Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2014 ~ М-37/2014 от 18.02.2014

Дело № 2-54/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

<адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО8.,

при секретаре судебных заседаний ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <данные изъяты> о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> о взыскании заработной платы. Свои требования мотивирует тем, что она работает у ответчика, который начисляет и выплачивает ей заработную плату, не соблюдая требования статей 133, 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Просит взыскать с ответчика в свою пользу не начисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, в том числе за: ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась. О месте и времени слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 31, 34).

Представитель ответчика <данные изъяты> ФИО6, занимающий должность директора, в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д. 32, 33). Возражений против заявленных требований суду не представил.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городского суда <адрес> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация <адрес> и Управление образования администрации <адрес> (л.д. 27).

Представитель администрации <адрес>, извещенной о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом,в судебное заседание не явился. <адрес> представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ее представителя, а также возражения против заявленных исковых требований, в которых со ссылкой на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», статьи 133, 129 Трудового кодекса Российской Федерации указывает, что в соответствии с действующими нормами трудового законодательства в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат, входящих в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Просит в иске ФИО2 отказать (л.д. 28, 45-46).

Представитель Управления образования администрации <адрес>, извещенного о месте и времени слушания дела своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Управление образования администрации <адрес> просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя (л.д. 29, 37).

Из представленных в суд возражений Управления образования администрации <адрес> на исковые требования следует, что Управление образования на основании заключенного с ответчиком договора о ведении бухгалтерского учета производит начисление заработной платы работникам ответчика, руководствуясь при этом действующими правовыми актами федерального и местного уровня. Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «Об утверждении положения о порядке выплаты, обеспечивающей уровень заработной платы работников муниципальных учреждений и работников органов местного самоуправления не ниже размера, установленного в <адрес> минимальной заработной платы», указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ установлен минимальный размер заработной платы на территории <адрес>: Севернее рек <адрес> – 8628 рублей, южнее рек <адрес> – 7550 рубля, при этом уровень заработной платы обеспечивается до минимального размера оплаты труда за счет региональной выплаты, включающей в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Считает, что при начислении заработной платы работникам ответчика Управление образования администрации <адрес>, руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами, правомерно включает в величину размера минимальной заработной платы все виды выплат, входящих в состав заработной платы. Просит в иске отказать (л.д. 38-40).

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одном из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав и не препятствует рассмотрению дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Поскольку лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и просят рассмотреть дело в их отсутствие, суд, руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.

Изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд руководствуется следующим.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 1 ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, который согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, при этом в силу части 3 указанной нормы месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в силу статей 129, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями и районный коэффициент являются компенсационными выплатами (доплатой к заработной плате) и должны начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 232-ФЗ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен: с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5.205 рублей в месяц и с ДД.ММ.ГГГГ в размере 5.554 рубля в месяц.

На основании Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> края относится к районам Крайнего Севера.

В соответствии с Указом Президиума Верховного ФИО1 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Указом Президиума Верховного ФИО1 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в районах Крайнего Севера к заработной плате работников начисляется надбавка к их месячному заработку в размере 80%.

Согласно п. 4 Приложения к Постановлению Государственного комитета ФИО1 по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (с изм., внесенными Постановлением Госкомтруда ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № 401) в <адрес> края к заработной плате работников применяется районный коэффициент 1,60.

Таким образом, заработная плата работников, осуществляющих работу городе <адрес>, отнесенному к районам Крайнего Севера, при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда должна быть: с ДД.ММ.ГГГГ не ниже 12.492 рублей в месяц (5.205 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.123 рубля (районный коэффициент 60 %) + 4.164 рубля (максимальная процентная надбавка 80%); с ДД.ММ.ГГГГ должна быть не ниже 13.329 рублей 60 копеек в месяц (5.554 рублей (минимальный размер оплаты труда) + 3.332 рубля 40 копеек (районный коэффициент 60 %) + 4.443 рубля 20 копеек (максимальная процентная надбавка 80%).

Судом установлено, что ФИО2 работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ уборщиком служебных помещений. По условиям трудового договора работнику установлены: должностной оклад, надбавка за работу в районах Крайнего Севера, районный коэффициент 60 % и доплата в размере 10 % за работу с тяжелыми и вредными условиями труда (л.д. 5-8). За отработанное время в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истцу начислена заработная плата, размер которой ниже гарантированного минимального размера оплаты труда для работников районов Крайнего Севера: в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей 00 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. 00 коп., в ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. 00 коп. (л.д. 9-11).

Доводы истца о том, что минимальный размер заработной платы с учетом выплаты районного коэффициента и процентной надбавки ку заработной плате должен составлять не менее 12.492 рублей за ДД.ММ.ГГГГ и 13.329 рублей 60 копеек за ДД.ММ.ГГГГ суд находит обоснованными, поскольку в силу приведенных выше положений закона работнику, работающему в районах Крайнего Севера, гарантирована выплата не только минимального размера оплаты труда в сумме 5.205 рублей в месяц и 5.554 рубля в месяц соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ года, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой надбавок (в данном случае это районный коэффициент и северная процентная надбавка).

Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Учитывая, что в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 начислена заработная плата в размере, менее гарантированного законом, суд находит исковые требования о взыскании с ответчика в пользу работника не начисленной заработной платы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, с <данные изъяты> в пользу ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должна быть взыскана не начисленная заработная плата в общей сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (<данные изъяты> руб. 00 коп. + <данные изъяты> руб. 00 коп. + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.), исходя из следующего расчета:

1)                  не начисленная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. 00 коп. (12.492 руб. (подлежало начислению) – <данные изъяты> руб. 00 коп. (начислено фактически);

2)                  не начисленная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. 00 коп. (12.492 руб. (подлежало начислению) - <данные изъяты> руб. 00 коп. (начислено фактически);

3)                  не начисленная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (13.329 руб. 60 коп. (подлежало начислению) - <данные изъяты> руб. 00 коп. (начислено фактически).

Доводы третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - администрации <адрес> и Управления образования администрации <адрес> о том, что районный коэффициент и надбавка за работу в районах Крайнего Севера включаются в заработную плату, основаны на неправильном толковании положений трудового законодательства, поэтому не могут быть приняты во внимание при разрешении данного трудового спора.

Доводы Управления образования администрации <адрес> о том, что работодатель обязан исполнять нормативно-правовой акт органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые определили понятие и размер оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений, суд считает не состоятельными.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

Согласно ч. 9 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Положения статьей 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают начисление районного коэффициента и надбавок к заработной платы для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, на начисленную заработную плату, размер которой не может быть менее минимального размера оплаты труда.

Таким образом, нормативно-правовые акты органов власти субъекта Российской Федерации должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и в случае их противоречия применению не подлежат.

В силу положений части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому с ответчика в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Исковые требования ФИО2 к <данные изъяты> о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с <данные изъяты> в пользу ФИО2 не начисленную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>).

Взыскать с <данные изъяты> государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейки (руб. <данные изъяты> коп. <данные изъяты>) в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес> суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> городской суд <адрес>.

Председательствующий ФИО9

2-54/2014 ~ М-37/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Садыкова Валима Хакимьяновна
Ответчики
МКОУ "СОШ г.Игарки" им.В.П.Астафьева
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Безрукова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
igarka--krk.sudrf.ru
18.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2014Передача материалов судье
21.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.03.2014Подготовка дела (собеседование)
04.03.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2014Судебное заседание
25.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2015Дело оформлено
02.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее