Строка статотчета -2.065
Дело № 2-346/2021
УИД 36RS0004-01-2020-005546-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
с участием прокурора Урывской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мельникова Алексея Аркадьевича к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мельников А.А.обратился в суд с иском, указывая, что осуществляет трудовую деятельность в ГУ МЧС России по Воронежской власти в должности дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому районам в звании старшего лейтенанта внутренней службы.
Также истец указывает, что во время работы в ГУ МЧС России по Воронежской области состояние его здоровья ухудшилось, так как у него было выявлено заболевание - <данные изъяты>, которое не совместимо с его трудовой деятельностью.
С 03.07.2019г. по 20.07.2019г. он находился на лечении в амбулаторных условиях, что подтверждается листком освобождения от выполнения трудовых обязанностей по временной нетрудоспособности № 4553. В связи с состоянием здоровья ему был выдан новый листок (продолжение) № 802.
С 04.07.2019г. диагноз был изменен на <данные изъяты>. Был вынесен предварительный диагноз сахарный диабет 1 типа.
С 27.07.2019г. по 06.08.2019г. находился на стационарном лечении, что подтверждается листком освобождения от выполнения трудовых обязанностей по временной нетрудоспособности №802, который также был продлен и выдан еще один листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №5385.
28.08.2019г., как указывает истец, ему было выписано направление №272 на медицинское освидетельствование, согласно которому ему необходимо явиться на ВВК не позднее трех месяцев, с даты выдачи направления.
29.08.2019г. истцу была выдана медицинская характеристика, согласно которой влияние служебных обязанностей на состояние здоровья - ухудшение.
Также истец указывает, что 02.10.2020г. им было получено уведомление, о том, что приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от 29.09.2020г. № 108-НС с ним расторгнут контракт и он уволен со службы по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 ФЗ).
Однако, к указанному уведомлению не был приложен данный приказ об увольнении.
Приказ об увольнении истец считает незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2020г. № 272 срок подачи декларации был установлен до 01.08.2020г.
Однако, как указывает истец, в установленный срок он не мог подать декларацию в связи с поставленным ему диагнозом: <данные изъяты>
В соответствии с Указом Губернатора Воронежской области №125-у от 26.03.2020 (в редакции Указа Губернатора Воронежской области № 138-у от 03.04.2020г.) пунктом 5 установлена обязанность граждан, проживающих на территории Воронежской области в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении № 2 к настоящему указу, соблюдать режим самоизоляции.
Пункт 1 Приложения № 2 к указу Губернатора Воронежской области № 138-у от 03.04.2020г. к перечню заболеваний, требующих соблюдение режима самоизоляции относит, в том числе: <данные изъяты> классифицируемая в соответствии с Международной классификацией болезней – 10 (МКБ-10) по диагнозу Е10.
Также, как указывает истец, пунктом 4 Указа Губернатора Воронежской области №125-у от 26.03.2020 (в редакции Указа Губернатора Воронежской области № 184-у от 13.05.2020г.) установлена обязанность граждан, проживающих на территории Воронежской области: - в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении № 2 к настоящему указу, соблюдать режим самоизоляции.
Пункт 2 данного Указа не распространяется на организации (работодателей и их работников), перечисленные в пунктах 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020г. №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В период с 05.08.2020г. по 11.08.2020г. он снова находился на амбулаторном лечении.
Истец считает, что он относится к категории граждан, которые обязаны были соблюдать режим самоизоляции, в связи с чем он не имел никакой возможности предоставить декларацию о доходах, поскольку часть времени он находился на самоизоляции, остальную часть – на больничном.
Также истец указывает, что вывод о его годности для дальнейшей работы в ГУ МЧС России по Воронежской области определяет военно-врачебная комиссия. Без выдачи нового направления прохождение ВВК невозможно. Однако, направление на прохождение новой ВВК работодатель целенаправленно не выдал.
И только после расторжения контракта, 02.10.2020г. ему было выдано направление на медицинское освидетельствование.
Также ему стало известно, что законодательством предусмотрена единовременная выплата по причине возникновения заболевания (ч. 4 ст.12 ФЗ от 30.12.2012г. № 283-Ф3 (ред. от 31.07.2020г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), чем, по мнению истца, и вызвано уклонение ответчика в выдаче ему повторного направления.
Кроме того истец указывает, что ему не были выплачены денежные средства за выполнение служебных обязанностей сверх нормы рабочего времени (ночью, выходные и праздничные дни), чем были нарушены положения ст. 153 ТК РФ.
В связи с изложенным, Мельников А.А., с учетом уточнений от 15.12.2020г. (л.д. 74-75) просил суд признать незаконным приказ ГУ МЧС России по Воронежской области № 108-НС от 29.09.2020г. о его увольнении по п.13 ч.3 ст. 83 (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ст. 84 ФЗ); восстановить его на работе в ГУ МЧС России по Воронежской области в должности дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому районам в звании старшего лейтенанта внутренней службы с 03 октября 2020 года; взыскать с ГУ МЧС России по Воронежской области в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула с даты увольнения (02.10.2020г.) до момента восстановления на работе; взыскать с ГУ МЧС России по Воронежской области в его пользу в счет компенсации морального вреда 50 000 руб..
В судебном заседании истец Мельников А.А. и его представитель по устному ходатайству Сурина А.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности – Павлова Н.Н. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению (л.д. 138-145).
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требования Мельникова А.А. не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Способы защиты права установлены статьей 12 Гражданского кодекса РФ либо иным федеральным законом. Таким образом, действующим законодательством установлено, что предметом судебной защиты могут являться нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы. Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случае, если представление необходимых доказательств для лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3 ст. 56 ГПК РФ). При этом в силу п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В силу требований части 1 статьи 67 ГПК РФ оценка доказательств осуществляется судом, который оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2 ст.67 ГПК РФ). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3 ст.67 ГПК РФ). Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Из статьи 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (ст. 10 ГК РФ). Мельников А.А.обратился в суд с иском, указывая, что он проходил службу в федеральной противопожарной службе с 01 сентября 2009 года, последняя занимаемая должность - дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы, специальное звание - старший лейтенант внутренней службы. Приказом Начальника Главного управления МЧС России по Воронежской области от 29 сентября 2020 года № 108-НС Мельников А.А. уволен со службы в федеральной противопожарной службе со 2 октября 2020 года. В соответствии с Приказом МЧС России от 22.10.2015 N 565 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" гражданский служащий подает сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствующее кадровое подразделение МЧС России, ведущее учет и хранение персональных данных на федерального государственного служащего по этой должности. Правоотношения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», другими соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, в подпункте «б» пункта 3 определено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки... государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Пунктом 2 вышеуказанного положения предусмотрено, что обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагаются на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы. Пункт 7 Положения предусматривает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» закреплено, что в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Пунктом 15 вышеуказанного Положения предусмотрено, что случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение требований, Мельников А.А., будучи уведомленный о необходимости предоставления сведений об имущественном положении, в установленный Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 срок до 1 августа 2020 г. включительно, не представил сведения о доходах, что явилось поводом для проведения служебной проверки. Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника федеральной противопожарной службы п. 9 части 1 статьи 12 Закона № 141-ФЗ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», приказом МЧС России от 22.10.2015 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Пункт 2 указанного выше ведомственного перечня содержит все должности в управлении (отделе, -отделении, группе) надзорной деятельности (и профилактической работы). Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, в подпункте «б» пункта 3 определено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки... государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» закреплено: « В связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. По состоянию на 01 августа 2020 года включительно дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнемамонскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы старший лейтенант внутренней службы Мельников А.А. справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Главное управление не представил, рапорт о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не подавал. В соответствии с п. 9 части 1 статьи 14 Закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе в случае непредставления сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В соответствии с частями 2 и 3 Закона № 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Одной из основных мер профилактики коррупции указанный выше закон в статье 6 (пункт 4) в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности предусматривает непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной и муниципальной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий. Согласно пункту 3.2. части 1 статьи 8 Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» сотрудник федеральной противопожарной службы обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установил для лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8); обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1). Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение). Подпунктом «в» пункта 7 Положения определено, что «кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку... соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке подпунктом а. пункта 1 работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 10 Положения). На основании докладной записки заместителя начальника управления- начальника отдела подбора, расстановки кадров, профессионального обучения полковником внутренней службы ФИО13 25.08.2020 было принято решение о проведении проверки. С уведомлением о проведении проверки Мельников А.А. ознакомлен 07.09.2020 г. и ему предложено представить письменные объяснения по фактам совершенных им дисциплинарных проступков, выразившихся в не предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год и нарушении запрета личному составу подразделений МЧС России за пределы Российской Федерации. (л.д. 81-82). В объяснении от 09 августа 2020 года Мельников А.А. указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2020г., в котором срок предоставления декларации продлен дл 01 августа 2020 года, он планировал сдать декларацию в последнюю неделю. В связи с указом Губернатора Воронежской области №125-у от 26.03.2020 г. он находился на самоизоляции, так как входит в группу риска (1 пункт перечня заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции). Поскольку домашнего компьютера он не имеет, а 21 июля 2020 года он в срочном порядке был госпитализирован в ВОКБ №1 в г. Воронеже с повышенным сахаром до 31 июля 2020 года включительно, поэтому ему не представилось возможным сдать декларацию в установленный срок. К тому же кадровым аппаратом он был должным образом оповещен о сроках подачи декларации о доходах (л.д.83-84). В соответствии с пунктом 28 Положения по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность в установленном порядке, предоставляется доклад. При этом в докладе должно содержать одно из следующих предложений:... о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Доклад по результатам проверки о непредставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Мельниковым А.А. 11 сентября 2020 года был представлен начальнику Главного управления МЧС России по Воронежской области для рассмотрения, который представил материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (л.д.88-92). Приказом Начальника Главного управлении за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении требований приказа Главного управления МЧС России по Воронежской области от 14.09.2020г. №179 Мельников А.А. предупрежден о неполном служебном соответствии в связи с пересечением государственной границы. Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. 17 сентября 2020 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Воронежской области, на которое старший лейтенант внутренней службы Мельников А.А. не прибыл, указав в рапорте на свою нетрудоспособность, вызванную заболеванием эндокринной системы - <данные изъяты> (вх. от 17.09.2020 № 114-2-1-1). В соответствии с пунктом 22 Положения № 821 по итогам рассмотрения вопроса несоблюдения Мельниковым А.А. требований о предоставлении сведениий о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г. установлено, что Мельников А.А. не соблюдал требования к служебному поведению федерального государственного служащего путем не предоставления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год и рекомендовано начальнику Главного управления МЧС России по Воронежской области применить к Мельникову А.А. меру дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в федеральной противопожарной службе. Сотрудник федеральной противопожарной службы, в том числе сотрудник надзорной деятельности, обязан соблюдать служебную дисциплину. Согласно норм части 1 статьи 46 Закона № 141-ФЗ служебная дисциплина означает соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В силу части 1 статьи 48 Закона № 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В соответствии со статьей 50 Закона № 141-ФЗ за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, на сотрудника налагаются взыскания, предусмотренные статьей 49 настоящего Федерального закона. В силу пункта 6 части 1 статьи 49 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Приказом от 22.09.2020 №693 за нарушение требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008г. №273 –ФЗ « О противодействии коррупции», пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.05.2016г. №141-ФЗ, выразившееся в непредставлении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на Мельникова А.А. наложено дисциплинарное взыскание «увольнение со службы федеральной противопожарной службе» по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 84 настоящего Федерального закона (л.д.126-130).
Пункт 2 части 1 статьи 84 Федерального закона № 141-ФЗ предусматривает, что сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Приказом Главного управления от 29.09.2020 № 108-НС старший лейтенант внутренней службы Мельников А.А., дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы уволен 02 октября 2020 года. Увольнение сотрудника федеральной противопожарной службы происходило не в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, командировке.
Согласно порядку выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, утвержденному приказами МВД России № 624, Минздрава России № 766н от 05.10.2016, листок освобождения по временной нетрудоспособности не выдается сотруднику при вынесении военно-врачебной комиссией заключения о негодности сотрудника к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, факт прохождения медицинского освидетельствования в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» на предмет годности к службе в федеральной противопожарной службе в должности не является временной нетрудоспособностью. Дисциплинарное взыскание наложено не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесении по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения в отпуске. Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что ответчиком соблюден порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения. На основании части 6 статьи 84.1 ТК РФ ответчик обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Из материалов дела следует, что в день увольнения в адрес Мельникова А.А. направлены соответствующие уведомления, с разъяснениями прибыть в ГУ МЧС России по Воронежской области для получения трудовой книжки, а при невозможности предоставить согласие на отправку трудовой книжки и военного билета по почте (л.д.136-137).
Суд, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, положениями Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", Приказа МЧС России от 15.04.2013 г. N 252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и граждан, претендующих на замещение таких должностей", Приказа МЧС России от 22.10.2015 г. N 566 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 15.04.2013 N 252", Приказа МЧС России от 20.02.2017 г. N 74 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам противодействия коррупции", с п. 4, пп. "а" п. 22 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. N 1065, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, полагает что у ответчика имелись законные основания для увольнения истца со службы федеральной противопожарной службе» по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 84 настоящего Федерального закона, поскольку при рассмотрении дела был установлен факт не предоставления истцом в установленный законом срок сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019год. Проверяя процедуру применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, судом установлено, что дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки, как указывалось выше, до привлечения к дисциплинарной ответственности от истца были истребованы объяснения; проведена служебная проверка, о которой истец уведомлен; при наложении дисциплинарного взыскания ответчиком учтена тяжесть совершенного проступка.
Поскольку основное требование истца оставлено без удовлетворения, то суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Мельникову Алексею Аркадьевичу в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца.
Судья И.В. Хрячков
Строка статотчета -2.065
Дело № 2-346/2021
УИД 36RS0004-01-2020-005546-67
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2021 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
с участием прокурора Урывской К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мельникова Алексея Аркадьевича к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Мельников А.А.обратился в суд с иском, указывая, что осуществляет трудовую деятельность в ГУ МЧС России по Воронежской власти в должности дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому районам в звании старшего лейтенанта внутренней службы.
Также истец указывает, что во время работы в ГУ МЧС России по Воронежской области состояние его здоровья ухудшилось, так как у него было выявлено заболевание - <данные изъяты>, которое не совместимо с его трудовой деятельностью.
С 03.07.2019г. по 20.07.2019г. он находился на лечении в амбулаторных условиях, что подтверждается листком освобождения от выполнения трудовых обязанностей по временной нетрудоспособности № 4553. В связи с состоянием здоровья ему был выдан новый листок (продолжение) № 802.
С 04.07.2019г. диагноз был изменен на <данные изъяты>. Был вынесен предварительный диагноз сахарный диабет 1 типа.
С 27.07.2019г. по 06.08.2019г. находился на стационарном лечении, что подтверждается листком освобождения от выполнения трудовых обязанностей по временной нетрудоспособности №802, который также был продлен и выдан еще один листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №5385.
28.08.2019г., как указывает истец, ему было выписано направление №272 на медицинское освидетельствование, согласно которому ему необходимо явиться на ВВК не позднее трех месяцев, с даты выдачи направления.
29.08.2019г. истцу была выдана медицинская характеристика, согласно которой влияние служебных обязанностей на состояние здоровья - ухудшение.
Также истец указывает, что 02.10.2020г. им было получено уведомление, о том, что приказом ГУ МЧС России по Воронежской области от 29.09.2020г. № 108-НС с ним расторгнут контракт и он уволен со службы по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 84 ФЗ).
Однако, к указанному уведомлению не был приложен данный приказ об увольнении.
Приказ об увольнении истец считает незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2020г. № 272 срок подачи декларации был установлен до 01.08.2020г.
Однако, как указывает истец, в установленный срок он не мог подать декларацию в связи с поставленным ему диагнозом: <данные изъяты>
В соответствии с Указом Губернатора Воронежской области №125-у от 26.03.2020 (в редакции Указа Губернатора Воронежской области № 138-у от 03.04.2020г.) пунктом 5 установлена обязанность граждан, проживающих на территории Воронежской области в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении № 2 к настоящему указу, соблюдать режим самоизоляции.
Пункт 1 Приложения № 2 к указу Губернатора Воронежской области № 138-у от 03.04.2020г. к перечню заболеваний, требующих соблюдение режима самоизоляции относит, в том числе: <данные изъяты> классифицируемая в соответствии с Международной классификацией болезней – 10 (МКБ-10) по диагнозу Е10.
Также, как указывает истец, пунктом 4 Указа Губернатора Воронежской области №125-у от 26.03.2020 (в редакции Указа Губернатора Воронежской области № 184-у от 13.05.2020г.) установлена обязанность граждан, проживающих на территории Воронежской области: - в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении № 2 к настоящему указу, соблюдать режим самоизоляции.
Пункт 2 данного Указа не распространяется на организации (работодателей и их работников), перечисленные в пунктах 4 и 5 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020г. №316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В период с 05.08.2020г. по 11.08.2020г. он снова находился на амбулаторном лечении.
Истец считает, что он относится к категории граждан, которые обязаны были соблюдать режим самоизоляции, в связи с чем он не имел никакой возможности предоставить декларацию о доходах, поскольку часть времени он находился на самоизоляции, остальную часть – на больничном.
Также истец указывает, что вывод о его годности для дальнейшей работы в ГУ МЧС России по Воронежской области определяет военно-врачебная комиссия. Без выдачи нового направления прохождение ВВК невозможно. Однако, направление на прохождение новой ВВК работодатель целенаправленно не выдал.
И только после расторжения контракта, 02.10.2020г. ему было выдано направление на медицинское освидетельствование.
Также ему стало известно, что законодательством предусмотрена единовременная выплата по причине возникновения заболевания (ч. 4 ст.12 ФЗ от 30.12.2012г. № 283-Ф3 (ред. от 31.07.2020г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»), чем, по мнению истца, и вызвано уклонение ответчика в выдаче ему повторного направления.
Кроме того истец указывает, что ему не были выплачены денежные средства за выполнение служебных обязанностей сверх нормы рабочего времени (ночью, выходные и праздничные дни), чем были нарушены положения ст. 153 ТК РФ.
В связи с изложенным, Мельников А.А., с учетом уточнений от 15.12.2020г. (л.д. 74-75) просил суд признать незаконным приказ ГУ МЧС России по Воронежской области № 108-НС от 29.09.2020г. о его увольнении по п.13 ч.3 ст. 83 (в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных ст. 84 ФЗ); восстановить его на работе в ГУ МЧС России по Воронежской области в должности дознавателя отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому районам в звании старшего лейтенанта внутренней службы с 03 октября 2020 года; взыскать с ГУ МЧС России по Воронежской области в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула с даты увольнения (02.10.2020г.) до момента восстановления на работе; взыскать с ГУ МЧС России по Воронежской области в его пользу в счет компенсации морального вреда 50 000 руб..
В судебном заседании истец Мельников А.А. и его представитель по устному ходатайству Сурина А.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности – Павлова Н.Н. против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению (л.д. 138-145).
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что требования Мельникова А.А. не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему. Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Статьей 3 ГПК РФ предусмотрено право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Способы защиты права установлены статьей 12 Гражданского кодекса РФ либо иным федеральным законом. Таким образом, действующим законодательством установлено, что предметом судебной защиты могут являться нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы. Согласно части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио-и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в случае, если представление необходимых доказательств для лиц, участвующих в деле, затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3 ст. 56 ГПК РФ). При этом в силу п. 23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В силу требований части 1 статьи 67 ГПК РФ оценка доказательств осуществляется судом, который оценивает их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ч.2 ст.67 ГПК РФ). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч.3 ст.67 ГПК РФ). Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Из статьи 9 ГК РФ следует, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (ст. 10 ГК РФ). Мельников А.А.обратился в суд с иском, указывая, что он проходил службу в федеральной противопожарной службе с 01 сентября 2009 года, последняя занимаемая должность - дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы, специальное звание - старший лейтенант внутренней службы. Приказом Начальника Главного управления МЧС России по Воронежской области от 29 сентября 2020 года № 108-НС Мельников А.А. уволен со службы в федеральной противопожарной службе со 2 октября 2020 года. В соответствии с Приказом МЧС России от 22.10.2015 N 565 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" гражданский служащий подает сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствующее кадровое подразделение МЧС России, ведущее учет и хранение персональных данных на федерального государственного служащего по этой должности. Правоотношения, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», другими соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, в подпункте «б» пункта 3 определено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки... государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Пунктом 2 вышеуказанного положения предусмотрено, что обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагаются на федерального государственного служащего, замещающего должность государственной службы. Пункт 7 Положения предусматривает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в кадровую службу федерального государственного органа в порядке, устанавливаемом руководителем федерального государственного органа. Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» закреплено, что в связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Пунктом 15 вышеуказанного Положения предусмотрено, что случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение требований, Мельников А.А., будучи уведомленный о необходимости предоставления сведений об имущественном положении, в установленный Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 срок до 1 августа 2020 г. включительно, не представил сведения о доходах, что явилось поводом для проведения служебной проверки. Обязанность представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника федеральной противопожарной службы п. 9 части 1 статьи 12 Закона № 141-ФЗ. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», приказом МЧС России от 22.10.2015 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы в МЧС России, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Пункт 2 указанного выше ведомственного перечня содержит все должности в управлении (отделе, -отделении, группе) надзорной деятельности (и профилактической работы). Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559, в подпункте «б» пункта 3 определено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки... государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Указом Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» закреплено: « В связи с реализацией на территории Российской Федерации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. По состоянию на 01 августа 2020 года включительно дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Верхнемамонскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы старший лейтенант внутренней службы Мельников А.А. справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Главное управление не представил, рапорт о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не подавал. В соответствии с п. 9 части 1 статьи 14 Закона № 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы не может находиться на службе в федеральной противопожарной службе в случае непредставления сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. В соответствии с частями 2 и 3 Закона № 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Одной из основных мер профилактики коррупции указанный выше закон в статье 6 (пункт 4) в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности предусматривает непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной и муниципальной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий. Согласно пункту 3.2. части 1 статьи 8 Федерального закона 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» сотрудник федеральной противопожарной службы обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установил для лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в государственных корпорациях, обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8); обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1). Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение (часть 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение). Подпунктом «в» пункта 7 Положения определено, что «кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности (далее - кадровые службы), по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку... соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке подпунктом а. пункта 1 работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (пункт 10 Положения). На основании докладной записки заместителя начальника управления- начальника отдела подбора, расстановки кадров, профессионального обучения полковником внутренней службы ФИО13 25.08.2020 было принято решение о проведении проверки. С уведомлением о проведении проверки Мельников А.А. ознакомлен 07.09.2020 г. и ему предложено представить письменные объяснения по фактам совершенных им дисциплинарных проступков, выразившихся в не предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год и нарушении запрета личному составу подразделений МЧС России за пределы Российской Федерации. (л.д. 81-82). В объяснении от 09 августа 2020 года Мельников А.А. указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2020г., в котором срок предоставления декларации продлен дл 01 августа 2020 года, он планировал сдать декларацию в последнюю неделю. В связи с указом Губернатора Воронежской области №125-у от 26.03.2020 г. он находился на самоизоляции, так как входит в группу риска (1 пункт перечня заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции). Поскольку домашнего компьютера он не имеет, а 21 июля 2020 года он в срочном порядке был госпитализирован в ВОКБ №1 в г. Воронеже с повышенным сахаром до 31 июля 2020 года включительно, поэтому ему не представилось возможным сдать декларацию в установленный срок. К тому же кадровым аппаратом он был должным образом оповещен о сроках подачи декларации о доходах (л.д.83-84). В соответствии с пунктом 28 Положения по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность в установленном порядке, предоставляется доклад. При этом в докладе должно содержать одно из следующих предложений:... о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Доклад по результатам проверки о непредставлении сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Мельниковым А.А. 11 сентября 2020 года был представлен начальнику Главного управления МЧС России по Воронежской области для рассмотрения, который представил материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (л.д.88-92). Приказом Начальника Главного управлении за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в неисполнении требований приказа Главного управления МЧС России по Воронежской области от 14.09.2020г. №179 Мельников А.А. предупрежден о неполном служебном соответствии в связи с пересечением государственной границы. Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. 17 сентября 2020 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Главного управления МЧС России по Воронежской области, на которое старший лейтенант внутренней службы Мельников А.А. не прибыл, указав в рапорте на свою нетрудоспособность, вызванную заболеванием эндокринной системы - <данные изъяты> (вх. от 17.09.2020 № 114-2-1-1). В соответствии с пунктом 22 Положения № 821 по итогам рассмотрения вопроса несоблюдения Мельниковым А.А. требований о предоставлении сведениий о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019г. установлено, что Мельников А.А. не соблюдал требования к служебному поведению федерального государственного служащего путем не предоставления справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год и рекомендовано начальнику Главного управления МЧС России по Воронежской области применить к Мельникову А.А. меру дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы в федеральной противопожарной службе. Сотрудник федеральной противопожарной службы, в том числе сотрудник надзорной деятельности, обязан соблюдать служебную дисциплину. Согласно норм части 1 статьи 46 Закона № 141-ФЗ служебная дисциплина означает соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В силу части 1 статьи 48 Закона № 141-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. В соответствии со статьей 50 Закона № 141-ФЗ за несоблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, на сотрудника налагаются взыскания, предусмотренные статьей 49 настоящего Федерального закона. В силу пункта 6 части 1 статьи 49 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Приказом от 22.09.2020 №693 за нарушение требований части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008г. №273 –ФЗ « О противодействии коррупции», пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от 23.05.2016г. №141-ФЗ, выразившееся в непредставлении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на Мельникова А.А. наложено дисциплинарное взыскание «увольнение со службы федеральной противопожарной службе» по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 84 настоящего Федерального закона (л.д.126-130).
Пункт 2 части 1 статьи 84 Федерального закона № 141-ФЗ предусматривает, что сотрудник федеральной противопожарной службы подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Приказом Главного управления от 29.09.2020 № 108-НС старший лейтенант внутренней службы Мельников А.А., дознаватель отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Павловскому и Верхнемамонскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы уволен 02 октября 2020 года. Увольнение сотрудника федеральной противопожарной службы происходило не в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, командировке.
Согласно порядку выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, утвержденному приказами МВД России № 624, Минздрава России № 766н от 05.10.2016, листок освобождения по временной нетрудоспособности не выдается сотруднику при вынесении военно-врачебной комиссией заключения о негодности сотрудника к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Таким образом, факт прохождения медицинского освидетельствования в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» на предмет годности к службе в федеральной противопожарной службе в должности не является временной нетрудоспособностью. Дисциплинарное взыскание наложено не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесении по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного или нахождения в отпуске. Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд полагает, что ответчиком соблюден порядок и сроки применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения. На основании части 6 статьи 84.1 ТК РФ ответчик обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Из материалов дела следует, что в день увольнения в адрес Мельникова А.А. направлены соответствующие уведомления, с разъяснениями прибыть в ГУ МЧС России по Воронежской области для получения трудовой книжки, а при невозможности предоставить согласие на отправку трудовой книжки и военного билета по почте (л.д.136-137).
Суд, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, положениями Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", Приказа МЧС России от 15.04.2013 г. N 252 "О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и граждан, претендующих на замещение таких должностей", Приказа МЧС России от 22.10.2015 г. N 566 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 15.04.2013 N 252", Приказа МЧС России от 20.02.2017 г. N 74 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам противодействия коррупции", с п. 4, пп. "а" п. 22 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 г. N 1065, оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, полагает что у ответчика имелись законные основания для увольнения истца со службы федеральной противопожарной службе» по пункту 13 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 №141-ФЗ в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 84 настоящего Федерального закона, поскольку при рассмотрении дела был установлен факт не предоставления истцом в установленный законом срок сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019год. Проверяя процедуру применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения, судом установлено, что дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки, как указывалось выше, до привлечения к дисциплинарной ответственности от истца были истребованы объяснения; проведена служебная проверка, о которой истец уведомлен; при наложении дисциплинарного взыскания ответчиком учтена тяжесть совершенного проступка.
Поскольку основное требование истца оставлено без удовлетворения, то суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Мельникову Алексею Аркадьевичу в удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Воронежской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца.
Судья И.В. Хрячков