Решение по делу № 2-111/2018 (2-3866/2017;) ~ М-3719/2017 от 01.11.2017

Дело № 2-111/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Фишер Л.А.,

с участием истца Толковой В.В.,

представителя ответчика КУМИ МОГО «Ухта» - Саливон Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

05 февраля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Толковой В.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта», администрации муниципального образования городского округа МОГО «Ухта» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья», обязании поставить на учет,

установил:

Толкова В.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее по тексту – КУМИ МОГО «Ухта») о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от 22.09.2017, обязании принять Толкову В.В. и членов её семьи на указанный учет. В обоснование заявленных требований указав, что в августе 2017 года она обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о постановке её семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «молодая семья». Ответчиком было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что семья истца не проживает совместно и не ведет общего хозяйства, а также то, что обеспеченность жильем семьи истца составляет более учетной нормы. Не согласившись с принятым решением, истец обратилась в суд с указанным иском.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству, по определению суда от 03 ноября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Чизухин С.Н.

В судебном заседании истец Толкова В.В. на исковых требованиях настаивала. Пояснив, что состояла в брачных отношениях с Чизухиным С.Н., брак между которыми был расторгнут <...> г.. От брака имеют дочь А., <...> г. рождения. После расторжения брака истец с дочерью проживают в квартире, расположенной по адресу: ..... Данное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит истцу, её сестре и родителям. Иного жилья в собственности или по договору социального найма истец и её дочь не имеют.

Представитель ответчика КУМИ МОГО «Ухта» Саливон Н.А., выступая в суде, исковые требования не признала, поддержав отказ Комитета от 22.09.2017, законность которого оспаривает истец.

Ответчик администрация МОГО «Ухта», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В ранее представленном отзыве, представитель администрации МОГО «Ухта» Федосимова Е.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, требования истца не признала по изложенным в отзыве основаниям.

Третье лицо Чизухин С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

По правилам ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы. В её состав включены подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ.

В ст. 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.

Согласно подп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).

Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 указанного Закона.

Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 установлена учетная норма общей площади на одного человека - 11 кв.м.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 27.06.2007 № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».

Как следует из материалов дела, Чизухин С.Н. и Толкова В.В. состояли в брачных отношениях. От брака имеют несовершеннолетнего ребенка – А.., <...> г. рождения.

Решением мирового судьи .... судебного участка г. Ухты от <...> г. брак между Чизухиным С.Н. и Толковой В.В. расторгнут, о чем <...> г. территориальным отделом ЗАГС г. Ухты составлена актовая запись № .....

Согласно справке МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта» № .... от 29.08.2017, Толкова В.В. зарегистрирована по адресу: ..... Кроме неё в указанном жилом помещении также числятся зарегистрированными: В., Е.

Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Толковой В.В., её родителям В., Е. и сестре Т. по 1/4 доли в праве каждого. Общая площадь жилого помещения составляет 70,2 кв.м.

В свою очередь несовершеннолетний ребенок истца и её бывший супруг зарегистрированы в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: 1., которая принадлежит отцу ребенка Чизухину С.Н. на основании договора дарения от 08.04.2014, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.05.2014 сделана запись регистрации № ..... Общая площадь жилого помещения составляет 41,1 кв.м.

29 августа 2017 годаТолкова В.В.обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» с составом семьи она и её несовершеннолетней дочерью А.., в качестве места жительства семьи указав квартиру, расположенную по адресу: ....

Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от 22 сентября 2017 года № .... Толковой В.В. было отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям «молодая семья». При этом, в качестве обоснования отказа Комитет ссылаясь на ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, указывает на то, что из представленных документов не подтверждается факт совместного проживания Толковой В.В. и её несовершеннолетней дочери и ведение ими общего хозяйства, а также то, что обеспеченность жильем семьи истца составляет более учетной нормы – 22,24 кв.м.

Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, в том числе из показаний свидетеля В.., что несовершеннолетняя А. проживает вместе со своей матерью Толковой В.В. по адресу: ...., где на истца приходится 1/4 доля в праве собственности. Факт совместного проживания несовершеннолетней А.. с матерью также подтверждается материалами гражданского дела № .... по заявлению Толковой В.В. о выдаче судебного приказа по взысканию с Чизухина С.Н. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка А.. Иных жилых помещений, принадлежащих на праве собственности или по договору социального найма, Толкова В.В. и её дочь не имеют. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.

Ссылка Комитета по управлению муниципальным имуществом на ст. 31 ЖК РФ в данном случае является несостоятельной. То обстоятельство, что Толкова В.В. и её несовершеннолетняя дочь не зарегистрированы совместно по месту жительства, не может являться основанием для отказа в принятии на учет по категории молодая семья при наличии других необходимых условий.

Доводы КУМИ МОГО «Ухта» о том, что обеспеченность жильем семьи истца составляет более учетной нормы – 22,24 кв.м, так как при расчете нуждаемости необходимо учитывать не только общую площадь кв. .... д. .... по ул. .... г. Ухта Республика Коми, но и всю площадь квартиры, расположенной по адресу: 1., поскольку в указанном жилом помещении зарегистрирована несовершеннолетняя А.., судом также признаются несостоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В силу положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, ч. 3 (1) ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ подсчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых членами одной семьи на праве социального найма и (или) праве собственности.

Кроме того, следует учесть, что п. 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы, прямо предусмотрено, что при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Поскольку иного жилья на праве собственности или праве социального найма Толкова В.В. и её дочь не имеют, а Чизухин С.Н. не является членом их семьи, то при подсчете нуждаемости судом учитывается только 1/4 доля жилого помещения, расположенное по адресу: ...., собственником, которого является Толкова В.В.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обеспечение общей площади жилого помещения на каждого члена семьи истца по адресу: .... составляет 8,76 кв.м (70,1 кв.м / 4 (доля истца) / 2 человек (семья истца), что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в постановке его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах исковые требования Толковой В.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Толковой В.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Ухта» от 22 сентября 2017 года № .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» Толковой В.В. и членов её семьи.

Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять Толкову В.В. с составом семьи: несовершеннолетним ребенком – дочерью А., <...> г. рождения, на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям «молодая семья» с 29 августа 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 12.02.2018.

Судья С. С. Логинов

2-111/2018 (2-3866/2017;) ~ М-3719/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Толкова Вероника Владимировна
Ответчики
администрация МОГО "Ухта"
КУМИ
Другие
Чизухин Сергей Николаевич
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Логинов Станислав Сергеевич
Дело на странице суда
ukhtasud--komi.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017Передача материалов судье
03.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
15.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Судебное заседание
12.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2018Дело оформлено
09.03.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее