Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3927/2021 ~ М-2707/2021 от 14.04.2021

УИД 10RS0011-01-2021-007454-70

(№ 2а-3927/2021)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июля 2021 г. г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кузнецова И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Петрозаводску к Никоновой В. И. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

ИФНС России по г. Петрозаводску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Никоновой В.И. по тем основаниям, что административный ответчик не уплатила в установленный законом срок обязательные налоговые платежи, в связи с чем административный истец просит взыскать с Никоновой В.И. задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1962 руб.

Кроме того, в целях обеспечения исполнения плательщиками обязанности платить законно установленные налоги, сборы, страховые взносы и восполнения потерь, понесенных казной, в случае ненадлежащего исполнения обязанности по уплате обязательных платежей, административный истец просит восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления. В качестве уважительных причин пропуска указанного срока указаны следующие: неуплата налоговых платежей и финансовых санкций влечет неисполнение доходной части бюджета, а, следовательно, недополучение государством денежных средств, поэтому обращение в суд с требованием о взыскании недоимки и финансовых санкций по налогам, сборам и страховым взносам производится в интересах Российской Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования; необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.

Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно требованиям части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Положениями статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (подпункт 1 пункта 1, пункт 2 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.12.2013 №334-ФЗ) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В статье 6 Закона Республики Карелия от 30.12.1999 № 384-3PK «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия» установлены ставки транспортного налога, в частности в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы). В 2014 г. ставка транспортного налога легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно составляла 6 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно – 30 руб.

Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, рассчитывается путем умножения налоговой базы (мощность двигателя в л.с.; валовая вместимость в тоннах; единица транспортного средства) на налоговую ставку и на коэффициент (определяемых как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде), с учетом льгот.

Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе представленных по запросу суда сведений регистрирующих органов, что за административным ответчиком в 2014 г. были зарегистрированы транспортные средства: марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак (мощность двигателя 100 л/с, 3 месяца владения), марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (мощность двигателя 89,10 л/с, 3 месяца владения); марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак (мощность двигателя 136 л/с, 2 месяца владения), марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак (мощность двигателя 133 л/с, 3 месяца владения).

В соответствии с положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан был уплатить транспортный налог за 2014 г. в общем размере 1962 руб., в том числе:

за автомобиль марки «<данные изъяты>» в размере 150 руб. (100 л.с. (налоговая база) х 1/1 (доля в праве) х 6 руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения, за которое произведен расчет);

за автомобиль марки <данные изъяты> в размере 134 руб. (89,10 л.с. (налоговая база) х 1/1 (доля) х 6 руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения, за которое произведен расчет);

за автомобиль марки «<данные изъяты>» в размере 680 руб. (136 л.с. (налоговая база) х 1/1 (доля в праве) х 30 руб. (налоговая ставка) х 2/12 (количество месяцев владения, за которое произведен расчет);

за автомобиль марки «<данные изъяты>» в размере 998 руб. (133 л.с. (налоговая база) х 1/1 (доля в праве) х 30 руб. (налоговая ставка) х 3/12 (количество месяцев владения, за которое произведен расчет).

Срок уплаты налога истек ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате налога административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Судом установлено, что в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ недоимки по транспортному налогу в размере 1962 руб., пени по транспортному налогу в размере 156 руб. 06 коп.

Вышеуказанное требование налогового органа административным ответчиком не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в судебном порядке.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу взаимосвязанных положений пункта 3 части 3 статьи 1, статьи 17, части 2 статьи 286, части 4 и 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Исходя из материалов дела, срок уплаты транспортного налога определен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании истекал ДД.ММ.ГГГГ

Определением мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Карелия, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Карелия, от ДД.ММ.ГГГГ было оказано в принятии заявления ИФНС России по г. Петрозаводску о вынесении судебного приказа о взыскании с Никоновой В.И. задолженности по вышеуказанному налогу в связи с тем, что взыскателем был пропущен срок на обращение.

В то же время настоящий административный иск подан административным истцом лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со значительным (более 4 лет) нарушением установленного законодательством срока – ДД.ММ.ГГГГ

В связи с истечением срока для принудительного взыскания недоимки, право на такое взыскание налоговым органом утрачено, в связи с чем, взыскание задолженности по обязательным платежам и санкциям является неправомерным.

Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.

Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного пунктом 2 статьи 6, статьей 8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Соответственно, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 г. в размере 1962 руб. в связи с истечением установленного срока их взыскания и отказом судом в восстановлении пропущенного срока.

Руководствуясь статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 175-180, 286, 289-298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения,

в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

По ходатайству заинтересованного лица решение суда может быть отменено, если после его принятия поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.

Судья И.А. Кузнецова

2а-3927/2021 ~ М-2707/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску
Ответчики
Никонова Виктория Игоревна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
14.04.2021Регистрация административного искового заявления
14.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
22.07.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
22.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Дело оформлено
15.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее