Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-175/2019 (2а-4284/2018;) ~ М-4216/2018 от 29.10.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Самара                                  21 января 2019 года

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-175/2019 по административному исковому заявлению Домбровской А.В., Домбровского А.В. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Домбровские А.В., А.В. (далее – административные истцы, истцы) обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, департамент) об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что истцам на праве общей долевой собственности по ? доле принадлежит земельный участок площадью 488 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, СДТ «Здоровье», участок , кадастровый , относящийся к землям населенных пунктов, имеющим разрешенное использование «для садоводства». К этому участку прилегает участок площадью 298 кв.м, государственная собственность на который не разграничена. Истцы обратились в департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Распоряжением департамента <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в заключении соглашения на основании того, что имеется возможность образования самостоятельного земельного участка путем увеличения площади до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом. Согласно заключению кадастрового инженера, образование самостоятельного земельного участка из земельного участка, планируемого к перераспределению, невозможно в связи с тем, что к данному участку невозможно обеспечить доступ непосредственно от участков общего пользования, т.к. вокруг расположены участки, которые на праве собственности принадлежат иным землепользователям. На основании изложенного истцы просили суд признать незаконным и нарушающим права истцов распоряжение департамента от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, обязать департамент устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и обязать возобновить рассмотрение обращения о заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка с кадастровым номером

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Ушаков А.О. иск поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Нагорная С.С. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Представитель заинтересованного лица Нижне-Волжское БВУ – Отдел водных ресурсов по Самарской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела с учетом доводов сторон, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками по ? доле земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:3399, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, СДТ «Здоровье», участок , площадью 488 кв.м

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося у них в собственности, и прилегающего земельного участка, собственность на который не разграничена, площадью 298 кв.м.

Согласно положениям ст.28 Устава городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с п.п.4 п.1 Постановления Администрации г.о.Самара от 11.01.2017 № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» руководитель Департамента градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Распоряжением руководителя Департамента градостроительства г.о.Самара от 03.09.2018 № РД-1369 истцам отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, на основании чт.11.9, подп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в связи с тем, что образование земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возможно в качестве самостоятельного путем увеличения площади до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом, Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61.

Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается порядок обращения с заявлением о перераспределении таких земельных участков, перечень прилагаемых к заявлению документов, порядок и сроки рассмотрения указанного заявления, а также порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков.

Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Образуемый земельный участок должен соответствовать требованиям ст.11.9 ЗК РФ, в т.ч. требованиям о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Г. округа Самара, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:3399 площадью 488 кв.м, и земельный участок площадью 298 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>, СДТ «Здоровье», участок , находятся в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской Г. Д. от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

Пунктом 5 статьи 30 Правил установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры застройки в территориальной зоне Р-5 (зона садов-дачных участков и коллективных садов). В частности, предельный минимальный размер земельного участка, расположенного в территориальной зоне Р-5, согласно пункту 5 статьи 30 Правил составляет 300 кв.м.

В соответствии со статьей 13 Закона Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О земле" (принят Самарской Губернской Д. ДД.ММ.ГГГГ) минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 Закона Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О земле» для садоводства составляет 0,03 гектара.Согласно топографическим материалам Департамента (М 1:500), а также сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Г. округа Самара, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, путем увеличения площади с 298 до 300 кв.м и более с доступом к территории общего пользования.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , указанное законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).

Согласно позиции департамента, в данном случае площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, может быть увеличена с 298 кв.м до 300 кв.м и более. Земельный участок площадью 298 кв.м не ограничен объектами природного происхождения, границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, территорией общего пользования либо иным образом. Следовательно, из перераспределяемого земельного участка площадью 298кв.м возможно образование самостоятельного земельного участка, права на который могут быть приобретены в общем порядке. При этом представитель ответчика в судебном заседании пояснила, на момент вынесения оспариваемого распоряжения Департамент градостроительства г.о.Самара руководствовался топографическим материалом, сведениями, содержащимися в ИСОГД, а также представленной схемой, выезд на место Департаментом не производился, поскольку данная обязанность не предусмотрена административным регламентом.

