Дело № 12-216/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Глобу Н.В., рассмотрев 14 июня 2017 года жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» на постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2017 года, которым
администрация МО ГО «Сыктывкар» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В связи с проведением административного расследования протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации МО ГО «Сыктывкар» передан на рассмотрение в суд.
По результатам рассмотрения дела судом вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит постановление судьи городского суда отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях состава административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника Администрации МО ГО «Ладанова А.И., прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого решения суда, учитывая следующее.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из содержания требований пункта 3, 4 статьи 16, положений пункта 5 части 1 приведённой статьи Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Пунктом 13 утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 Правил дорожного движения установлена обязанность должностных лиц и иных лиц, ответственных за состояние дорог, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, требования к элементам обустройства дорог, предназначенных для повышения удобства и безопасности дорожного движения установлены ГОСТом 52766-2007 «Дороги общего пользования» Элементы обустройства. Общие требования».
Как следует из обстоятельств дела, основанием привлечения администрации МО ГО «Сыктывкар» к административной ответственности явилось необеспечение безопасности дорожного движения в нарушение установленных требований выразившееся в отсутствии тротуаров, наружного освещения и пешеходного перехода в районе остановочных пунктов общественного транспорта «"наименование"», расположенных на административной территории города Сыктывкара на автодороге км "адрес", неверном (в противоположном по ходу движения направлении) установлении остановочных пунктов.
Пунктом 4.5.1 названного ГОСТа в качестве средств организации движения пешеходов и велосипедистов предусмотрено размещение на дорогах общего пользования тротуаров и пешеходных дорожек.
Пункт 4.5.1.1 устанавливает, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТу Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Пунктом 4.5.1.3. указанного ГОСТа определено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с пунктом 4.5.2.4 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). На дорогах с шириной проезжей части 15 м и более наземные пешеходные переходы должны быть оборудованы островками безопасности по 4.2.5.
В силу требований пункта 4.6.1.1 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусмотрено на автобусных остановках, пешеходных переходах.
В соответствии с установленными приведенным ГОСТом правилами размещения остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, требований пункта 5.3.2.5, остановочные пункты, оборудованные наземными пешеходными переходами, смещают по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о привлечении администрации МО ГО «Сыктывкар» к административной ответственности, судья городского суда на основании установленных по результатам оценки представленных доказательств обстоятельств и с учётом вышеприведенных требований закона, диспозиции вменённой статьи, пришла к правильному выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава вменённого административного правонарушения.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Необеспечение администрацией МО ГО «Сыктывкар» как обязанным лицом в результате непринятия должных мер к оборудованию остановочного комплекса в соответствии с предусмотренными техническими требованиями к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении администрацией МО МР «Сыктывкар» вменённого правонарушения, судом дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам, правильно определен субъект правонарушения.
Факт ненадлежащего содержания дорог администрацией МО ГО «Сыктывкар» как ответственным лицом установлен, подтверждается материалами дела, исследованными судом в качестве доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на установление их относимости, допустимости и достаточности.
Доводы жалобы, в которых оспаривая наличие в действиях администрации МО ГО «Сыктывкар» состава правонарушения, заявитель, настаивает на том, что участок автомобильной дороги "адрес" отнесен к IV технической категории, а в соответствии с пунктом 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» требования по оборудованию автобусных остановок тротуарами, освещением и пешеходными переходами распространяются именно на автомобильные дороги I-III категории, полагаю ощибочными.
В соответствии с требованиями ГОСТа 52766-2007 «Дороги общего пользования» Элементы обустройства. Общие требования», пунктом 5.3.1. которого, предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования, на основании пункта 5.3.2.1 установлено, что остановочный пункт, без ограничения по категории автомобильной дороги, должен состоять и быть обеспечен тротуаром и пешеходными дорожками, пешеходным переходом, а также иметь освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Пунктом 7.1.3 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утверждённых письмом Минтраса РФ от 17 марта 2004 года № ОС-28/1270-ис, установлено, что эксплуатационное состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяться актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно пункту 7.2.18 названных рекомендаций для обеспечения безопасности дорожного движения пешеходные дорожки или тротуары устраивают на дорогах всех категорий, проходящих через населенные пункты, а также на подходах к ним от автобусных остановок, мест приложения труда, отдыха и торговли независимо от количества пешеходов.
Изложенные доводы с указанием отнесения участка автомобильной дороги "адрес" к IV технической категории автомобильной дороги обоснованно не приняты судьёй городского суда в качестве основания, исключающего наступление административной ответственности администрации МО ГО «Сыктывкар» по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом в подтверждение необоснованности заявленных доводов следует учесть, что согласно представленному в материалы дела об административном правонарушении кадастровому паспорту , свидетельству о государственной регистрации права собственности, автомобильная дорога "адрес", протяженностью 5076 м, являясь государственной автомобильной дорогой общего пользования Республики Коми, отнесена к III технической категории.
С учётом изложенных выводов, в отсутствие доказательств принятия ответственным лицом всех зависящих мер к соблюдению действующего законодательства, судья городского суда, руководствуясь положениями ГОСТа Р 52766-2007, дала верную юридическую оценку действиям лица по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пришла к обоснованному выводу наличии в действиях привлекаемого лица состава вменённого административного правонарушения.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Оснований для отмены оспариваемого решения суда как о том ставится вопрос в жалобе и удовлетворении ее доводом не имеется. Жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 апреля 2017 года оставить без изменения, жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев