Дело № 2а-285/2020
УИД 28RS0013-01-2020-000432-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 20 августа 2020 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Журавлёвой Л.Ю.,
с участием помощника прокурора Михайловского района Баниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области к отделу судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора (по гражданскому делу №2-74/2019),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области обратилась в суд с административным иском к ОСП по Михайловскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований с учетом их уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ указал, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району 02.10.2019 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района, во исполнение решения Михайловского районного суда от 21.05.2019, которым на административного истца возложена обязанность в срок до 01.10.2019 установить приборы учета тепловой энергии на котельную, расположенную по адресу: <адрес>. 10.07.2020 судебным приставом в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб. В связи с низким уровнем доходной части бюджета Воскресеновский сельсовет в 2019 году не смог предусмотреть такие значительные затраты на оборудование приборов учета тепловой энергии для установки их на котельной <адрес>. Согласно расчетам на реализацию судебного решения была необходима сумма не менее 264 710 руб., при принятии бюджета на 2020 данная сумма была учтена. Администрацией ФИО1 сельсовета было направлено ходатайство председателю Воскресеновского сельского Совета народных депутатов о согласии на включение затрат в бюджет на установку приборов учета тепловой энергии на 2020 г. Депутаты Воскресеновского ССНД на сессии ободрили просьбу главы администрации и дали согласие на их включение в бюджет. В связи с тем, что в отопительный период остановка котельной для установки оборудования не представляется возможной, администрация сельсовета 07.05.2020 заключила договор с ООО «<данные изъяты>» на установку данных приборов со сроками на время остановки котельной. Администрацией сельсовета произведена предоплата договора на проводимые работы в размере 79 430,22 руб. В настоящее время установка приборов учета тепловой энергии на котельной производится и до начала отопительного периода 2020-2021 гг. работы будут выполнены. Таким образом администрация Воскресеновского сельсовета предпринимает все возможные меры к исполнению решения суда. На основании изложенного, административный истец просил освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №-ИП от 02.10.2019.
В судебное заседание представители административного истца администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик ОСП по Михайловскому району, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Заинтересованное лицо помощник прокурор Михайловского района Банина Е.В. в судебном заседании возражал против освобождения администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, с учётом мнения явившихся участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
Часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Михайловского районного суда Амурской области от 09 апреля 2019 года, удовлетворены исковые требования прокурора Михайловского района. На администрацию Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области возложена обязанность в срок до 01 октября 2019 года установить приборы учета тепловой энергии на котельную, расположенную по адресу: <адрес> а, <адрес>.
Решение суда вступило в законную силу 14 мая 2019 года.
Определением Михайловского районного суда Амурской области от 14.10.2019 исполнение решения суда от 09.04.2019 отсрочено до 01 апреля 2020 года.
02 октября 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области возбуждено исполнительное производство №-ИП. В данном постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (п.2), также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор (п.3).
Положениями ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела решение суда от 09 апреля 2019 года подлежит исполнению, с учетом определения суда об отсрочке исполнения решения, до 01 апреля 2020 года.
В обоснование требования администрацией Воскресеновского сельсовета указано, что производились и производятся действия по принятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на котельную <адрес> - 07.05.2020 заключен договор с ООО «<данные изъяты>» на установку данных приборов; произведена предоплата по данному договору; работы по установке приборов учета подрядной организацией ведутся.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных статьей 401 Гражданского кодекса РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 75 постановления от 17.11.2015 № 50 иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает, что в действиях администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом суд полагает необходимым учесть и то обстоятельство, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
Таким образом, принимая во внимание, что истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника, а установленные по делу обстоятельства в совокупности дают основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, что не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области к отделу судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Воскресеновского сельсовета Михайловского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП от 02.10.2019 г.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 20 августа 2020 года.