Допрошенная судом в качестве специалиста Деменева О.В., занимающая должность заместителя начальника отдела предварительного согласования предоставления земельных участков Управления образования земельных участков Департамента градостроительства г.о.Самара, пояснила суду, фактически выезд в натуре на испрашиваемый земельный участок осуществлен не был, т.к. административным регламентом не предусмотрена процедура выезда на место и осмотра земельного участка. Департамент градостроительства г.о.Самара при принятии своего решения руководствовался топографическим материалом, имеющимся в наличии, посчитав, что береговая полоса, которая находится в непосредственной близости, является доступом к самостоятельным земельным участкам. Существует отметка нормального подпорного уровня 30,2 (заливная отметка). Специалист при рассмотрении обращения административных истцов путем произведения расчетов пришел к выводу о том, что до указанной отметки возможно сформировать отдельный земельный участок, доступ к которому будет осуществляться по береговой полосе. По факту запросы в Нижне-Волжское бассейное водное управление Отдела водных ресурсов по Самарской <адрес> Департаментом в отношении земельного участка, площадью 300 кв.м. сделаны не были, Департаментом были сделаны лишь запросы в отношении испрашиваемого земельного участка, площадью 280 кв.м. Если руководствоваться топографическим материалом, то доступ к испрашиваемому земельному участку, как к самостоятельному, возможен, а имеется ли он фактически, Деменева О.В. не смогла пояснить, поскольку выезд на место не осуществлялся. Если руководствоваться фотоматериалом, на которых видно, что были произведены работы по укреплению берега, то такие земельные участки могут существовать, как самостоятельные. Если в период разлива Саратовского водохранилища имеется доступ к испрашиваемому земельному участку, то доступ к испрашиваемому земельному участку возможен только через частную собственность. Скорее всего, в период половодья вода разливаться слишком близко к земельным участкам и доступ к земельным участкам не всегда открыт, в связи с этим, вероятно, и были произведены работы по укреплению берега. Береговая полоса - это не та территория общего пользования, проезды и проходы не осуществляются. Открытого доступа (прохода, подхода) к земельному участку не имеется. Техническая возможность доступа со стороны береговой полосы к земельному участку имеется. Информацией относительно береговой полосы не располагает. Данными о том, что в период половодья происходит затопление, Департамент градостроительства г.о.Самара не располагает. Административные истцы могут приобрести земельный участок с торгов.

Допрошенная судом в качестве специалиста кадастровый инженер Шимина Л.В. пояснила, что ею была осуществлена работа по нанесению съемки на планшет, смежные земельные участки поставлены на кадастровый учет, доступ к испрашиваемому земельному участку со стороны берега реки Волги невозможен, в виду того, что там обрыв. В связи с чем, Домбровскими были произведены работы по системе укрепления стены в целях избежания ее осыпания. У смежных земельных участков имеется вход только со стороны улицы, ими также были произведены работы по укреплению стены во избежание ее осыпания. Испрашиваемый земельный участок невозможно сформировать, как самостоятельный, и не может быть поставлен на государственный кадастровый учет, как самостоятельный земельный участок, т.к. доступ к нему отсутствует.

Согласно ответу на судебный запрос Отдела водных ресурсов по Самарской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на основании графических данных и текстовых записей, в топографическом плане, выполненном МП <адрес> «Архитектурно-планировочное бюро», земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:3399, площадью 488,0 кв.м и прилегающий к нему участок площадью 298,0 кв.м, которые расположены по адресу: Самарская <адрес>, СДТ «Здоровье», находятся вне береговой полосы и в водоохраной зоне Саратовского водохранилища. До настоящего времени карт (планов) объектов землеустройства и предложений по определению зон затопления в адрес отдела водных ресурсов не поступало.

Согласно информации председателя СНТ «Здоровье» от ДД.ММ.ГГГГ, выход к береговой линии, обозначенный на кадастровом плане между земельными участками и , не благоустроен, на его месте расположен крутой обрыв, заросший деревьями и кустарником, лестничный марш для спуска к берегу не предусмотрен, поэтому со стороны улицы проход закрыт забором в целях безопасности. Другие выходы к береговой линии на территории СНТ «Здоровье» отсутствуют. Правообладатели земельных участков имеют самостоятельные выходы к береговой линии с земельных участков, находящихся у них на праве собственности, в связи с чем организация и обслуживание дополнительных проходов отсутствует.

Судом в судебном заседании обозревались фото и видео материалы места расположения испрашиваемого земельного участка, из которых также визуально не усматривается наличие самостоятельного доступа (прохода, проезда) между участками и , и вдоль береговой линии к испрашиваемому земельному участку, на наличие которого ссылается департамент в своем распоряжении.

При указанных обстоятельствах отказ департамента в заключении соглашения о перераспределении земельных участков нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно п.п.1 п.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, требования административных истцов о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков и возложении обязанности возобновить работу по заявлению административного истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Домбровской А.В., Домбровского А.В. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить работу по заявлению Домбровских А.В., А.В. от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, сообщить о результатах рассмотрения заявления в установленный законом срок.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2019 года.

Судья                              И.А.Фомина

2а-175/2019 (2а-4284/2018;) ~ М-4216/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Домбровский А.В.
Домбровская А.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.Самара
Другие
Нижне-Волжское бассейное водное управление Отдел водных ресурсов по Самарской области
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Фомина И. А.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
29.10.2018Регистрация административного искового заявления
29.10.2018Передача материалов судье
31.10.2018Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2018Предварительное судебное заседание
22.11.2018Судебное заседание
29.11.2018Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.12.2018Судебное заседание
28.12.2018Судебное заседание
21.01.2019Судебное заседание
26.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее