУ СОШ №92 частично ограждена в соответствии с проектом строительства, ограждение отсутствует с фасада здания образовательной организации. Требование об установлении въездных (выездных) ворот с территории образовательной организации санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами не предусмотрены, требования прокурора в данной части не соответствуют действующему законодательству. Ответчик полагает требование об обязании Администрации произвести финансирование восстановления ограждения территории образовательной организации избыточным и влекущим вмешательство в компетенцию Администрации.
Представитель ответчика – МКОУ СОШ №92 – Новикова И.В. – директор учреждения – в судебном заседании исковые требования признала частично, не оспаривая установленных в ходе прокурорской проверки обстоятельств – нарушения целостности ограждения, полагала, что в действиях образовательной организации отсутствует незаконное бездействие, так как школа принимала меры по обеспечению безопасности территории. В ДД.ММ.ГГГГ. была выполнена проектно-сметная документация по капитальному ремонту (устройству ограждения и ворот), школа была включена в план мероприятий по устранению нарушений на ДД.ММ.ГГГГ., но бюджетные ассигнования не были выделены, ни в ДД.ММ.ГГГГ, ни в последующих годах, финансирование мероприятий по восстановлению ограждения не производится, бюджетные средства, направляемые учреждению на основании сметы, должны расходоваться по целевому назначению, школа не имеет финансовой возможности восстановить ограждение, устроить ворота.
Представитель 3-го лица – руководитель МКОУ «Управление образования» Головкин В.Г. в судебном заседании исковые требования признал частично, приводя доводы, аналогичные доводам руководителя МКОУ СОШ №92.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям Устава образовательного учреждения его учредителем является муниципальное образование «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края», функции и полномочия учредителя от имени ЗАТО Железногорск осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорск. Финансовое обеспечение деятельности Школы осуществляется за счет соответствующих бюджетов на основании бюджетной сметы. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Школы несет собственник – ЗАТО г. Железногорск.
К компетенции Учредителя относится финансовое обеспечение деятельности школы, осуществление полномочий собственника имущества, закрепляемого за Школой.
При осуществлении оперативного управления имуществом Школа обязана: обеспечивать сохранность и использование закрепленного за школой на праве оперативного управления имущества строго по целевому назначению, осуществлять капитальный и текущий ремонты закрепленного имущества в порядке, установленном муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Железногорск, не допускать ухудшения технического состояния закрепленного за Школой имущества. Школа несет ответственность перед собственником за сохранность, целевое и эффективное использование имущества, финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов проведенной прокуратурой ЗАТО г. Железногорск проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности учреждений образования, усматривается, что ограждение образовательного учреждения МКОУ СОШ №92 частично отсутствует, отсутствуют ворота на въезде на территорию этого учреждения.
Прокурор ЗАТО г. Железногорск обратился в Администрацию ЗАТО г. Железногорск с представлением об устранении допущенных нарушений закона.
Из ответа уполномоченного лица Администрации ЗАТО г. Железногорск усматривается, что ответчик факт наличия указанных нарушений не оспаривает, однако соответствующие меры не приняты.
Из бюджетных смет МКОУ СОШ №92 на 2013 – 2014г.г. усматривается, что финансирование мероприятий по восстановлению ограждения территории образовательного учреждения не осуществлено.
Прокурор в защиту прав неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков совершить действия по устранению выявленных нарушений законодательства.
Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Согласно ст. 28 ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, помимо прочего, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 этого же Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
В силу статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, помимо прочего, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно нормативным установлениям статей 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, помимо прочего, на следующих основных принципах:обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;приоритет мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Федеральным законодателем в абзаце 10 статьи 1 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" введено среди других основных понятий такое понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно статье 11этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Общие требования к условиям обучения установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "СанПиН" 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189.
Согласно пункту 3.1Правил территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Данные Правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовой формы и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением.
Следовательно, установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Судом установлено и ответчиками не оспаривалось, что периметровое ограждение территории МКОУ СОШ №92, препятствующее несанкционированному доступу посторонних лиц, выполнено из ограды, которая частично отсутствует, части ограждения не имеется, а кроме того, отсутствуют въездные (выездные) ворота, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, и иных лиц, посещающих учреждение.
При установленных обстоятельствах имеются основания для признания незаконным бездействия ответчиков по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а также для возложения на МКОУ СОШ №92 обязанности по восстановлению ограждения, а на Администрацию ЗАТО г. Железногорск –обязанности по обеспечению финансирования указанного мероприятия.
Кроме того, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом (ст. 51).
В силу статьи 296 ГК РФучреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества
Согласно Уставу образовательного учрежденияфинансовое обеспечение деятельности Школы осуществляется за счет соответствующих бюджетов на основании бюджетной сметы. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам Школы несет собственник – ЗАТО г. Железногорск.
К компетенции Учредителя относится финансовое обеспечение деятельности школы, осуществление полномочий собственника имущества, закрепляемого за Школой.
Собственник в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.При этом, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности.
Таким образом, Администрация ЗАТО г. Железногорск, осуществляя полномочия учредителя МКОУ СОШ №92, обязана нести бремя содержания имущества, в связи с чем на нее должны быть возложены обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений при недостаточности денежных средств на это у МКОУ СОШ №92.
В соответствии с п. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом требований прокурора и объяснений по этому вопросу представителя ответчика, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности до ДД.ММ.ГГГГ., поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, МКОУ СОШ по необеспечению безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Обязать МКОУ СОШ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. восстановить ограждение по всему периметру территории образовательного учреждения, установить въездные (выездные) ворота с территории образовательной организации, а в случае отсутствия соответствующего финансирования образовательной организации, обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в целях обеспечения исполнения решения суда произвести финансирование восстановления ограждения по всему периметру территории образовательного учреждения, установления въездных (выездных) ворот с территории образовательной организации - МКОУ СОШ .
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением, то есть с 25 февраля 2014г., путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда Г.В. Морозова
.