Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1295/2022 ~ М-958/2022 от 29.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 г. г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Меньшиковой О.В.

при секретаре Апахиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №63RS0030-01-2022-002163-47 (производство № 2а-1295/2022) по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области к Сенькиной Е.Г. о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с Сенькиной Е.Г. задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц и пени по земельному налогу.

Заявленные требования мотивированы тем, что Сенькина Е.Г. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в 2019 г. в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление: №... от 01.09.2020 г., в которых земельный налог, налог на имущество физических лиц и транспортный налог рассчитаны исходя стоимости имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика. Указанные налоговые уведомления были получены ответчиком.

В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 337,56 руб. и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 45,94 руб. В нарушении ст. 45 НК РФ Сенькина Е.Г. не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, истец направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога № ... от 03.02.2021 г. с предложением добровольно погасить задолженности по налогам и пени до 23.03.2021 г.; № ... от 17.12.2020 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 19.01.2021 г. Налогоплательщиком данные требования не исполнены.

21.12.2021 г. мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области, был вынесен судебный приказ № 2а-3999/2021, однако, согласно определению от 26.01.2022 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Административный ответчик Сенькина Е.Г. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом и заблаговременно, уважительных причин неявки суду не сообщила.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган, в связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Как указано в ст. 405 НК РФ, налоговым периодом для уплаты налога на имущество физических лиц является календарный год.

Обязанность исчисления суммы налога, в соответствии с требованиями ст. 408 НК РФ возложена на налоговые органы.

Согласно ч. 2 ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налогоплательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Положениями п. 1 ст. 3 указанного закона определено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

В соответствии с п. 10 ст. 5 Закона о налогах на имущество физических лиц № 2003-1 от 09.12.1991 г. (действ, редакция) лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением уплаты налога.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не

Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из материалов дела следует, что Сенькина Е.Г. в 2019 г. являлась собственником:

- земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ....

- земельного участка с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ....

- иного строения с кадастровым номером ..., находящегося по адресу: ....

- иного строения с кадастровым номером ... находящегося по адресу: ....

Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление: № ... от 01.09.2020 г., в которых земельный налог и налог на имущество физических лиц рассчитаны исходя стоимости имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика.

В связи с несвоевременной уплатой налога налогоплательщику в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по земельному налогу в размере 337,56 рублей и пени по налогу на имущество физических лиц в размере 45,94 рублей.

В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налогов № ... от 03.02.2021 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени в срок до 23.03.2021 г., № ... от 17.12.2020 г. с предложением добровольно погасить задолженность по налогам и пени до 19.01.2021 г.

Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 19.07.2021 г.

Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 20.12.2021 г., т.е. с пропуском установленного законом срока.

21.12.2021 г. мировым судьей судебного участка № 110 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области, был вынесен судебный приказ № 2а-3999/2021, однако согласно определению от 26.01.2022 г. он был отменен, поскольку ответчик представил возражения относительно его исполнения.

Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности после отмены судебного приказа не позднее 26.07.2022 г. Указанный срок административным истцом не пропущен, поскольку с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени налоговый орган обратился 29.04.2022 г.

Представителем истца заявлено ходатайство признании уважительными причин пропуска срока подачи заявления о вынесении судебного приказа и восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящими требованиями.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций, уважительных причин для пропуска срока для обращения в суд, налоговым органом не представлено, в связи с чем, оснований для восстановления указанного срока не имеется. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании с Сенькиной Е.Г. недоимки по пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области к Сенькиной Е.Г. о взыскании недоимки по налогам и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.06.2022 г.

Судья О.В. Меньшикова

2а-1295/2022 ~ М-958/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 15 по Самарской области
Ответчики
Сенькина Е.Г.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Меньшикова О. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация административного искового заявления
29.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
14.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Дело оформлено
03.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее