Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5085/2022 ~ М-4583/2022 от 05.10.2022

63RS0039-01-2022-006033-85

2а-5085/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 декабря 2022 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5085/2022 по административному иску Киселевой Татьяны Владиславовны, Самороднова Ивана Александровича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером :13, расположенный по адресу: <адрес>. Распоряжением от 13.09.2022 № РД-1493 Департамент градостроительства г.о.Самара отказал истцам в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером :13 и земельного участка площадью 366 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, со ссылкой на то, что по сведениям ИСОГД образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, а также согласно топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. С данным решением административные истцы не согласны, указывают, что в границах красных линий находится та часть образуемого земельного, которая уже находится к частной собственности истцов. Образование самостоятельного земельного участка невозможно без нарушений требований ст. 11.9 ЗК РФ, так как такой участок не может быть обеспечен доступом к местам общего пользования.

Ссылаясь на изложенное, просят признать указанное распоряжение незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушение их прав и повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Емельянов Д.В. требования поддержал.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Колга О.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 500 кв.м с кадастровым номером :13, расположенный по адресу: <адрес>.

12.08.2022 административные истцы обратились в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 366 кв.м и земельного участка с кадастровым номером :13, находящегося в частной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Распоряжением от 13.09.2022 № РД-1493 Департамент градостроительства г.о.Самара отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп. 9 и 11 п. 9 ст. 39.29, подп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что по сведениям ИСОГД образуемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, а также согласно топографическим материалам Департамента и представленным документам возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Отказ в перераспределении земельных участков по указанным в распоряжении основаниям нельзя признать законным ввиду следующего.

Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).

Как указано в пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования. К территориям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно выкопировке из ИСОГД г.о. Самара, образуемый земельный участок площадью 866 кв.м частично расположен в границах красных линий, утвержденных проектом планировки территории. При этом в границах красных линий находится та часть образуемого земельного, которая уже находится к частной собственности истцов с кадастровым номером :13. Испрашиваемый земельный участок площадью 366 кв.м расположен вне красных линий.

Поскольку часть земельного участка, расположенная в красных линиях, уже находится в частной собственности заявителей, а значит, не относится к территории общего пользования, само по себе наличие красной линии не может служить препятствием для перераспределения земельных участков, поскольку в результате такого перераспределения не произойдёт передачи в частную собственность земельного участка, относящегося к территории общего пользования.

Таким образом, ссылка ответчика на п. 16 ст. 11.10, подп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ является необоснованной.

В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Также одним из требований к образуемым земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования.

В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС в данной зоне составляет 300 кв.м.

Из заключений кадастрового инженера Тупицыной Н.Н. от 30.09.2022 следует, что территория площадью 366 кв.м не имеет самостоятельного доступа к территории общего пользования. Так, обследуемая территория в точках 2-3-4 граничит с земельным участком по адресу: <адрес> (по данному адресу числятся ранее учтенные земельные участки с кадастровыми номерами :8963 (500 кв.м), :514 (104 кв.м), границы которых подлежат уточнению при межевании. Участки огорожены забором, доступ через них к территории общего пользования невозможен. В точках 4-5-6-7 граничит с земельным участком с кадастровым номером :500. Участок огорожен забором, доступ через него к территории общего пользования невозможен. В точках 7-8-9 граничит с земельным участком площадью 296 кв.м, образование которого в настоящее время осуществляется на основании решения Куйбышевского районного суда г.Самары по гражданскому делу № 2-784/2022. Участок огорожен забором, доступ через него к территории общего пользования невозможен. В точках 9-10-11-12 граничит с земельным участком с кадастровым номером :665. Участок огорожен забором, доступ через него к территории общего пользования невозможен. В точках 12-13 граничит с земельным участком с кадастровым номером :2. Участок огорожен забором, доступ через него к территории общего пользования невозможен. В точках 13-23-22 граничит с земельным участком с кадастровым номером :13. В настоящее время доступ осуществляется со стороны улицы Серпуховской через указанный земельный участок, так как территория площадью 366 кв.м находится в фактическом пользовании собственников земельного участка с кадастровым номером :13. В точках 22-1 граничит с земельным участком с кадастровым номером :527. Участок огорожен забором, доступ через него к территории общего пользования невозможен. Разрешенное использование всех земельных участков, смежных с обследуемой территорией площадью 366 кв.м, не предполагает их использование в качестве территории общего пользования. С учетом изложенного сделан вывод, что образование самостоятельного земельного участка в границах территории площадью 366 кв.м без нарушения требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ невозможно, так как приведет к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, поскольку повлечет необходимость установления сервитута в целях обеспечения доступа, а также нарушит требование об обеспечении доступа к данному земельному участку, установленное пп. 26 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы соответствуют графическим материалам, подтверждаются решением Куйбышевского районного суда г.Самары по гражданскому делу № 2-784/2022 в отношении смежного земельного участка площадью 296 кв.м, граничащего с испрашиваемым участком в точках 7-8-9.

Кроме этого, следует учесть, что испрашиваемый земельный участок вместе с земельным участком с кадастровым номером :13, находящемся в собственности истцов, представляют собой единый земельный участок, который ранее был образован в испрашиваемых границах и предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Так, постановлением главы города Самары от 22.05.2000 № 328 гражданам переданы ранее представленные под ИЖС земельные участки, в том числе земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 837 кв.м, из которых 500 кв.м – в собственность, 337 кв.м - в аренду с правом выкупа.

При таких обстоятельствах, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административных истцов, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истцов на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Киселевой Татьяны Владиславовны, Самороднова Ивана Александровича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 13.09.2022 № РД-1493 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения в суда в законную силу заново рассмотреть заявление Киселевой Т.В., Самороднова И.В. о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                      (подпись)             А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2022.

2а-5085/2022 ~ М-4583/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самороднов И.А.
Киселева Т.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Емельянов Д.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
05.10.2022Регистрация административного искового заявления
06.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.10.2022Предварительное судебное заседание
08.11.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее