Дело № 2–1078/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чернушка 12 ноября 2014 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
Председательствующего судьи Мень О.А.,
помощника прокурора Чернушинского района ФИО4,
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Пермского края в интересах ФИО1 к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 4 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края, в интересах ФИО1 обратился с иском к Правительству Пермского края, МТУ № 4 МСР Пермского края о возложении обязанности по предоставлению по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Исковые требования обоснованы следующим: ФИО1 является лицом из числа детей сирот, закрепленного жилья не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, собственного жилья не имеет. Прокурор, на основании ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5, 11, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 23 Устава Пермского края просит обязать Правительство Пермского края и МТУ № МСР Пермского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, по делу привлечены Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Министерство социального развития <адрес>.
Прокурор ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ФИО1 относится к категории из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, обучается в учебном заведении. У истца нет в собственности или по договору социального найма какого-либо жилого помещения, в настоящее время он зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну, имеет временную регистрацию до окончания срока обучения. В соответствии с приведенными в исковом заявлении положениями закона истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда, просит суд обязать ответчиков предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Октябрьского муниципального района Пермского края, либо в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства ФИО1.
Истец ФИО1 в суд не явился в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просит о рассмотрении дела в его отсутствии, поддержал исковые требования прокурора, просит иск удовлетворить. В предварительном судебном заседании суду пояснил, что после окончания школы поступил в училище и в настоящее время обучается на 3 курсе очного отделения в <адрес>, проживает в общежитии, до окончания обучения в феврале 2015 года, постоянно зарегистрирован у опекуна в <адрес>. Во время свободное от учебы, в каникулы, он проживает у бывшего опекуна в <адрес>. Другого жилья нет. Просит суд обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Октябрьского муниципального района Пермского края, либо в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к его месту жительства.
Представитель ответчика Правительство Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве по иску представитель ответчика указал, что с требованиями прокурора не согласны по следующим основаниям: законом Пермского края от 14.12.12 № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 1 ст. 6 Закон Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в ред. закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит суд отказать прокурору Октябрьского района в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения «Дирекция по капитальному строительству» в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявлений и ходатайств об отложении судебного заседания в суд не поступало.
Представитель ответчика МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Представитель ответчика в письменных объяснениях по иску указал следующее ФИО1 обратился в МТУ №4, на основании представленных документов комиссией принято решение включить ФИО1 в список на 2013 год (протокол № 11 от 28.06.2013 года). Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. № 92-п», осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, считаем необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству».
Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления. Представитель ответчика в письменных объяснениях по иску указал, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности, в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержи детей-сирот решения о включении указанных лиц в список, предоставление ФИО1 жилого помещения без очереди нарушит права иных лиц, что является нарушением ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Просит суд отказать прокурору Октябрьского района в удовлетворении иска.
Заслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, 1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. 3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. …6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. ….По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. 7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. 8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. 9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 (ред. от 08.12.2013 года) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПО 16.12.2004 года), 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. 2. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным. …3. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи: 1) по достижении возраста 18 лет; … 4. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. 5. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения. 6. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Пермского края. …6.6. Уполномоченный орган в сфере социальной поддержки детей-сирот на основании представленных в соответствии с частями 6.1, 6.2 настоящей статьи документов ежегодно до 1 июня формирует список. Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. 7. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьей, составляет 5 лет. …8. Государственный уполномоченный орган опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц Пермского края обязан осуществлять контроль за использованием жилых помещений и(или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно материалов дела судом установлено, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, согласно паспорта зарегистрирован <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18)
Согласно свидетельства о смерти отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ года, по решению Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО5 лишена родительских прав (л.д.6-7,9-10)
На основании постановления главы администрации Октябрьского района № от ДД.ММ.ГГГГ года, над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека, опекуном назначена ФИО6 (л.д.8).
Согласно справок ГБУО УСПО Свердловской области «Красноуфимский многопрофильный техникум» ФИО1 учится на очном отделении в гр. №40, срок обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, проживает в общежитии в комнате площадью 15 кв.м., количество проживающих 3 человека. (л.д.21,80-81)
Согласно справки ОУФМС России по Свердловской области ФИО1 временно зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>, общежитие на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. (л.д. 22)
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю) и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», Администрации Таушинского сельского поселения за ФИО1 не зарегистрированы права на объекты недвижимого имущества – жилые помещения (на квартиры либо на жилые дома) (л.д. 16,35,12)
На основании постановления главы Октябрьского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке в очередь на получение жилья детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ФИО1 поставлен в льготную очередь на получение жилья. (л.д. 15)
Согласно уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ МТУ №4 МСР ПК судом установлено, что решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма, на основании решения МТУ № 4 Министерства социального развития Пермского края ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края, по договору найма специализированного жилого помещения, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В судебном заседании на основании пояснений истца и материалов дела установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2007 году остался без попечения родителей, так как отец умер, мать была лишен родительских прав по решению суда, истец проживал у опекуна. После окончания школы с 2013 года истец обучается ГБУО УСПО «Красноуфимский многопрофильный техникум» на очном отделении имеет временную регистрацию на период обучении до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, на каникулы приезжает в <адрес>, проживает у бывшего опекуна, зарегистрирован в Пермском крае в жилом помещении, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, фактически проживал у опекуна с момента установления опеки, указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются справками о регистрации и обучении, решениями суда, постановление о назначении опекуна уведомлениями.
ФИО1 не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации об отсутствии у истца прав на недвижимое имущество, сведениями из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии прав на недвижимое имущество у истца. Истец ФИО1 на момент рассмотрения дела право на получение жилого помещения не реализовал.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Пермской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилым помещением у истца ФИО1 сохраняется до фактического обеспечения жилым помещением.
Постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 года N 92-п (ред. от 09.09.2013 года) "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждены Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются; Порядок предоставления и регистрации документов, необходимых для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; определено, что органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является Министерство социального развития Пермского края, которое осуществляет данные полномочия через свои территориальные органы.
Истец ФИО1 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 20).
Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 года N 107-п «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которого формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета (п. 2.1). Согласно Порядка, п. 2.2. Министерство социального развития Пермского края до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство строительства и архитектуры Пермского края информацию о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда для детей-сирот. 2.3. Министерство строительства и архитектуры Пермского края представляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для формирования специализированного фонда для детей-сирот на очередной финансовый год и плановый период. 2.4. Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края предоставляет в Министерство финансов Пермского края до 20 мая года, предшествующего планируемому, информацию об объемах средств краевого бюджета, необходимых для содержания и эксплуатации жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот на очередной финансовый год и плановый период. 3.1. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год. 3.3. Способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства. 3.4. Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и архитектуры Пермского края на основании технического задания Министерства социального развития Пермского края, оформленного в соответствии со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с соблюдением очередности, исходя из даты включения детей-сирот в список.
В соответствии с уведомлением от 08.07.2013 года МТУ №4 МСР ПК принято решение Межрайонного территориального управления № 4 Министерства социального развития Пермского края от 28.6.2013 года № 11, согласно которого ФИО1 включен в список лиц для получения специализированного жилищного фонда Пермского края на 2013 год. (л.д. 15,20,70-71)
При рассмотрении дела ответчиками не представлены доказательства исполнения указанного Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно приведенного п. 3.3. Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года N 1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 1 марта 2013 г. N 92-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, определено, что КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанный Порядок регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений.
Согласно Порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, 1.2. При наличии условий, содержащихся в ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка и включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, сформированный Министерством социального развития Пермского края (Министерство) в соответствии с ч. 6 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 (граждане), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений. 1.3. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. 1.4. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства. …2.1. Министерство социального развития Пермского края в течение 10 рабочих дней со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства (территориальные органы). 2.2. Гражданин с представителями территориального органа, краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по капитальному строительству" (Учреждение) производят осмотр предложенного жилого помещения. При получении письменного согласия гражданина на предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (письменное согласие гражданина) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку территориальные органы в течение 3 рабочих дней со дня получения такого согласия информируют об этом в письменном виде Министерство социального развития Пермского края с направлением в его адрес учетного дела гражданина. …2.3. Министерство на основании представленных территориальными органами письменных согласий граждан и учетных дел граждан в течение 10 рабочих дней в отношении граждан, право на жилое помещение у которых наступило в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419: проверяет обоснованность включения граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения; направляет в Учреждение список о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку, утвержденный министром социального развития Пермского края (далее - Список), с приложением к нему заверенной территориальным органом копии письменного согласия гражданина. 2.4. Учреждение (Наймодатель) на основании Списка в течение 10 рабочих дней со дня получения Списка с прилагаемой копией письменного согласия гражданина принимает решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений, уведомляет гражданина о принятом решении и заключает с гражданином договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Решение о предоставлении гражданам, включенным в Список, жилых помещений оформляется приказом Учреждения.
Согласно ст. п. 5 ст. 15, ст. 23 Устава Пермского края от 27.04.2007 года № 32-ПК (ред. от 27.11.2012 года) (принят ЗС ПК 19.04.2007) исполнительная власть Пермского края осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК (ред. от 29.02.2012 года) «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» (принят ЗС ПК 16.08.2007) исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Согласно ст. 4 Закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК, Правительство Пермского края несет ответственность за обеспечение достижения целей и результатов стратегических программных мероприятий развития Пермского края.
В соответствии с ст. 11 закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК, 1. Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края; возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края и осуществляет руководство исполнительными органами государственной власти Пермского края; в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области и законов Коми-Пермяцкого автономного округа, актов губернатора Пермского края, актов губернатора Пермской области, постановлений главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
На основании приведенных положений Устава Пермского края, Закона Пермского края 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», надлежащим ответчиком по исковым требованиям прокурора в интересах истца ФИО1 о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда является Правительство Пермского края.
Поскольку Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не определяет единый орган, ведающий вопросами предоставления жилых помещений. КГБЦ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет только управление специализированным фондом, учреждение принимает решение о предоставлении детям – сиротам жилого помещения, заключает договор найма на основании Списка о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, составляемого Министерством социального развития Пермского края.
Кроме того, способ формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот устанавливается правовыми актами Правительства Пермского края путем принятия соответствующего расходного обязательства.
Из письменных доводов представителей ответчиков и третьих лиц, представленных в суд, не установлено, что в настоящее время указанный специализированный жилищный фонд сформирован.
Приведенными положениями законов не исключается исполнение обязанности по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Правительством как высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, так как в пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Пермского края и законов Пермского края, законов Пермской области, актов Правительства Пермского края, на территории Пермского края, и осуществляет контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти.
Правительство Пермского края вправе перераспределить обязанности по совершению юридических и фактических действий между исполнительными органами государственной власти.
Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, не освобождает Правительство Пермского края, как высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющий систему исполнительных органов государственной власти, осуществляющий руководство исполнительными органами, от исполнения обязательства по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Отсутствие на территории Октябрьского муниципального района Пермского края специализированного жилищного фонда не может выступать основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы Министерства социального развития Пермского края, в части предоставления жилых помещений исходя из даты принятия решения о включении в Список детей – сирот, соблюдения очередности с учетом интересов других лиц, имеющих равное право на обеспечение жилым помещением, суд не может признать состоятельными, так как в отношении истца ФИО1 территориальным органом Министерства в 2013 году принято решение о наступлении у истца права на обеспечение жилым помещением. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 закона Пермского края от 08.10.2007 года № 127—ПК и ч. 2 ст. 6 закона Пермской области от 29.12.2004 года № суд считает, что право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма у ФИО1 возникло, но до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Законодательное закрепление права граждан, относящихся к категории лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей, на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений не предполагает какой-либо очереди и, как следствие, реализация истцом права на судебную защиту не указывает на нарушение истцом прав других лиц.
Вопрос об изменении места нахождения предоставляемого жилого помещения может быть разрешен при исполнения решения, так как Порядок предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года № 1194-п, определяет право гражданина на осмотр предложенного жилого помещения, и предоставление осмотренного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения производится при получении письменного согласия гражданина на предоставление конкретного жилого помещения.
На основании изложенного, установленных фактических обстоятельств, исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края подлежат удовлетворению, обязанность предоставить истцу ФИО1 благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, по договору найма специализированных жилых помещений, в пределах Октябрьского муниципального района Пермского края, либо с согласия истца в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства, суд возлагает на ответчика Правительство Пермского края.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить.
Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в пределах Октябрьского муниципального района Пермского края, либо с его согласия в другом муниципальном образовании Пермского края ближайшем к месту жительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, в течении одного месяца со дня вынесения.
Судья О.А. Мень